Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Паркинсок Сирил - Законы Паркинсона

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 158
Размер файла: 1103 Кб
Страницы: «« « 139   140   141   142   143   144   145   146   147  148   149   150   151   152   153   154   155   156   157  » »»

чувствует запахов! Но они были удивительно милы, так милы, что Ивлин Во  и
то с ними не сравнится. Я вообще  трепещу  перед  писателями,  а  вы?  Мне
всегда кажется, что они возьмут да и опишут тебя в следующем  романе.  Вы,
конечно, подумаете, что это нелепые страхи - я ведь совсем-совсем никто, -
но один писатель именно меня-то и описал! Книгу никто не читал, но это как
раз к лучшему. Если бы это оказался бестселлер, мои  внуки  не  знали  бы,
куда деваться от смущения, и все бы ее читали и в  Тринити-колледже,  и  в
колледже Христовой  Церкви...  Живая  изгородь  прекрасно  разрослась,  не
правда ли? Она заслоняет коттедж, который  выстроили  какие-то  неприятные
люди; мне сказали, что они приехали  из  Хэддерсвильда  или  из  какого-то
другого захолустья... А вот в этом углу  у  нас  разыгралась  трагедия.  Я
посадила здесь секвойю - гигантскую сосну из  Калифорнии.  Они  растут  до
восьмисот лет, но эта не прожила и восьми секунд. Ее вырвала колли Дирека,
Весталка Третья. Потом она стала чемпионкой на выставке,  но  это  все  же
меня не утешило. Ну вот,  мы  и  вернулись  на  террасу,  и  вы  заслужили
стаканчик вина. Что вы предпочитаете - Черный Бархат или Белый Атлас?
   Эта леди в своем монологе не  переводя  дыхания  нагромоздила  один  на
другой все или почти все символы, которые  характеризуют  ее  общественное
положение. Даже если  она  немножко  приврала,  это  все  же  перечисление
ценностей, в которые она верит. Ее безыскусная болтовня была рассчитана на
то, чтобы, во-первых, подчеркнуть, что она выросла  в  поместье,  а  не  в
городе. Она с  детства  разбирается  в  почвах  и  деревьях,  в  цветах  и
кустарниках. Она намекает, что в числе ее знакомых есть  люди  из  высшего
общества,  но  она  сама  слишком  уважаема  в  своем  кругу,  чтобы  этим
хвастаться. Она интересуется лошадьми и собаками больше, чем политикой. Ее
родственники и друзья занимают высокое положение в Армии  и  во  Флоте,  в
Церкви и в Суде. Ее  муж  учился  в  Итоне  и  некоторое  время  служил  в
Королевской гвардии. Но сама она человек интеллигентный, немного  знает  и
театр, и литературу. Цель ее монолога  -  показать,  какое  положение  она
занимает в обществе, хотя именно эти ее попытки говорят  о  том,  что  она
отнюдь не в  центре,  а  скорее  на  периферии  этого  круга.  И  хотя  ее
неуверенность в себе ни от кого  не  скроется,  все  же  ее  претензии  на
положение в обществе имеют какие-то основания. Но совершенно  очевидно  по
крайней мере то, что эта особа неподдельно глупа.
   Но хотя ее глупость и бросается в глаза, ее  систему  ценностей  нельзя
назвать абсолютно фальшивой. Она не говорит, что все ее друзья  неимоверно
богаты. И даже не пытается сделать вид, что она -  влиятельное  лицо.  Она
просто хочет утвердить свое "положение в  графстве",  свои  родственные  и
дружеские связи с представителями хороших семей и уважаемых профессий.  Ей
приятно сообщить, что некоторые члены  ее  семьи  доказали  свою  воинскую
доблесть и кое-кто из них  дослужился  до  высоких  чинов.  Во  всем  этом
достаточно оснований для  вполне  законной  гордости.  Может  быть,  с  ее
стороны было и глупо говорить  об  этом,  но  нам,  конечно,  не  подобает
отнимать у нее удовольствие. Пусть себе  купается  в  лучах  чужой  славы.
Все-таки она превозносит достойных людей - и  за  дела,  вполне  достойные
одобрения. Ее герои достигли известных степеней на избранном ими  поприще.
А ведь бывает, что люди превозносят куда менее почтенных друзей и за менее
похвальные действия.
   Итак, общественное положение - цель, которой  мы  можем  добиваться,  и
усилия, которые мы для этого прилагаем, составляют часть общей  социальной
динамики. Но вряд ли можно сказать то же самое о стремлении к  счастью  (в
противоположность удовольствиям), и, собственно говоря, еще  не  известно,
достигают ли счастья те, для кого оно стало  целью  жизни.  Однако  в  той
мере, в какой оно вообще достижимо, оно легче всего достигается теми,  кто
требует малого. Символ счастья - рай в шалаше, простая  пища  и  жизнь  на
лоне природы. Убегая от цивилизации, мы можем расстаться с  автомобилем  и
радио, свести свое имущество  к  минимуму  и  таким  образом  наслаждаться
единением с природой и всей ее  прелестью.  Может  быть,  это  и  неплохая
мысль, если речь идет о людях пожилых. А в более  ранние  годы  этот  план
провалится - надо воспитывать детей.  Удалиться  на  лоно  природы,  успев
обогатить свой ум, унося в памяти множество прочитанных книг, - это  одно,
а растить детей, которые никогда не видели  библиотеки,  концертного  зала
или театра, - это совсем другое дело.  Вряд  ли  они  будут  счастливы,  и
весьма возможно, что они деградируют до  такой  степени  дикости,  которая
может оказаться на редкость неприятной. Расставшись с цивилизацией, нам не
вернуться  к  первобытной  простоте.  Хороший  урок   можно   извлечь   из
"Повелителя мух" Уильяма Голдинга: этот урок заключается в том,  что  даже
на необитаемый остров мы берем с собой свои пороки.
   Так чего же мы, в конце концов, пытаемся добиться? Мы не  хотим  просто
плодиться и размножаться. Человечеству и обществу мы отдаем себя  в  очень
малой  мере.  Богатство   для   большинства   из   нас   недосягаемо,   и,
следовательно, нам кажется, что его не стоит  и  добиваться.  Положение  в
обществе,  может  быть,  и  стоит  усилий,  но  сами  эти   усилия   легко
превращаются в нелепицу. Как  и  счастье,  общественное  положение  обычно
приходит  к  нам  как  побочный  продукт  какой-то  другой   деятельности.
Удовольствия,  которые  мы  в  состоянии  купить,  ограничены  физическими
законами, а простая уверенность в завтрашнем дне  едва  ли  может  служить
целью всей жизни. Но что же  тогда  должно  стать  нашей  цепью?  Наиболее
здравомыслящие люди ответят, что  надо  отыскать  равновесие  между  всеми
этими возможными побуждениями, но по временам какое-то из  них  становится
главным: может быть, открываются новые  возможности,  или,  как  это  чаще
бывает, обстоятельства меняются. Сосредоточить все свои мысли на деньгах -
значит стать скупцом, а это немногим лучше,  чем  стать  скопцом.  Мечтать
только о высоком положении - это значит ставить себя в  глупое  положение.
Жить ради детей почти так же  бессмысленно,  как  детям  жить  ради  своих
родителей.  Погоня  за  счастьем  может  кончиться  несчастьем,  а   жажда
удовольствий может довести нас до  горького  похмелья.  Больше  всего  нам
нужно  одно:  чувство  меры.  Эта  истина  -  основа  унаследованной  нами
цивилизации, и весь наш опыт подтверждает ее. Стоит нам  лишиться  чувства
меры, и мы пропали.
   Сравнивая всевозможные цели, которые мы ставим перед собой, мы пока что
обошли молчанием ту цель, которая, может статься, значит  больше  всего  в
нашей жизни. Это - стремление создать что-то  прекрасное,  нужное  и  всем
интересное. Художник, писатель  или  музыкант  ставит  перед  собой  цель,
которая не ведет  (непосредственно)  ни  к  положению  в  обществе,  ни  к
богатству, счастью или спокойной жизни. Скульптор,  высекающий  шедевр  из
глыбы мрамора, создает прекрасное произведение искусства. Для него в  этом
и труд, и забава, ему жаль каждой минуты, потерянной на еду  или  на  сон.
Статуя, которую он изваял, может принести ему и некоторую сумму  денег,  и
славу  в  мире  искусства.  Он  счастлив,  когда  работает,  и  испытывает

Страницы: «« « 139   140   141   142   143   144   145   146   147  148   149   150   151   152   153   154   155   156   157  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Паркинсок Сирил, Законы Паркинсона