Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Паршев Андрей - Почему Россия не Америка

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 112
Размер файла: 766 Кб
Страницы: «« « 12   13   14   15   16   17   18   19   20  21   22   23   24   25   26   27   28   29   30  » »»

транспорта,   перевозки   внутри   страны   были   бы   дороже,    например,
западноевропейских,  из-за сезонного  ритма наших водоемов. Но  что  об этом
сейчас говорить -- водных путей у нас мало.
     Пока  в  нашей стране  соотношение  себестоимости  по видам  транспорта
несколько парадоксально: так, по ценам 1994 года грузовой тариф для морского
транспорта -- 91,8 руб.  за 10 тоннокилометров (ткм),  для  речного -- 152,6
руб., для железнодорожного -- 118,8 руб., для автомобильного -- 1330,4 руб.,
воздушного  -- 6628,1 руб. Железнодорожный  у нас дешевле  речного -- но это
связано с тем, что, во-первых, железнодорожный транспорт электрифицирован, а
наши внутренние цены  на  электроэнергию в 10-15  раз  дешевле себестоимости
(дотируются  государством),  а  во-вторых  --  речной   транспорт  не  может
использоваться эффективно  из-за короткого периода навигации и массы проблем
с  зимовкой флота. Ну и  пресловутый ценовой  перекос  --  тяжелое  наследие
хрущевского волюнтаризма.
     В предыдущей главе  я утверждал,  что наценка на транспортировку сырья,
если мы его  завозим, невелика, а здесь я говорю, что затраты на транспорт в
процессе производства велики. Противоречия тут нет. Привоз сырья или готовой
продукции  --  процедура  однократная,  а  вот  в  процессе  производства, в
зависимости  от   количества  переделов  исходного  сырья,  транспортировать
большие объемы приходится несколько раз. Сконцентрировать всю промышленность
в один компактный регион? Ну, не знаю. В любом случае, если уголь в Воркуте,
а железная руда -- под Курском, то как их сконцентрируешь?
     Транспортные  расходы  у  нас в  стране  велики,  и  даже по одной этой
причине производство у нас в стране невыгодно.
     Есть  в  невероятной  энергоемкости  нашей   экономики  и  субъективная
составляющая.  По  резонному замечанию профессора А.И.Уткина  (это известный
современный историк, а как раз историки сейчас почему-то лучшие экономисты),
наша экономика  открылась  мировому рынку, не  будучи готова к  конкуренции.
Экономия энергии не вошла  у нас  в  плоть и кровь. Чья  в этом вина? Я  еще
помню, что на кухнях стояли  газовые счетчики, в конце 50-х их сняли. Жги --
не хочу. Видел я раз,  как одного иностранца чуть кондратий не хватил, когда
он увидел, что московская семья постоянно держит включенной газовую конфорку
ради  экономии  спичек. Шофер, который  на  холостом  ходу когда-то  выжигал
"лишний" бензин (бывало раньше и такое!), не скоро научится его экономить.
     Помню,   попадались  и   сейчас   попадаются  в  газетах  насмешки  над
бережливыми немцами, у которых в подъездах стоят автоматы, выключающие свет,
когда жилец входит в квартиру. Над чем смеемся?
     Иногда всплывают отдельные заводы  с высоким  энергопотреблением, вроде
бы процветающие  и в  России.  Но почему они процветают?  В некоторых, очень
редких производствах, энергия расходуется главным образом  не на компенсацию
сурового климата, а напрямую на  производство  конечного продукта. Например,
алюминиевая промышленность, ныне принадлежащая израильтянам братьям  Черным,
более-менее работает и сейчас  по принципу "толлинга".  Это  означает, что к
нам  везут импортные бокситы из  Туниса,  у нас выплавляют из них  алюминий,
который  затем  вывозится.  Странная  схема  (что,  трудно  в  Тунисе  завод
поставить?), если не знать, что у нас киловаттчас стоит 1-2 цента, а во всем
мире -- 12-15. Братья  Черные просто вывозят  даровую электроэнергию! Ведь с
точки зрения  цены, алюминий -- это твердое электричество. А  низкая цена на
электричество  у нас  поддерживается искусственно, за  счет  всей экономики.
Черные  тут не слишком виноваты,  они  действуют, как  и должны  действовать
капиталисты, не они,  так был бы  кто-то другой. Но "толлинг", как и  вообще
экспорт алюминия, -- фактически грабеж нашей экономики.
     Кстати, эта  история  с "толлингом"  лишний  раз показывает ситуацию  с
конкурентоспособностью  даже  нашего  сырьевого  производства.  Ведь  у  нас
довольно много бокситов --  и на  Кольском полуострове, и под  Волховом, и в
Приуралье- -- и тем не менее более выгодно купить их  в Тунисе и привезти на
Алтай.  Не верится?  Ну  объясните братьям  Черным, что  они плохо  считали.
Только не получится, они на этой странной схеме уже миллиарды сделали.
     Примерно таким же образом у нас функционируют производства электростали
и аммиака. Аммиак --  третья статья в нашем экспорте, после нефти и газа, но
ничего  хорошего  в этом  нет.  Фактически, при  экспорте  килограмма  таких
энергоемких  продуктов  мы  даем  впридачу   несколько  килограммов  топлива
бесплатно. Русский бизнес!
     Пока  у  нас  процветает частная  торговля,  требование о  господдержке
низких  цен  на  энергоносители  является благоглупостью.  Государство будет
просто  субсидировать  хищников-спекулянтов,  торгующих  на мировом рынке. А
такие призывы раздаются, причем и из патриотического стана.
     Резюмирую.
     В целом по  разделу "Энергия  и транспорт"  производство чего  бы то ни
было  в  России не просто невыгодно, а крайне  невыгодно. В принципе, дальше
можно было бы не считать. Даже производители сырья говорят, что без расходов
на  отопление их продукция могла бы быть конкурентоспособна, но стоит учесть
в себестоимости счета за отопление -- и о прибыли можно забыть.
     Так  что,  никто  об  этом не знал,  когда  призывал открыться  мировой
экономике?
     Есть  такое  "золотое правило",  или  "бритва Хеллона"  -- не ищи злого
умысла там,  где  все  объяснимо  глупостью. Я потому это  говорю,  что  эта
ситуация, похоже, вначале  была непонятна некоторым известным  реформаторам.
Во времена растащиловки некоторые приватизировали не нефть, а заводы. А ведь
стоило посчитать стоимость отопления заводских корпусов за уральскую зиму по
мировым  ценам  на тепло  -- и энтузиазма у него поубавилось  бы. Интересно,
насколько выгоден  Кахе  Бендукидзе оказался подарок Чубайса -- "Уралмаш"? И
это пока у нас цены на тепло еще не достигли мировых.
     Правда, есть подозрение, что наши реформаторы на самом деле не являются
неумелыми учениками западных менторов. Те  с самого начала требовали довести
внутренние цены на энергоносители до уровня мировых, а наши упираются до сих
пор.  Видимо,  западные консультанты  не понимают  особой ситуации  в  нашей
экономике,  а  реформаторы  все  отлично  понимают.  И знают,  если  бы цены
уравнялись с  мировыми, наша страна давно осталась бы без топлива на зиму. У
наших городов не нашлось бы достаточно денег, чтобы купить мазут  у нефтяных
компаний --  ведь города ничего не производят, откуда  же возьмутся  деньги?
Либеральный эксперимент давно кончился бы, а, значит, кончился бы и экспорт.
Вот чтобы сохранять экспорт, энергоэкспортеры и делятся теплом с городами!

НАЛОГИ

     Кто  платит  меньше всех, больше всех жалуется.  Закон профессиональной
практики Дрю

     Для  простоты  назовем  все нерыночные  издержки, или, как их называют,

Страницы: «« « 12   13   14   15   16   17   18   19   20  21   22   23   24   25   26   27   28   29   30  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Паршев Андрей, Почему Россия не Америка