Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Кордоский Симон - Административные рынки СССР и России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 574 Кб
Страницы: «« « 31   32   33   34   35   36   37   38   39  40   41   42   43   44   45   46   47   48   49  » »»

  министерский
7     министры СССР, члены "малого Совмина"
 70     министры, члены "большого Совмина"
 63     министры республик
 56     министры
 49


В рамках административной ветви ранг председателя Совета министров СССР был
равен 100, если исходить из принятой аксиоматики. Но в политической ветви
административный вес главы кабинета был равен 81 (вес секретаря ЦК, члена
Политбюро). Следовательно, реальные административные веса субординированных
Председателю СМ СССР необходимо отсчитывать в долях от 81, пропорционально их
весу в административной ветви. Так, веса заместителей председателя СМ СССР
будут равны 65, 6, что немного выше административного веса заведующего обычным
отделом ЦК КПСС. Административный вес министра СССР, члена малого Совмина
будет равен 56.7, что примерно равно административному весу первого секретаря
ОК КПСС третьей категории.


Необходимость многоуровневой структуры власти.

Описанная огромная надстройка над обществом была необходима но нескольким
причинам. Одна из них - огромная территория страны, очень неоднородная
географически и этнически. Вторая причина - государственная собственность на
средства производства и отсутствие экономики как реальности, функционирующей
по собственным экономическим законам, рыночным в частности. Для управления
предприятиями и организациями, размещенными на конкретных территориях, была
необходима иерархия административных органов, а чтобы координировать
территориальные и отраслевые (административные) аспекты функционирования
государства необходимы были и другие ветви власти - представительская,
политическая, контрольная.

В своей принципиальной схеме структура власти СССР, конечно, была результатом
созидающей и рациональной деятельности. Но в конкретной структуре она во
многом результат естественных и неконтролируемых процессов. Ветви власти и
уровни макроструктуры (отраслевые и территориальные аспекты) тесно связаны
между собой. Поэтому радикальные изменения в ветвях власти и отношений между
ними (реформы И. С. Хрущева, "Косыгинская реформа" 1965 года", реформы 1979
г.) нейтрализовались противодействием территориальных органов власти, и
наоборот.

Министруктуры разных ветвей были связаны между собой: с каждой должностью в
одной ветви были сопоставлены эквивалентные ей должности в других ветвях. Это
необходимое условие функционирования системы управления в целом, так как
принятие решений на каком-либо одном функциональном месте должно быть
согласовано с эквивалентными должностями по всему уровню иерархии в других
ветвях. Существовал своеобразный табель о рангах в виде института
номенклатуры.

Существенной особенностью структурной организации системы управления обществом
являлось своеобразное "умножение" статусов, связанное с членством функционеров
в координационных органах управления. Функционеры, занимающие должности одного
уровня иерархии, в то же время могли существенно различаться по скрытым
параметрам: по членству в коллегиях, бюро партийных комитетов, исполкомах
Советов и т. п. Функционер, член координационного органа управления, имел
более высокий статус в системе управления, чем другой функционер равного ранга
и положения в иерархии, но не входящий в ту или иную коллегию. Так, секретари
ЦК КПСС делились на три группы: секретари - члены политбюро ЦК КПСС, секретари
- кандидаты в члены Политбюро ЦК КПСС, и просто секретари ЦК. Аналогичные
отношения были во всех блоках макроструктуры и во всех ветвях власти. Можно
сказать, что членство в координирующих органах управления увеличивало линейные
размеры иерархии управления ("сверху -вниз") и создавало дополнительную, не
связанную прямо с министруктурой компоненту динамики, обеспечивая карьерные
перемещения без изменения должностного положения.

Следствием такого устройства власти было то, что продвижение "наверх" в
аппарате управления было непосредственно связано с занятием должностей в
партийной иерархии.


Формы связи между уровнями системы управления

Структурная целостность управления была весьма относительна. В реальности
уровни макроструктуры были достаточно автономны и жили своей собственной
аппаратной жизнью. Внутренняя жизнь республик (областей, краев, районов,
поселений) лишь в своих граничных проявлениях зависела от Центра. Можно
сказать, что высшие уровни иерархии управления задавали граничные условии
функционирования, в то время как низшие действовали по автономным законам,
иногда нарушавшим законы системы в целом.

Границы между уровнями макроструктуры, хорошо очерченные в схеме их
устройства, в реальности были не столь четки. Это происходило потому, что
функционеры, занимавшие должности в ветвях власти низших блоков,
делегировались в высшие блоки по политической и представительской ветвям. Так,
секретари ЦК партий союзных республик, обкомов и крайкомов в то же время
являлись членами или кандидатами в члены ЦК КПСС, председатели
облкрайисполкомов - депутатами Верховного Совета Союза или республики, а
секретари райкомов и председатели РИК - депутатами областного Совета.
Координирующие органы управления вышерасположенных блоков макроструктуры
включали в свой состав первых руководителей ветвей власти низших блоков.
Именно это обеспечивало одну из форм связей между блоками в целостную систему
управления СССР.

Другая форма связи - отчетность и подотчетность низших блоков высшим. Сама
государственная статистика была организовала таким образом, что каждый блок
управления испытывал дефицит информации о самом себе. Устранялся он только
высшими уровнями управления. В результате дефицита информации формировались
особые формы связи между блоками и создавалась дополнительную зависимость
низших блоков структуры от высших. Рассмотрим это на примере организации

Страницы: «« « 31   32   33   34   35   36   37   38   39  40   41   42   43   44   45   46   47   48   49  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Кордоский Симон, Административные рынки СССР и России