Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Мизес Людвиг - Бюрократия. Запланированный хаос. Антикап. ментальность

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 94
Размер файла: 667 Кб
Страницы: «« « 4   5   6   7   8   9   10   11   12  13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  » »»

предприниматели должны приноравливаться к их пожеланиям. Тот, кто хочет
изменить своих соотечественников, должен прибегнуть к убеждению. Это
единственный демократический способ добиться изменений. Если человек терпит
неудачу, пытаясь склонить людей на свою сторону, он должен обвинять в этом
только самого себя. Он не должен требовать помощи закона, то есть
насильственных и принудительных полицейских мер.
Основой экономических расчетов является оценка всех потребительских благ всеми
людьми. Верно, что потребители подвержены заблуждениям и могут ошибаться в
своих суждениях. Мы можем допустить, что они по-другому оценили бы различные
товары, если бы были лучше информированы. Но такова человеческая натура, и у
нас нет возможности заменить поверхностные суждения людей мудростью
непогрешимых властей.
Рыночные цены не следует считать выражением вечной и абсолютной ценности. Нет
абсолютных ценностей, не зависящих от субъективных предпочтений людей, которые
могут ошибаться. Суждения о ценности выносятся людьми совершенно произвольно.
Они отражают все слабости и недостатки их авторов. Однако единственной
альтернативой определению цен на основе предпочтений всех потребителей
является их определение на основе суждений каких-то небольших групп людей, в
неменьшей степени, чем большинство потребителей, подверженных ошибкам и
промахам, несмотря на то, что они называются "властью". Как бы ни определялись
цены потребительских товаров, устанавливаются ли они решением диктатора или
предпочтениями всех потребителей -- всего народа, ценности всегда носят
относительный, субъективный и земной характер, они никогда не бывают
абсолютными, объективными и божественными.
Необходимо ясно понимать, что в рыночном обществе, организованном на основе
свободного предпринимательства и частной собственности на средства
производства, цены потребительских благ находят верное и достаточно точное
отражение в ценах различных факторов, требующихся для их производства. Таким
образом, появляется возможность путем точного расчета обнаружить, какие из
безграничного множества мыслимых процессов производства являются более, а
какие -- менее выгодными. "Более выгодные" означает в этой связи использование
этих факторов производства таким образом, что производство потребительских
благ, более настоятельно требуемых потребителями, получает преимущество по
сравнению с производством товаров, менее настоятельно требуемых потребителями.
Экономический расчет дает бизнесу возможность приспосабливать производство к
запросам потребителей. Напротив, при любой из разновидностей социализма
центральные органы управления окажутся не в состоянии производить
экономические расчеты. Там, где нет рынка и, следовательно, нет рыночных цен,
они не могут стать основой для расчетов.
Чтобы полностью разобраться в затрагиваемых проблемах, мы должны попытаться
понять природу и источник прибыли.
В гипотетической системе, где все неизменно, вообще не было бы никаких
прибылей и убытков. В таком статичном мире, где не происходит ничего нового и
все экономические условия постоянно остаются одними и теми же, общая сумма
издержек изготовителя на приобретение необходимых ему факторов производства
была бы равна цене, которую он получает за свой продукт. Цены, которые нужно
заплатить за материальные факторы производства, заработная плата и проценты на
взятый взаймы капитал поглощали бы всю цену продукта. На долю прибыли ничего
не оставалось бы. Очевидно, что в такой системе не было бы нужды в
предпринимателях и не существовало бы экономических функций для прибыли. Если
сегодня производится то же, что и вчера, и десять лет назад, и если все то же
самое будет продолжаться вечно, если ни в предложении, ни в спросе и на
потребительские и на производственные блага, ни в технологических методах не
происходит никаких изменений, если все цены стабильны -- для
предпринимательской деятельности не остается места.
Но реальный мир -- это мир постоянных изменений. Численность населения, вкусы
и потребности, предложение факторов производства и технологические методы
непрерывно модифицируются. В такой ситуации необходимо постоянно
приспосабливать производство к изменяющимся условиям. Именно здесь в дело
вступает предприниматель.
Те, кто стремится получить прибыль, всегда ищут благоприятные возможности. Как
только они обнаруживают, что отношение цен факторов производства к ожидаемым
ценам на продукцию обещает представить такую возможность, они принимаются за
дело. Если их оценка всех элементов предприятия была правильной, они получают
прибыль. Но немедленно начинает действовать и тенденция к исчезновению таких
прибылей. В результате внедрения новых проектов цены используемых факторов
производства поднимаются, и одновременно цены на продукцию начинают падать.
Прибыли извлекаются постоянно только потому, что всегда происходят изменения в
рыночных условиях и методах производства. Тот, кто хочет получить прибыль,
должен постоянно следить за появлением новых благоприятных возможностей. И,
стремясь получить прибыль, он приспосабливает производство к запросам
потребителей.
Мы можем рассматривать весь рынок материальных факторов производства и труда
как публичные торги. Их участниками являются предприниматели. Потолок
предлагаемых ими цен ограничен готовностью потребителей заплатить за их
продукцию. В таком же положении другие участники торгов, их конкуренты,
которые должны предложить более выгодные условия, если не хотят уйти с пустыми
руками. Все участники этих торгов действуют, так сказать, как доверенные лица
потребителей. Но каждый из них представляет отличный от других аспект
потребительских запросов или другой товар, или другой способ производства того
же самого товара. Конкуренция между различными предпринимателями -- это, по
существу, конкуренция между различными возможностями, имеющимися у индивидов
для того, чтобы избавиться, насколько это осуществимо, от присущего им
состояния беспокойства путем приобретения потребительских товаров. [Пытаясь
философски обосновать экономические закономерности, Л. Мизес в ряде своих
работ обращается к анализу человеческой деятельности. Побудительным ее мотивом
Мизес считает стремление человека избавиться от возникающего у него ощущения
беспокойства. Наиболее детально и последовательно эти идеи изложены в вышедшей
в 1949 г. книге Мизеса "Human Action" ("Человеческая деятельность").] Каждое
отдельное решение купить холодильник и отложить покупку нового автомобиля
является определяющим фактором формирования цен автомобилей и холодильников.
Благодаря конкуренции между предпринимателями цены этих потребительских
товаров отражаются в формировании цен факторов производства. Тот факт, что
различные потребности индивида, вступающие в конфликт друг с другом вследствие
жесткой дефицитности факторов производства, представлены на рынке различными
конкурирующими друг с другом предпринимателями, приводит к установлению таких
цен на эти факторы, которые делают экономический расчет не только возможным,
но и обязательным. Предприниматель, не производящий экономических расчетов или
игнорирующий их результаты, очень скоро обанкротится и лишится своей
управленческой функции.

Страницы: «« « 4   5   6   7   8   9   10   11   12  13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Мизес Людвиг, Бюрократия. Запланированный хаос. Антикап. ментальность