Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: «« « 60   61   62   63   64   65   66   67   68  69   70   71   72   73   74   75   76   77   78  » »»

девушкам нежные любовные речи и истории, когда,  по мнению простых смертных,
они должны бы заниматься полезными делами; Пока, который вынуждает  путников
сбиться с пути  или, приняв образ осла  или мула, увозит  их на  собственной
спине  в  горы,  чтобы  те  окончательно заблудились; Дулахан, скачущий  без
головы  верхом на коне, и многие и многие  другие дружественные  или злобные
духи  и  призраки.  Откуда  они пришли  в Ирландию? Ответ напрашивается  сам
собой. До прихода ариев и  еще долго после их появления  на всей  территории
Европы  существовало   многочисленное  доарийское   население,   у  которого
непременно были свои собственные боги и божества, культы и почитание которых
сохранялись   на  протяжении  многих  и   многих  поколений,  будучи  крепко
укорененными на  местном  почве.  И разве  не могли все  эти  бесчисленные и
затерянные во  мгле веков  ирландские Лепрехауны,  Поки и Дулаханы, вместе с
шотландскими  Клуриканами,  Брауни и их  сородичами, являть  собой не просто
"порождения народной фантазии", а своего рода  уменьшенные копии пресловутых
темных богов "темных иберов"?

Глава 17.
     ИРЛАНДСКАЯ ОДИССЕЯ:
     СТРАНСТВИЯ МЭЛ ДУИНА

     Помимо  легенд, так или иначе сложившихся вокруг имен выдающихся героев
прошлого и  имеющих некое отношение к истории  или  хотя  бы претендующих на
таковое, существует великое множество больших и малых преданий, повествующих
о подвигах  и  приключениях,  относящихся  к  сфере романтического  вымысла,
чистой  фантазии и происходящих  за рамками земных координат пространства  и
времени.  В качестве примера  таких  легенд  можно назвать  "Странствия  Мэл
Дуина"  -  блестящий образец занимательной фантазии, сохранившийся в составе
Книги Бурой Коровы и других  более  ранних  источников.  Это  лишь  один  из
памятников   старинной  ирландской   литературы,   описывающих  удивительные
странствия; считается, что он является наиболее ранним из них и послужил как
бы моделью для последующих произведений этого жанра. Эта легенда или,  лучше
сказать, сага в более современном и литературно обработанном  варианте легла
в  основу сюжета  поэмы  "Странствия Мэлдьюна" Теннисона, под пером которого
она  стала  настоящим пиршеством  ритма и  красок,  совершенным  воплощением
аллегории на тему истории Ирландии. Как увидит ниже читатель, мы находимся в
достаточно странном  и неловком положении, ибо нам известно имя автора этого
замечательного памятника  примитивной архаической литературы, хотя  он сам и
не претендует  на роль  автора, а  лишь говорит,  что просто  "расположил по
порядку" разрозненные эпизоды "Странствий".К сожалению, мы не  знаем,  когда
он жил и творил; по всей вероятности, это имело  место в IX  веке. Атмосфера
этого произведения - вполне христианская, а само оно не имеет сколько-нибудь
существенной ценности  в качестве мифологического памятника,  за исключением
разве что утверждения  о том,  что  простым  смертным  следует  повиноваться
пророчествам  волхвов.  В  представленном  ниже  пересказе  этого  памятника
переданы все  приключения  со  всеми их подробностями,  чтобы читатель  смог
получить более цельное  представление об  этом обширном  и  заметном разделе
ирландской мифологии.
     Начинаются  "Странствия  Мэл  Дуина",  как  это  часто  имеет  место  в
ирландских  легендах,  с  рассказа о предыстории героя.  Жил в старину некий
именитый муж из септа [1] Оуэнов Аранских, по имени Эйлилл Край Битвы; и вот
однажды  он  отправился со своим  королем в набег в чужие земли. Однажды они
остановились на  ночлег возле церкви и женского монастыря. В полночь Эйлилл,
оказавшийся  ближе  всех  к  церкви,  увидел, что  из монастыря  вышла некая
монахиня, собиравшаяся позвонить в  колокола и  собрать сестер на  всенощное
бдение, и тотчас набросился на нее. В старину в Ирландии религиозные лица не
пользовались особым уважением, тем  более во время  войны, вот и Эйлилл тоже
не  слишком  церемонился с монахиней и  овладел ею. На прощание она спросила
его: "Из  какого ты племени, как твое имя?" Герой отвечал: "Имя мое - Эйлилл
Край Битвы, а родом я из клана Оуэнов Аранских, что в Томонде.

     [1] септ - ирландский клан (Прим. перев.)

     Вскоре после этого Эйлилл был убит разбойниками Лейкса, которые  сожгли
церковь Дуклуна прямо над его могилой.
     Спустя положенное время  у монахини родился сын,  которого  она назвала
Мэл  Дуин. Затем она тайно отослала его к своей  близкой  подруге,  королеве
тамошних земель, и она усыновила Мэл Дуина.  Мальчик был поистине прекрасен,
и едва ли какое-нибудь создание из плоти и крови  могло с ним сравниться. Он
вырос, стал юношей, молодым воином и  начал учиться владению оружием. Был он
юноша  очень веселого и шутливою нрава.  Он превосходил своих друзей во всех
играх: в метании мяча, беге, поднимании тяжелых камней и верховой езде.
     И  вот однажды  один надменный воин,  которого юноша одолел в поединке,
сказал ему, что тот и сам не знает, какого он, Мэл Дуин, роду-племени и  кто
его настоящие родители. Тогда Мэл Дуин возвратился к своей приемной матери и
заявил:
     - Я больше не стану ни  пить, ни есть,  пока  ты не расскажешь мне, кто
были мои настоящие мать и отец. Королева изумленно взглянула на него.
     - Я и есть твоя мать, - отвечала она, - ибо ни одна мать  на всем свете
никогда не любила своего сына сильней, чем я.
     Однако Мэл Дуин стоял  на  своем, и в конце  концов  королеве  пришлось
отправить  его повидаться со  своей настоящей  матерью, монахиней, которая и
поведала сыну, что его отец Эйлилл из клана Оуэнов Аранских.
     Тогда Мэл  Дуин отправился  к своим родичам, и те хорошо  приняли  его.
Вместе с ним в качестве гостей поехали и его  любимые  сводные братья - трое
родных сыновей короля и королевы, воспитавших его.
     Прошло время. Однажды  Мэл Дуину случилось оказаться в компании молодых
воинов, которые  пытались поднять упавший  могильный камень на кладбише  той
самой Церкви в  Дуклуне. И вот, когда  Мэл  Дуин вместе со  всеми  взялся за
тяжеленный камень,  его нога случайно  наступила  на треснувшую и обгоревшую
надгробную плиту, и монах, случайно оказавшийся рядом, заметил:
     - Лучше бы уж ты отомстил за человека, покоящегося под этой плитой, чем
топтать ногами его обгоревшие кости.
     - А кто здесь похоронен? - поинтересовался Мэл Дуин.
     - Эйлилл, твой родной отец, - отвечал монах.
     - Но кто же его убил? - опять спросил юноша.
     -  Разбойники из Лейкса, - ответил монах, - они  предали  его смерти на
этом самом месте.
     Услышав это, Мэл Дуин бросил возиться  с камнем, завернулся в  походный
плащ  и поспешил домой. Вернувшись, он первым делом спросил, как ему попасть
в Лейкс. Домашние отвечали, что добраться туда можно только по морю.

Страницы: «« « 60   61   62   63   64   65   66   67   68  69   70   71   72   73   74   75   76   77   78  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии