Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Мид Д. - Теософский словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 221
Размер файла: 965 Кб
Страницы: «« « 198   199   200   201   202   203   204   205   206  207   208   209   210   211   212   213   214   215   216  » »»

всех известных языков, как его называет проф. Макс Мюллер. Лишь
самые ученейшие из браминов-пандитов могут читать "Веды" в
оригинале. Утверждается, что Колбрук пришел к дате 1400 г. до
Р.Х., которая полностью подтверждается обнаруженным им отрывком,
основанным на астрономических данных. Но если, как единодушно
показано всеми востоковедами, а также индусскими пандитами, (а)
"Веды" не являются целостным трудом, и даже ни одна из отдельных
"Вед", но каждая "Веда", и почти каждый гимн и раздел в ней,
написан различными авторами; и (б) они написаны (либо как шрути,
"откровение", либо иначе) в различные периоды этнологической
эволюции индо-арийской расы - то что же открытие м-ра Колбрука
доказывает? Просто то что "Веды" были окончательно обработаны и
составлены за четырнадцать столетий до нашей эры; но к их
древности это не имеет никакого отношения. Совсем наоборот, ибо в
противовес отрывку Колбрука появилась научная статья, написанная
Кришна Шастри Годболе (Бомбей) на основании чисто астрономических
данных, которая столь же полно и на таком же свидетельстве
доказывает, что "Веды" должны были преподаваться по меньшей мере
25 000 лет тому назад. (См. "Theosophist", т. II, с. 238 и далее,
Авг., 1881.) И это заявление, если и не подтверждается, то,
по меньшей мере, не противоречит тому, что говорит проф. Коуэлл в
Приложении VII к "History of India" Эльфинстона: "Существует
разница в возрасте между различными гимнами, которые теперь
объединены в их теперешней форме как "Санхита" "Риг-Веды"; но мы
не имеем данных, чтобы определить их относительную древность, а
чисто субъективная критика, без основательных данных, настолько
часто терпела неудачу в других случаях, что мы лишь слабо можем
доверять кому-либо из ее выводов в столь недавно открывшейся
области исследований, как санскритская литература. (На данный
момент не опубликована даже четвертая часть ведийской литературы,
и очень мало из этого переведено на английский язык (1866).) Все
еще неразрешенные противоречия относительно Гомеровых поэм могут
довольно основательно предупредить нас не быть слишком
самонадеянными в наших суждениях относительно еще более ранних
гимнов Риг-Веды. ...Когда мы разбираем эти гимны... они
представляют глубокий интерес как история человеческого разума,
так как принадлежат намного более древнему периоду, чем поэмы
Гомера и Гесиода." Все ведийские писания делятся на два больших
раздела, экзотерический и эзотерический; первый называется
Карма-Канда, "раздел деяний или трудов", второй - Джнана-Канда,
"раздел (божественного) знания", причем "Упанишады" (см.)
относятся к последней категории. Оба раздела считаются Шрути или
откровением. Каждый гимн "Риг-Веды" начинается с имени того
Провидца или Риши, кому он был открыт. Таким образом, на
основании самих этих имен (таких как Васишта, Вишвамитра, Нарада
и т.д.), которые все принадлежат людям, родившимся в различных
манвантарах и даже эпохах, становится очевидным, что столетия, а
быть может и тысячелетия, должны были пройти между временами их
составления.


ВЕДА-ВЬЯСА (Санскр.) Составитель "Вед" (см.).


ВЕДДХАС (Синг.) Название дикого племени, обитающего в лесах
Цейлона. Их очень трудно отыскать.


ПРОВОДНИК ЖИЗНИ (Мистич.) "Семиричный" Человек у пифагорейцев,
"число семь" у профанов. Первые "объясняли это, говоря, что
человеческое тело состоит из четырех основных элементов
(принципов), и что душа троична (высшая триада)". (См. "Раз.
Изида", II, с. 484.) Часто заявляется, что в ранних трудах
философов никакое семеричное деление человека не упоминалось.
Вышеприведенная цитата есть достаточное доказательство, что к
этому вопросу, хотя с постоянной осторожностью, подходили более
чем однажды, и что это не является новомодной теорией или
изобретением.


ВЕНДИДАД (Пехлев.) Первая книга (Носк) в собрании фрагментов
Зенд, обычно известном как Зенд-Авеста. "Вендидад" есть искажение
сложного слова "Видаэво-датем", означающего "противодемонический
закон", и полон учений, как избежать греха и осквернения с
помощью очищения, нравственного и физического - причем каждое из
этих учений основано на Оккультных законах. Это преимущественно
оккультный трактат, полный символизма и часто такого значения,
которое совершенно противоположно выраженному в его
мертво-буквенном тексте. Как гласит предание, "Вендидад" -
единственный из двадцати одной Носки (книги), который избежал
аутодафе от рук пьяного Искандера Руми, того, который потомками
назван Александром Великим - хотя этот эпитет оправдывается лишь
по отношению к зверству, порокам и жестокости этого завоевателя.
Именно благодаря вандализму этого грека, литература и знание
утеряли много бесценных учений в Носках, сожженных им. Даже
"Вендидад" дошел до нас лишь во фрагментах. Первые главы очень
мистичны, и поэтому в токованиях европейских востоковедов
называются "мифическими". В них представлены два "творца"
"духо-материи" или мира дифференциации - Ахура-Мазда и
Ангра-Майнью (Ахриман), а также Йима (первый человек, или
олицетворенное человечество). Этот труд разделен на фаргарды или
главы, и некоторая часть из них посвящена образованию нашего
глобуса, или земной эволюции. (См. "Зенд-Авеста".)


ВЕТАЛА (Санскр.) Элементал, призрак, который посещает места
захоронения и оживляет трупы.


ВЕТАЛА СИДДХИ (Санскр.) Практика колдовства; способ приобретения

Страницы: «« « 198   199   200   201   202   203   204   205   206  207   208   209   210   211   212   213   214   215   216  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Мид Д., Теософский словарь