Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Мизес Людвиг - Бюрократия. Запланированный хаос. Антикап. ментальность

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 94
Размер файла: 667 Кб
Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  » »»

дохода, с которым имеет дело государственная служба.
В сфере государственного управления достижения нельзя выразить в рыночных
ценах. Поэтому в управлении государственными учреждениями приходится
использовать принципы, совершенно отличные от тех, которые применяются в
системе, ориентированной на прибыль.
Теперь мы можем дать определение бюрократического управления. Бюрократическое
управление -- это метод, применяемый при ведении административных дел,
результаты которых не имеют денежной ценности на рынке. Запомните: мы не
говорим, что успешное управление государственными делами не имеет никакой
ценности, мы говорим, что оно не имеет цены на рынке, что его ценность не
может быть выявлена путем операций на рынке и, соответственно, не может быть
выражена в деньгах.
Если мы сравним положение двух стран, скажем, Атлантиды и Туле, мы сможем
привести немало важных статистических показателей по каждой из них: размер
территории и численность населения, уровень рождаемости и смертности, число
неграмотных, количество совершенных преступлений и много других
демографических данных. [Атлантида и Туле -- мифические страны, о которых
повествовали античные авторы. Атлантида, согласно Платону, находилась до своей
гибели к западу от Гибралтара; Туле, по утверждениям древних географов, --
остров, лежащий к северу от Британии.] Мы сможем определить сумму денежных
доходов всех их жителей, денежную ценность годового общественного продукта,
денежную ценность импортированных и экспортированных товаров и множество иных
экономических показателей. Но мы не сможем придать никакой количественной
ценности правительственной и административной системе. Это не означает, что мы
отрицаем роль или ценность хорошего правительства. Это означает только, что
нет такой единицы, при помощи которой можно было бы их измерить. Они не
поддаются выражению в цифрах.
Вполне возможно, что самое замечательное в Атлантиде -- это ее прекрасная
система правления. Возможно, что своим процветанием Атлантида обязана именно
конституционным и административным институтам. Но мы не можем сравнить их с
институтами Туле подобно тому, как сравниваем, например, уровни заработной
платы или цены на молоко.
Бюрократическое управление -- это управление такими делами, которые невозможно
контролировать при помощи экономических расчетов.
Суть бюрократического управления
ПРОСТОЙ гражданин сравнивает деятельность бюрократических учреждений с
функционированием более знакомой ему системы, ориентированной на прибыль.
Затем он обнаруживает, что бюрократическое управление расточительно,
неэффективно, неповоротливо и утопает в бумажках. Он просто не может понять,
как здравомыслящие люди позволяют сохраняться такой вредной системе. Почему бы
не перейти на хорошо проверенные методы, используемые в частном бизнесе?
Такая критика, однако, неразумна. Она неправильно истолковывает свойства
государственного управления. Она не учитывает принципиального различия между
государственным учреждением и стремящимся к прибыли частным предприятием. То,
что она называет изъянами и недостатками управления административными
учреждениями, является его необходимыми свойствами. Бюрократическое учреждение
-- это не стремящееся к прибыли предприятие; оно не может воспользоваться
какими-либо экономическими расчетами; оно должно решать задачи, которые не
стоят перед коммерческим управлением. Не может быть и речи о том, чтобы
улучшить бюрократическое управление, реорганизовав его по образцу частного
бизнеса. Было бы ошибкой судить об эффективности государственного ведомства,
сравнивая его с результатом деятельности предприятия, подвластного игре
рыночных сил.
В государственном управлении любой страны существуют, конечно, очевидные
недостатки, бросающиеся в глаза любому наблюдателю. Иногда степень
неэффективности управления бывает просто поразительной. Но если попытаться
отыскать коренные причины этих недостатков, то часто можно убедиться, что они
вовсе не являются результатом заслуживающей порицания небрежности или
отсутствия компетентности. Иногда они оказываются результатом особых
политических и институциональных условий или попытки урегулировать проблему,
для которой невозможно было найти более удовлетворительное решение. Тщательное
изучение всех имеющихся трудностей может убедить добросовестного исследователя
в том, что при данном общем соотношении политических сил он сам не знал бы,
как решить эту проблему более приемлемым образом.
Тщетно пытаться реформировать бюрократическое управление путем назначения
бизнесменов на руководящие должности в различные ведомства. Способность быть
предпринимателем не является неотъемлемым свойством личности предпринимателя;
она является неотъемлемым свойством того положения, которое он занимает в
структуре рыночного общества. Бывший предприниматель, поставленный во главе
государственного учреждения, является уже не бизнесменом, а бюрократом Его
задача уже не получение прибыли, а соблюдение правил и предписаний. Как глава
учреждения он имеет возможность изменить некоторые второстепенные правила и
некоторые элементы внутренней организации. Но внешние условия деятельности
учреждения определяются правилами и предписаниями, находящимися за пределами
его компетенции.
Широко распространена иллюзия, что эффективность государственных учреждений
может быть повышена при помощи специалистов по организации управления и
разрабатываемых ими научных методов управления. Как бы то ни было, такие планы
проистекают из принципиального непонимания задач государственного управления.
Как любой вид техники, техника управления требует наличия определенного метода
расчетов. Такой метод существует в сфере бизнеса, целью которого является
получение прибыли. Здесь главенствующую роль играет баланс прибылей и убытков.
Трудность бюрократического управления как раз и состоит в отсутствии такого
метода расчетов.
В сфере предпринимательства, ориентирующегося на получение прибыли, цель
деятельности специалиста по организации управления четко определена
главенствующей ролью мотива получения прибыли. Его задача состоит в том, чтобы
сократить издержки, не нанося ущерба рыночной ценности производимого продукта,
или сократить издержки в большей степени, чем вследствие этого сократится
рыночная ценность продукта, или повысить рыночную ценность продукта в большей
степени, чем возрастут требующиеся для этого затраты. Но в сфере
государственного управления произведенный продукт не имеет цены на рынке. Его
нельзя ни купить, ни продать.
Рассмотрим три примера.
  + Департамент полиции получает задание -- оградить оборонный завод от
саботажа. Он выделяет для этого тридцать полицейских. Отвечающий за это
комиссар не нуждается в советах эксперта по эффективности организации, чтобы
выяснить, что он смог бы сэкономить деньги, уменьшив охрану до двадцати
человек. Но вопрос заключается в следующем. Оправдывается ли такая экономия
увеличением риска? На карту поставлены серьезные вещи: национальная оборона,

Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Мизес Людвиг, Бюрократия. Запланированный хаос. Антикап. ментальность