Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: «« « 55   56   57   58   59   60   61   62   63  64   65   66   67   68   69   70   71   72   73  » »»

земные, человеческие черты. Особенно хорошо это удалось в отношении  одного,
точнее - одной из них. Дело в том, что Бригит, кельтская богиня огня, поэзии
и домашнего очага,  сегодня почитается в качестве св. Бригитты, или  Брид. И
хотя она является едва ли не самой популярной среди ирландских святых, в ней
легко угадываются черты дочери Дагды. Ее христианские атрибуты,  большинство
которых так или иначе связано с огнем, с полной определенностью указывают на
ее  языческое происхождение. Так, Бригитта родилась  на восходе; в  доме,  в
котором она жила, вспыхнул настолько грозный  пожар, что его языки достигали
неба; когда святая набрасывала  на  голову покрывало,  из ее головы  исходил
огненный столб; а дыхание ее воскрешало мертвых. Как и Сулис, богиня древних
бриттов,  центром почитания которой  был Бат, та самая  Сулис,  которая,  по
свидетельству  Полигистора,   латинского  автора  III   века  н.  э.,  "была
повелительницей всех горячих источников, и на ее алтаре пылал вечный  огонь,
никогда  не  превращавшийся  в  пепел,  а,  напротив,  отвердев,  становился
камнем". Бригитта имела собственный культовый  центр - монастырь в  Килдаре,
на жертвеннике  которого никогда не  гасло священное пламя. Однажды, в  XIII
в.,   пламя  погасло,  но  его  тотчас  зажгли   вновь,  и   оно   постоянно
поддерживалось вплоть  до самого закрытия монастырей при Генрихе VIII. Кроме
того,  уголья  этого   священного  огня  нельзя   было   раздувать  нечистым
человеческим дыханием. Монахини монастыря  на  протяжении целых девятнадцати
ночей пытались раздуть его, а на двадцатую ночь оно  вспыхнуло и разгорелось
чудесным  образом.  И поскольку  черты  и ритуалы  прежнего культа  Бригитты
изменились     весьма     незначительно,      неудивительно,      что     те
полухристиане-полуязычники,  какими  были  древние  ирландцы, с  готовностью
почитали древнюю богиню, принявшую облик христианской святой.
     Тщательное изучение  ирландской  агиологии  [1],  но  всей вероятности,
позволит выявить немало  других святых, имена и сакральные атрибуты  которых
свидетельствуют об их прежней  "карьере"  в качестве языческих богов. Однако
их "воцерковление" и почитание в новом качестве не означало отказа от других
мер борьбы с  сохраняющимся  влиянием обширного пантеона гэльских богов. Так
возникла целая школа эвгемеристов [2], утверждавших, что  древние  боги были
отнюдь  не святыми, а простыми смертными людьми, искома жившими и правившими
в Эрине.  Ученые монахи, не  жалея сил и стараний, трудились над  хрониками,
возводящими историю  Ирландии  ко  временам  всемирного потопа.  Так, весьма
заманчивой  представляется   генеалогия,  составленная  Юджином  О'Карри  на
основании различных родословных древних  королей,  составленных и включенных
монахами  в знаменитые  компендиумы: Баллимотскую, Леканскую  и Лейнстерскую
книги. Генеалогия эта показывает, что  христианизаторы  объявляли  потомками
Ноя не только  богов клана Туатха Де Данаан, но клан Фир Болг, и  фоморов, и
сынов Мил  Эспэйна, и народы Парталона и Немеда. Иафет,  сын патриарха  Ноя,
был отцом Магога, от которого произошли две генеалогические линии; потомками
первой  объявлялись сыны Мил Эспэйна, а от  второй  произошли  все остальные
расы и народы.

     [1]  Агиология -  церковно-научная дисциплина, изучающая подвиги святых
(прим. перев.).
     [2] Эвгемеризм - особая школа толкований мифов и легенд (прим. перев.).

     После  того  как ячыческие  божества  превратились  в персонажей сперва
всеобщей  истории, а затем и  истории Ирландии,  совсем уж  нетрудным  делом
стало наделение их датами  рождения  и  смерти и указание мест  их обитания,
правления и погребения. Так,  предания и  хроники сообщают  нам точные сроки
правления в Тape Нуады, Дагды, Луга и  других мифических королей. Курганы на
берегах  реки  Бойн стали  вполне достойными  их усыпальницами. Враги богов,
фоморы,  были превращены в неких реальных  интервентов,  с  которыми  бывшие
божества  вступали в  настоящие сражения.  Такова,  по мнению последователей
этой школы, реальная подоплека мифов о богах и героях.
     Справедливости ради надо признать,  что у этих старомодных эвгемеристов
существуют  ученики и  последователи.  Среди  авторов,  пользующихся широким
авторитетом  в  этой  области,  есть немало  людей, которые, изучая  историю
Ирландии   или  этнический  состав  коренных  жителей  Британских  островов,
заявляют,   будто   им  удалось  обнаружить   реальных  людей  -  прототипов
персонажей, упоминаемых в гэльской  мифологии.  К сожалению, единственное, в
чем авторы таких  "открытий" сходятся друг  с другом, - это то, что сыны Мил
Эспэйна на самом деле  были арийцами-кельтами. А вот  в  вопросе о прототипе
клана Фир  Болг  мнения ученых резко расходятся: одни видят в них доарийские
племена, тогда  как  другие, опираясь в первую очередь на  их  самоназвание,
считают  их белгами, то  есть бельгийскими галлами.  Что  же  касается чисто
мифических народов, то тут ученые дают полный  простор своей  фантазии. Так,
богов клана Туатха Де Данаан в разное время отождествляли с гэлами, пиктами,
данами, скандинавами, лигурийцами и финнами, а в фоморах многие склонны были
усматривать  иберийцев, мавров, римлян,  тех же финнов, готов или германцев.
Зато  народы  Парталона  и  Немхеда  уверенно  именовались  племенами  эпохи
палеолита.  Впрочем,  этого  невообразимого  хаоса суждений и мнений удалось
счастливо  избежать   архаически-наивным   хронистам,  которые   вообще   не
задавались вопросом о происхождении тех или иных народов,  объявляя всех  их
выходцами из "Испании".
     Разумеется, были  и исключения, ибо далеко не всех ученых удовлетворяла
всеобщая мания превращения божеств в реальных людей.  Еще в X веке кельтский
поэт  по  имени Эохаид О'Флинн, писавший о клане Туатха Де Данаан, испытывал
известное затруднение - говорить ли о  них как о богах или как о людях - и в
конце концов  решительно отказал  им  в  статусе  божеств.  В  своей  поэме,
вдодящей в состав Баллимотской книги, он пишет:

     Хотя они и прибыли к нам в Эрин
     Без всяких кораблей, игрушек волн,
     Никто на свете нам не мог ответить,
     Откуда они - с неба иль земли.

     Ведь если это были злые демоны,
     Они бы влачили злой удел изгнания [1]
     А если это люди плоть от плоти,
     Тогда они потомки Беотаха.

     [1] т.е. были бы изгнаны с небес.

     Затем  поэт  перебирает  все известные  ему племена, и в  конце  концов
восклицает:

     И хоть я всех их вспомнил по порядку,

Страницы: «« « 55   56   57   58   59   60   61   62   63  64   65   66   67   68   69   70   71   72   73  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии