|
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 494 Размер файла: 3470 Кб Страницы: «« « 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 » »» не только инквизиторы, но и несколько адвокатов, чтобы избежать ошибки
канонистов.
Поднят был седьмой вопрос: допустимо ли чувствовать неприязнь к
обращенным и лишать их должностей и санов, потому что они происходят от
поколения евреев? В этом вопросе было много разногласий, так как некоторые
из присутствовавших не желали разговаривать об этом предмете, потому что,
по-видимому, были враждебно настроены по отношению к людям этого
происхождения. Но в моем присутствии (сказал король Пруденциан) не
осмелились высказать словами свое настроение, и богословы взялись за
установление истины. Один из старейших сказал: есть правило не только у
богословов, но и у философов, что в тех вещах, которые не зависят от
человека, не допускается ни похвала, ни порицание, например, красив ли кто и
ловок или уродлив и неповоротлив, здоров ли всем существом или имеет
какие-либо недостатки, имеет ли он то или другое происхождение, дворянин,
крестьянин, новообращенный. Если бы зависело от человека выбирать по своей
воле, каждый выбрал бы то, что более в чести у людей, и поэтому, если бы
случилась ошибка или беда, он был бы виноват, поскольку мог поступить иначе,
но не сделал этого. Но так сотворил Бог, который не может ошибаться, имея
беспредельную мудрость, и не может делать зла, потому что обладает
величайшей благостью, и не сделал иначе не по бессилию, так как он всемогущ.
Поэтому нет вины в том, что один имеет одно происхождение, а другой другое.
Зачем же мы виним или имеем неприязнь к созданиям Божиим за то, что Бог
действовал в них по своей воле, мало ценим их, унижаем и бесчестим? Это грех
для христианина не судить хорошо о делах Божиих, и, как говорит св. Павел, у
Бога нет различия между иудеем и эллином, откуда бы они ни произошли, если
они хорошие христиане. Раньше мы любили и почитали обращенных в нашу святую
веру, от кого бы они ни произошли, и хорошо обращались с ними, потому что
они отошли от своих заблуждений к истине нашей веры, чтобы они радовались и
воодушевлялись быть лучше и не раскаивались бы в своем обращении, видя
дурное обхождение. Другие перестали обращаться, говоря: "Если я обращусь в
христианство, меня будут так же называть евреем или мавром, как и раньше; я
предпочитаю оставаться среди тех, которые меня почитают, чем среди тех,
которые дурно обходятся со мной за то, что я вошел в их общество". Отсюда
произошел большой вред для Церкви Божией. Поэтому на вопрос ответили, что
обратившиеся к нашей вере, какого бы они ни были происхождения, не должны ни
быть в унижении, если они добродетельны, ни лишаться должностей и санов,
если только не будут отрешены по закону. То же самое сказано было о детях и
внуках осужденных за преступление ереси, потому что они исключены, хотя
происходят от старинных христиан, от дворян и рыцарей, так как закон всех
равняет. Канонисты ответили, что мнение богословов согласно с каноническим
правом; что на этот случай имеется много текстов, которые дают то же
решение, что и богословы. Поэтому во всех делах те и другие равны, если они
добродетельны и хорошие христиане.
Возник восьмой вопрос: нужно ли вводить новшества в дела инквизиции?
Некоторые ответили отрицательно, потому что это показало бы, что в прошлом
вели дела нехорошо. Другие возразили, что следует иметь больше усердия и
больше уважения к служению Богу и спасению душ и к лучшему управлению делами
инквизиции, чем к мирской чести; если в чем-либо и когда-нибудь возможно
лучшее решение, то будет признаком мудрости оставить привычное ради более
полезного, лучшего и выгодного - тем более когда обнаруживается в прошлом
ущерб и надежда возлагается на перемену. В одеждах, в приготовлении пищи, в
приемах еды без всякого смущения и стыда мы оставляем прежние обычаи и
употребляем кажущиеся нам лучшими, тем более что сообразно различию эпох
следует изменять и человеческие законы. Возможно, что в прошедшие времена
то, что делалось, было полезно, а теперь не подходит. При замещении
инквизиторов богословами можно распорядиться так, чтобы они не отрешались от
исполняемых обязанностей, а при освобождении какой-либо должности
инквизитора назначать богословов, а пока они будут назначены в каждый
трибунал инквизиции, один будет богослов, а другой канонист. Где оба будут
канонистами, для принятия показаний доносчиков и признания обвиняемого пусть
берут в товарищи богослова, который научит их, как следует поступать.
Мало-помалу все устроится, и Господу нашему будет лучшее служение, и души
спасутся, и будут покинуты заблуждения христианства, и инквизиторы станут
поступать, как должно. После этих определений я сказал (говорит король
Пруденциан) великому инквизитору и всем бывшим на собрании: я желаю, чтобы
все живущие в моем царстве избавились от греха и стали хорошими христианами,
чтобы спастись и служить Богу, а не быть осужденными на потерю чести и
имущества. Так как дела инквизиции велись очень сурово, я думаю, что многие
не рискнули обнаружить заблуждения, в которые они впали; поэтому, мне
кажется, было бы хорошо многим очиститься от лежащего на них греха в три
срока по шестьдесят дней, как делалось вначале, когда появилась инквизиция.
Всех, кто добровольно объявит свою вину, пусть разрешат от ересей и
заблуждений, как бы они ни были велики и тяжки, наложив на них тайную
епитимью за их проступки так, чтобы они не были унижены и не лишились ничего
из своего имущества. Денежный штраф с них не должен превышать одного дуката.
А бедные и малоимущие должны быть отпущены с одной епитимьей, которую они
отбудут или у себя дома, или тайно в присутствии только секретаря и
инквизиторов в зале заседания трибунала. Таким образом, все совершившие
проступки ереси объявят свою вину, получат отпущение и будут в состоянии
служить Богу и спасти свои души. Великий инквизитор и все бывшие на
совещании отвечали, что это дело моего великого человеколюбия, очень
полезное для всего царства, благодаря чему искоренятся все обнаруженные
ереси и заблуждения. Каждому из кающихся предлагалось целительное средство
для спасения. Так делалось во всем царстве, и вследствие этого мое царство
стало чисто от ересей, заблуждений и суеверий.
С тех пор все делалось согласно постановлению совещания: во всех
тюрьмах устроены были капеллы, и в них ежедневно служили обедни,
исповедовали и причащали в Светлую седмицу, когда передавали осужденных в
руки светской власти, и, когда они пожелают, не говоря об этом, начальник
тюрьмы призывал их к духовнику. Узникам инквизиции открывали имена
свидетелей, они знали их и видели, как они присягали; обвиняемых и их
поверенных вызывали в суд, где их допрашивали с большой внимательностью,
совершили ли они проступки, в которых их обвиняют, зная, что они противны
нашей святой вере; их не осуждали за ереси, только налагали на них некоторую
епитимью и выпускали на свободу к себе домой. Со времени совещания впредь
все делалось в инквизиции, как было определено на совещании великого
инквизитора и всех инквизиторов и многих других ученых богословов,
канонистов и правоведов, находившихся на собрании. При таком порядке исчезли
все заблуждения в царстве, так как каждый был рад объявить свою вину, зная,
что с легкой епитимьей, без позора и без потери имущества и чести, его
Страницы: «« « 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |