|
Главная - Наука - Экономика
Паршев Андрей - Почему Россия не Америка Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 112 Размер файла: 766 Кб Страницы: «« « 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 » »» транспорта, перевозки внутри страны были бы дороже, например,
западноевропейских, из-за сезонного ритма наших водоемов. Но что об этом
сейчас говорить -- водных путей у нас мало.
Пока в нашей стране соотношение себестоимости по видам транспорта
несколько парадоксально: так, по ценам 1994 года грузовой тариф для морского
транспорта -- 91,8 руб. за 10 тоннокилометров (ткм), для речного -- 152,6
руб., для железнодорожного -- 118,8 руб., для автомобильного -- 1330,4 руб.,
воздушного -- 6628,1 руб. Железнодорожный у нас дешевле речного -- но это
связано с тем, что, во-первых, железнодорожный транспорт электрифицирован, а
наши внутренние цены на электроэнергию в 10-15 раз дешевле себестоимости
(дотируются государством), а во-вторых -- речной транспорт не может
использоваться эффективно из-за короткого периода навигации и массы проблем
с зимовкой флота. Ну и пресловутый ценовой перекос -- тяжелое наследие
хрущевского волюнтаризма.
В предыдущей главе я утверждал, что наценка на транспортировку сырья,
если мы его завозим, невелика, а здесь я говорю, что затраты на транспорт в
процессе производства велики. Противоречия тут нет. Привоз сырья или готовой
продукции -- процедура однократная, а вот в процессе производства, в
зависимости от количества переделов исходного сырья, транспортировать
большие объемы приходится несколько раз. Сконцентрировать всю промышленность
в один компактный регион? Ну, не знаю. В любом случае, если уголь в Воркуте,
а железная руда -- под Курском, то как их сконцентрируешь?
Транспортные расходы у нас в стране велики, и даже по одной этой
причине производство у нас в стране невыгодно.
Есть в невероятной энергоемкости нашей экономики и субъективная
составляющая. По резонному замечанию профессора А.И.Уткина (это известный
современный историк, а как раз историки сейчас почему-то лучшие экономисты),
наша экономика открылась мировому рынку, не будучи готова к конкуренции.
Экономия энергии не вошла у нас в плоть и кровь. Чья в этом вина? Я еще
помню, что на кухнях стояли газовые счетчики, в конце 50-х их сняли. Жги --
не хочу. Видел я раз, как одного иностранца чуть кондратий не хватил, когда
он увидел, что московская семья постоянно держит включенной газовую конфорку
ради экономии спичек. Шофер, который на холостом ходу когда-то выжигал
"лишний" бензин (бывало раньше и такое!), не скоро научится его экономить.
Помню, попадались и сейчас попадаются в газетах насмешки над
бережливыми немцами, у которых в подъездах стоят автоматы, выключающие свет,
когда жилец входит в квартиру. Над чем смеемся?
Иногда всплывают отдельные заводы с высоким энергопотреблением, вроде
бы процветающие и в России. Но почему они процветают? В некоторых, очень
редких производствах, энергия расходуется главным образом не на компенсацию
сурового климата, а напрямую на производство конечного продукта. Например,
алюминиевая промышленность, ныне принадлежащая израильтянам братьям Черным,
более-менее работает и сейчас по принципу "толлинга". Это означает, что к
нам везут импортные бокситы из Туниса, у нас выплавляют из них алюминий,
который затем вывозится. Странная схема (что, трудно в Тунисе завод
поставить?), если не знать, что у нас киловаттчас стоит 1-2 цента, а во всем
мире -- 12-15. Братья Черные просто вывозят даровую электроэнергию! Ведь с
точки зрения цены, алюминий -- это твердое электричество. А низкая цена на
электричество у нас поддерживается искусственно, за счет всей экономики.
Черные тут не слишком виноваты, они действуют, как и должны действовать
капиталисты, не они, так был бы кто-то другой. Но "толлинг", как и вообще
экспорт алюминия, -- фактически грабеж нашей экономики.
Кстати, эта история с "толлингом" лишний раз показывает ситуацию с
конкурентоспособностью даже нашего сырьевого производства. Ведь у нас
довольно много бокситов -- и на Кольском полуострове, и под Волховом, и в
Приуралье- -- и тем не менее более выгодно купить их в Тунисе и привезти на
Алтай. Не верится? Ну объясните братьям Черным, что они плохо считали.
Только не получится, они на этой странной схеме уже миллиарды сделали.
Примерно таким же образом у нас функционируют производства электростали
и аммиака. Аммиак -- третья статья в нашем экспорте, после нефти и газа, но
ничего хорошего в этом нет. Фактически, при экспорте килограмма таких
энергоемких продуктов мы даем впридачу несколько килограммов топлива
бесплатно. Русский бизнес!
Пока у нас процветает частная торговля, требование о господдержке
низких цен на энергоносители является благоглупостью. Государство будет
просто субсидировать хищников-спекулянтов, торгующих на мировом рынке. А
такие призывы раздаются, причем и из патриотического стана.
Резюмирую.
В целом по разделу "Энергия и транспорт" производство чего бы то ни
было в России не просто невыгодно, а крайне невыгодно. В принципе, дальше
можно было бы не считать. Даже производители сырья говорят, что без расходов
на отопление их продукция могла бы быть конкурентоспособна, но стоит учесть
в себестоимости счета за отопление -- и о прибыли можно забыть.
Так что, никто об этом не знал, когда призывал открыться мировой
экономике?
Есть такое "золотое правило", или "бритва Хеллона" -- не ищи злого
умысла там, где все объяснимо глупостью. Я потому это говорю, что эта
ситуация, похоже, вначале была непонятна некоторым известным реформаторам.
Во времена растащиловки некоторые приватизировали не нефть, а заводы. А ведь
стоило посчитать стоимость отопления заводских корпусов за уральскую зиму по
мировым ценам на тепло -- и энтузиазма у него поубавилось бы. Интересно,
насколько выгоден Кахе Бендукидзе оказался подарок Чубайса -- "Уралмаш"? И
это пока у нас цены на тепло еще не достигли мировых.
Правда, есть подозрение, что наши реформаторы на самом деле не являются
неумелыми учениками западных менторов. Те с самого начала требовали довести
внутренние цены на энергоносители до уровня мировых, а наши упираются до сих
пор. Видимо, западные консультанты не понимают особой ситуации в нашей
экономике, а реформаторы все отлично понимают. И знают, если бы цены
уравнялись с мировыми, наша страна давно осталась бы без топлива на зиму. У
наших городов не нашлось бы достаточно денег, чтобы купить мазут у нефтяных
компаний -- ведь города ничего не производят, откуда же возьмутся деньги?
Либеральный эксперимент давно кончился бы, а, значит, кончился бы и экспорт.
Вот чтобы сохранять экспорт, энергоэкспортеры и делятся теплом с городами!
НАЛОГИ
Кто платит меньше всех, больше всех жалуется. Закон профессиональной
практики Дрю
Для простоты назовем все нерыночные издержки, или, как их называют,
Страницы: «« « 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |