Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Мид Д. - Теософский словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 221
Размер файла: 965 Кб
Страницы: «« « 200   201   202   203   204   205   206   207   208  209   210   211   212   213   214   215   216   217   218  » »»

солнечной энергии, и описан как "пересекающий тремя шагами семь
областей Вселенной, и укутывающий все пылью (своих лучей)".
Какими бы ни были шесть других оккультных значений этого
утверждения, это относится к тому же классу символов, как и семь
и десять Сефиротов, как семь и три отверстий совершенного Адама
Кадмона, как семь "принципов" и высшая триада в человеке и т.д.,
и т.д. Позднее этот мистический символ становится великим богом,
хранителем и восстановителем, "имеющим тысячу имен - Сахасранама".


ВИШВАКАРМАН (Санскр.) "Всесоздающий". Ведийское божество,
олицетворение творящей Силы, описан как Единый "всевидящий бог...
породитель, распорядитель, который... находится вне пределов
понимания (непосвященных) смертных". В двух гимнах "Риг-Веды",
посвященных специально ему, говорится, что он "принес себя в
жертву самому себе". Имена его матери, "прекрасной и
добродетельной Йога-Сиддха" ("Пураны"), и его дочери Санджны
(духовное сознание), показывают его мистический характер. (См.
"Тайная Доктрина", индекс.) Как ремесленник богов и их оружейник,
он назван Кару, "рабочий", Такшака, "плотник" или "дровосек" и
т.д., и т.д.


ВИШВАТРИАРЧАС (Санскр.) Четвертый солнечный (мистический) луч из
семи. (См. "Тайная Доктрина", I, с. 642, прим.)


ВИВАСВАТ (Санскр.) "Яркий", Солнце.


ВИВАН (Санскр.) Некий вид "летательного аппарата", подобный
воздушному шару, упомянутый, но не описанный в древнесанскритских
работах; по-видимому, он был известен и им пользовались атланты и
древние арьи.


ВОЛУСПА (Сканд.) Поэма под названием "Песнь Пророчицы", или
"Песнь Уалы".


ВУДУИЗМ или Вуду. Система африканского колдовства; секта черных
магов, которой весьма преданы негры Нового Орлеана. Процветает
также на Кубе и в Южной Америке.


ВУРДАЛАК (Слав.) Вампир; труп, оживленный своими низшими
принципами и сохраняющий нечто вроде полу-жизни в себе, выходя по
ночам из могилы, зачаровывая своих живых жертв и высасывая их
кровь. Румыны, молдаване, сербы и все славянские народности,
живущие на Балканах, а также чехи (богемийцы), моравы и другие,
твердо верят в существование подобных призраков и соответственно
боятся их.


ВОТАН (Мекс.) Обожествленный герой мексиканцев, и, вероятно, то
же , что Кецал-коатл; "сын змиев", допущенный "к норе змия", что
означает Адепта, допущенного к Посвящению в сокровенном покое
Храма. Миссионер Брассер де Бурбур стремится доказать, что он
потомок Хама, проклятого сына Ноя. (См. "Раз. Изида", I, 627 и
дальше.)


ВРАТА (Санскр.) Закон или сила богов.


ВРАТАНИ (Санскр.) "Действующие законы" Варуны, законы природного
действия. (См. гимны "Риг-Веды", X, 90-I.)


ВРИДДХА ГАРГА (Санскр.) От Вриддха, "старый", и Гарга, древний
мудрец, один из древнейших писателей по астрономии.


ВРИДДХА МАНАВА (Санскр.) Законы Ману.


ВРИТРА (Санскр.) Демон засухи в "Ведах", великий противник Индры,
с которым он постоянно воюет. Аллегория космического феномена.


ВРИТРА-ХАН (Санскр.) Эпитет или титул Индры, означающий
"победитель Вритры".


ВЬЯХРИТИ (Санскр.) Букв., "огненные", слова, зажженные огнем и
рожденные им. Три мистических, творящих слова, которые, согласно
Ману, Праджапати "выдоили" из "Вед": бхур - из "Рид-Веды"; бхувах
- из "Яджур-Веды"; и Свар - из "Сама Веды" ("Ману", II, 76).
Говорится, что все три обладают творящей силой. "Шатапатха
Брахмана" поясняет, что они суть "три светящиеся сущности",
которые Праджапати ("владыки творения", прародители) извлекли из
"Вед" с помощью тепла. "Он (Брама) молвил слово бхур, и оно стало
землей; бхувах, и оно стало небосводом; и свар, которое стало
небом." Махар есть четвертая "светящаяся сущность", и была взята
из "Атхарва-Веды". Но так как это слово чисто мантрическое и
магическое, то оно, так сказать, остается в стороне.


ВЬЯСА (Санскр.) Букв., тот, кто излагает или развивает,
толкователь или, вернее, открывающий; ибо то, что он объясняет,

Страницы: «« « 200   201   202   203   204   205   206   207   208  209   210   211   212   213   214   215   216   217   218  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Мид Д., Теософский словарь