Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Кордоский Симон - Административные рынки СССР и России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 574 Кб
Страницы: «« « 26   27   28   29   30   31   32   33   34  35   36   37   38   39   40   41   42   43   44  » »»

Сходную эволюцию на уровне области претерпевали и подразделения министерств и
ведомств, выполняющие контрольные функции. Рассмотрим пример
контрольно-ревизионного управления Министерства финансов. В структуре
Министерства финансов контрольно - ревизионная служба представляла собой
самостоятельное подразделение, возглавляемое заместителем министра. В
областном блоке контрольно-ревизионная функция существовала в виде
структурного подразделения исполкома областного Совета -
контрольно-ревизионного управления, со своей структурой управления,
начальником, первым заместителем начальника и заместителями. Субординационные
связи в контрольно-ревизионном управлении по административной линии замыкались
на заместителя министра финансов республики, по представительской - на
заместителя председателя исполкома, курирующего финансы. Поэтому можно
говорить о формировании на уровне области еще одной специфической ветви
власти: контрольно-исполнительской. Эта ветвь формировалась следующим образом:
сначала представительская ветвь делилась на две ветви: исполнительскую и
собственно представительскую. Одновременно административная ветвь
раздваивалась на линию организаций республиканского и союзного подчинения, и
на линию организации областного подчинения. В дальнейшем представительская
ветвь сливалась с административной, осуществлявшей контрольные функции - с
образованием контрольно-исполнительской ветви власти областного уровня
макроструктуры.

Такова эволюция, которую претерпевали на областном уровне представительская и
административная ветви (разделенные на республиканском и союзном уровнях),
образуя в дополнение к четырем ветвям власти, специфичных для высших уровней
управления, еще две: административно-контрольную и контрольно-исполнительскую.

Рассмотрим теперь, как реализовались на областном уровне отношения управления,
специфичные для СССР в целом. Начнем с административной ветви, представленной
предприятиями союзного и республиканского подчинений. Субординационных связей
у них на областном уровне не было. Руководители предприятий непосредственно
подчинялись заместителям союзных и республиканских министерств. Первые
заместители руководителей предприятий и организаций были подчинены
руководителям предприятий. Этим, собственно, и исчерпывались субординационные
отношения в административной ветви на уровне области. Никакого координирующего
органа для предприятий и организаций союзного и республиканского подчинений на
областном уровне не было.

Ветвь политического руководства на уровне области не отличалась принципиально
от высших уровней правления. Ее возглавляли первый секретарь обкома (крайкома)
партии, которому были подчинены секретари обкома, заведующие отделами, их
заместители и инструкторы. Субординационные связи задавались самой иерархией
должностей, координационные реализовались в форме заседаний секретариата
партийного комитета.

Представительская ветвь возглавлялась председателем обл.(край)исполкома,
которому были подчинены первые заместители, заместители и начальники отделов и
управлений. Последние, как уже подчеркивалось выше, в рамках административной
ветви были подчинены соответствующим министерствами и ведомствам.
Функциональные места в представительской ветви, которые занимали начальники
отделов и управлений облисполкомов, тождественны с местами председателей
постоянных комиссий и членов постоянных комиссий областного Совета народных
депутатов.

Субординационные связи в представительской ветви определялись отношениями
между председателем исполкома и его заместителями, а также начальниками
отделов и управлений. В то же время депутаты областного Совета, члены
постоянных комиссий и их председатели номинально обладали представительской
властью: их коллегиальные решения были обязательны для исполнения
функционерами представительского аппарата. Однако из-за того, что функционеры
аппарата в то же время были и депутатами (и членами постоянных комиссий, и их
руководителями), возникала весьма неопределенная ситуация консолидации
исполнительской и представительской власти у функционеров
административно-исполнительской ветви. Выборные лица, выдвигающие и
принимающие законодательные инициативы, обязаны были по должности их
исполнять.

Координационные связи в представительской ветви были организованы как
заседания исполкома областного Совета и его постоянных комиссий. Однако
совмещение выборных и исполнительских должностей приводило к тому, что
координирующие органы просто одобряли решения, принимавшиеся этими же
функционерами, но в другой роли.

В контрольной ветви власти областного блока точно так же, как и в
административной ветви в целом, можно было выделить линию организаций союзного
и республиканского подчинений, таких как прокуратура, народный суд, народный
контроль, Государственный арбитраж, представленные вполне самостоятельными
областными подразделениями. Министруктура в этом случае аналогична
республиканскому и союзному уровням. Контрольный орган возглавлял первый
руководитель (областной прокурор, председатель народного суда, государственный
арбитр, председатель комитета народного контроля), которому были подчинены
первые заместители и заместители.

Опишем координационные связи в системе управления областью в целом. Высшим
координирующим органом управления являлся Совет народных депутатов, который на
своих сессиях и заседаниях направлял деятельность
административно-исполнительской, контрольно-исполнительской и собственно
представительской ветвей. Однако у Совета народных депутатов, как правило, не
было возможности направлять деятельность руководителей предприятий и
организаций и контрольных органов общесоюзного и республиканского подчинения
(хотя обычно эти руководители были членами областного Совета).

Можно сказать, что для представительского управления реальность
государственного устройства как бы раздваивалась на управляемую им и на то,
что управляется более высокими уровнями иерархии. Можно даже предположить, что
формирование административно-исполнительской и контрольно-исполнительской
ветвей во многом было связано с борьбой областей как субъектов управления с
государством за толику власти над собственной территорией. В результате
области и края как бы присвоили себе (отняв у административной ветви)

Страницы: «« « 26   27   28   29   30   31   32   33   34  35   36   37   38   39   40   41   42   43   44  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Кордоский Симон, Административные рынки СССР и России