Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: «« « 58   59   60   61   62   63   64   65   66  67   68   69   70   71   72   73   74   75   76  » »»

мальчика-подручного - выхватил из горна раскаленную железную полосу и вонзил
ее Балору прямо в глаз, так что даже насквозь пробил тому голову.
     Таким образом,  в  этих  двух  легендах,  записанных в  разных  районах
Ирландии разными исследователями  и к  тому  же в  разное время, сохранилось
множество характерных мифологических деталей, которые можно встретить только
в старинных манускриптах, в состав которых входят еще более ранние тексты. В
них,  в  частности,  можно  найти  имена  целых  шести  персонажей  древнего
гэльского пантеона, каждый из которых уходит корнями в седую древность. Так,
Гоибниу  не утратил свой древней функции кузнеца; Балор  no-прежнему остался
царем фоморов, обитавшего в северных районах моря; его дочь Этлинн, воспылав
любовью к  Киану,  родила от него сына, став,  таким образом,  матерью  бога
Солнца Луга, который сохранил к тому же свой  старинный титул Йодданах (хотя
сохранившаяся  версия  этого имени  донесла  до  нас его забавно  искаженную
форму, меняющую его  смысл на  противоположный)  и  был воспитан самим богом
Мананнаном, сыном Моря, а в конце убил-таки своего деда, нанеся  ему роковой
удар в самое страшное его место - смертоносный глаз.  По-видимому, в  данном
случае мы  имеем  дело с очень архаической версией предания о фоморах,  жене
Гобана и ее ребенке, а  также о серой корове  и ее волшебной веревке, причем
эта корова  явно  перекликается  со знаменитой телкой черной  масти богатыря
Дагды.
     Вообще сохранилось  немало преданий  о  Луге. Оэнгусе и прочих  древних
богах Эрина. Но все же рядом с Гобан Сааром высится  фигура еще одного бога,
пользующегося необычайной популярностью и обладающего поистине  безграничной
властью,  -  фигура великого  Мананнана.  Мананнан, почитание которого  было
распространен  необычайно широко, славился как  бог-защитник, всегда готовый
прийти  на помощь людям, почему-либо отказывавшимся  поклоняться ему. Вплоть
до  появления св. Колумбы Мананнан считался особым  покровителем ирландцев в
чужих  краях, защищая их  от всяческих бед и напастей и помогал благополучно
возвратиться  домой. Крестьянам он посылал  благоприятную погоду  и  помогал
вырастить богатый урожай. Пока усталые земледельцы спали,  его подданные-феи
рыхлили  и  удобряли  землю. Но однажды  этому благоденствию  раз и навсегда
настал конец.  Как-то  раз святая Колумба, разбив золотой  потир, отдала его
слуге,  чтобы тот отнес его в  починку. На пути тому  встретился незнакомец,
спросивший слугу, куда он направляется. Слуга рассказал ему,  как было дело,
и показал потир.
     Тогда  незнакомец  слегка  дохнул  на  нее,  и  разбитые осколки тотчас
срослись. После этого он подал потир слуге, попросил передать  его хозяйке и
на прощание сказал,  что Мананнан, сын Лира (а это оказался он),  починивший
потир,  хотел  бы  спросить  у  св. Колумбы,  может  ли  и  он  рассчитывать
когда-нибудь попасть в рай небесный. "Увы -  отвечала  неумолимая  святая, -
нет и не может быть прощения человеку, совершающему подобные деяния!"  Слуга
вернулся  и  передал  Мананнану  ответ святой, и  тот,  услышав  его  слова,
разразился горестными рыданиями.  "Горе  мне,  бедному  Мананнану Мак  Лиру!
Долгие  годы я помогал всем людям Ирландии, но больше я не буду этого делать
до  тех пор,  пока  они не станут слабыми и податливыми, как  вода.  Пойду я
лучше в седые волны на Хайландс, в Шотландию!" С этими словами он исчез.

     {в остальном тексте упомнается СВЯТОЙ КОЛУМБА, а не святая (OCR)}

     Однако он до сих пор не забыт на своем собственном острове Мэн, местные
предания  которого  гласят, что именно там обитал  знаменитый  бог. Мананнан
считался  его  королем,  с  помощью  магических  чар  охранявшим  остров  or
вторжения  иноземцев. Он, например, мог в любой момент  вызвать непроглядный
туман, скрывающий остров, мог с помощью тех же заклинаний  сделать  так, что
один воин  казался  врагам целой  сотней, а  стружки,  брошенные  на воду, -
грозным боевым кораблем.  Неудивительно,  что ему  удавалось  охранять  свое
королевство от всех набегов до тех пор, пока не окончилось действие его чар.
Он, как  и  все  прочие старые гэльские боги, утратил  свое могущество после
прибытия  в  Ирландию св. Патрика. После  этого  сакральный статус Мананнана
резко  снизится,  и  он   стал  заурядным  великаном,   любящим  для  забавы
перепрыгивать  из своего замка Пил Касл  прямо  в Контрари  Хед  или швырять
огромные каменные глыбы, на которых до сих пор oстались отметины его могучих
рук.  По преданию,  он  не брал от своих поклонников и  почитателей  никаких
подношений,  кроме пучков зеленых веток, которые  те каждый раз накануне дня
летнего солнцестояния и приносили  ему на два горных пика, один из которых в
старину носил название Уоррефилд [1]. а в наши дни - Саут Бэррул [2]. Другой
же, именовавшийся  Мэн,  сегодня пока  не поддается идентификации. Могила же
великана,  достигающая в длину почти тридцати ярдов, находится поблизости от
замка Пил  Касл.  Пожалуй,  самая  любопытная  легенда,  связанная с  именем
великана, сообщает о том, что у него было целых  три ноги, благодаря которым
он  передвигался  с невероятной скоростью. Как он это делал,  нетрудно  себе
представить,  если взглянуть  на  остров с отрогов гор, представляющих собой
как бы три  громадные  конечности великана,  расходящиеся  из  одной  точки,
словно спицы в колесе.

     [1] Уоррефилд (англ. Warrefield) - поле сражения (прим. перев.).
     [2] Саут Бэррул (англ. South Barrule) - Южный Бэррул (прим. перев.).

     Ирландское  предание гласит, что Мананнан, покинув Ирландию, перебрался
в   Шотландию,   а  вакантный   трон   короля  богов  или  фей,  к  великому
неудовольствию  тех, кто знал и помнил самого Мананнана, занял один из мужей
клана  Мак  Мойнканта. По  всей вероятности, это неудовольствие  и послужило
причиной свержения  Мак  Мойнканты,  ибо в  конце  концов королем всех фей и
гномов  Ирландии  стал  тот самый Фионнбар, которому еще Дагда  выделил сидх
Меадха после  свержения клана Туатха  Де  Данаан войском сынов Мил Эспэйна и
который  с тех пор стал играть  весьма заметную  роль в историях о  подвигах
фианов. Авторитет этого старинного предания  в Ирландии настолько велик, что
холм Меадха, именуемый в наши дни Кнокма,  и ныне считается обителью  самого
Фионнбара и его жены, королевы Оонаг. О Фионнбаре сложено множество легенд и
преданий, в  том числе, конечно же, и одно из любимых кельтских  преданий  о
похищении  невесты и  ее  вызволении  из рук феи после  долгой осады  и даже
подкопа  под сидх, в котором она томилась в подземной темнице. Фионнбар, как
и Мидхир из  Бри  Лейт, похитил смертную женщину,  Этэйн, которая к тому  же
была не  супругой Верховного короля, а  всего  лишь женой одного ирландского
лорда.  Тем временем Эохаид Эйремх, услышав неведомый голос, поведавший ему,
куда тот должен отправиться, чтобы отыскать  свою похищенную невесту, собрал
всех своих слуг  и работников и приступил к разрушению холма Кнокма. К концу
каждого дня осаждающим удавалось  почти полностью разрушить его, но  за ночь
феи  и  карлики   Фионнбара  вновь   и  вновь  восстанавливали  курган.  Так
продолжалось  целых три  дня,  после  чего  лорд догадался,  что  работы  по

Страницы: «« « 58   59   60   61   62   63   64   65   66  67   68   69   70   71   72   73   74   75   76  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии