Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: «« « 50   51   52   53   54   55   56   57   58  59   60   61   62   63   64   65   66   67   68  » »»

только  себя,  единственными  настоящими  фианами Эрина. Этими кланами  были
Кланн Морна, во  главе  которого стоял  Голл  Мак  Морна,  и Кланн Баоизгне,
возглавляемый  Кумаллом, отцом Финна. Битва между  ними разгорелась  в Кнухе
(современный Каслнок  в  окрестностях Дублина), и Голл  убил Кумалла,  после
чего воины Кланн Баоизгне были разбиты. Однако жена Кумалла родила после его
смерти сына, которого тайно отослала в горы Слив Блум,  опасаясь,  что враги
его  отца  могут  найти  мальчика  и предать  его смерти. Мальчик,  которому
поначалу дали  имя  Демна,  вырос и стал  превосходным  стрелком, неутомимым
пловцом,  стремительным бегуном и удачливым охотником.  Позднее  он, подобно
Кухулину,  получил второе, более известное имя. Все видевшие его спрашивали,
кто этот "прекрасный" юноша. И тогда он сделал этот постоянный возглас своим
вторым именем и стал именовать себя Демна Финн.
     Однажды,  бродя  по брегам  Бойна, он  встретил  прорицателя  по  имени
Финегас, жившего возле глубокого пруда в окрестностях Слэйн, так называемого
Фекс  Пул. Старик надеялся поймать одного из "лососей познания" и, съев его,
обрести всепроницающую мудрость. Он оставался  у  пруда вот  уже целых  семь
лет, и все  напрасно;  однако  он знал, что существует пророчество, согласно
которому лосося суждено было  поймать юноше  по имени  Финн. И когда  к нему
приблизился  один из сынов  Кумаллы,  фиан-прорицатель принял  его за слугу.
Вскоре он наконец поймал долгожданного лосося и вручил  его старику, который
распорядился сварить рыбу, но ни в коем случае не есть ни кусочка от нее.
     - Ну что, наверное, отъел порядочный кусок,  а?  - спросил он мальчика,
когда тот подал ему вареную рыбу.
     - Да нет же,  даже не попробовал, - отвечал тот, - Но когда я варил ее,
мне  на руку  брызнула  капля отвара  и обожгла кожу: на  ее  месте  вздулся
волдырь, и я  пальцем  сковырнул  его, а  затем сунул  палец  в  рот,  чтобы
заглушить боль.
     Старик в недоумении уставился на него:
     -  Ты говоришь, что тебя  зовут Демна, верно? Но нет ли у тебя  другого
имени?- Да, есть. Меня еще иногда называют Финном.
     - Достаточно, -  с досадой прервал его прорицатель. - Ешь  этого лосося
сам, ибо ты, как я  вижу, один из тех, о  ком говорится в  пророчестве. Финн
послушно съел  лосося познания, и с тех пор ему достаточно было лишь  слегка
прикусить зубом свой палец, совсем как он  сделал это, когда  обжегся, чтобы
получить какое-нибудь предсказание или магический совет от духов [1].

     [1]  Этот  и другие подобные  "отроческие  подвиги" Финна  Мак  Кумалла
описаны в небольшом  сочинении, написанном на фрагменте  Кэйшелской Псалтыри
(IX в.).

     Обладая этим бесценным  даром, Финн стал  настоящей  находкой для Кланн
Морна. Весьма любопытны легенды,  повествующие о том, как он предстал  перед
старыми  воинами своего отца, с помощью  волшебных чар победил всех врагов и
превратил их  в  своих верных слуг.  Даже  Голл  Крепкий  Удар  вынужден был
подчиниться ему. Постепенно он примирил два враждовавших клана, объединив их
в рамках ополчения фианов, предводителем которого он был назначен, брал дань
с  королей разных земель Ирландии сражался с фоморами  из Лохланна, сокрушал
всевозможных великанов,  змей  и  чудовищ, обитавших  на острове, и  наконец
распространил свою мифическую власть на всю Европу.
     Cреди  поистине бесчисленных  историй о  подвигах  Финна  очень  трудно
выбрать наиболее яркую.  Все они проникнуты духом героизма, романтики, дикой
простоты и буйной фантазии. Во многих из них важную роль играют древние боги
клана   Туатха  Де  Данаан.   Одна  из  таких  историй   связана   с  ранним
мифологическим  эпизодом,  уже упоминавшимся в главе 11, "Боги в  изгнании".
Читатель,  наверное,  помнит,  что, когда  Дагда  утратил  власть повелителя
бессмертных, на его  место  появилось сразу пять  претендентов. Из этих пяти
соискателей  -  в  числе которых  были  Оэнгус,  Мидхир,  Лир,  Илбрих,  сын
Мананнана, и Бодб Дирг - королем стал последний; Лир, не пожелавший признать
его, впоследствии помирился с новым  королем, а вот Мидхир,  поднявший такой
же мятеж, удалился в "пустынную страну  в окрестностях горы Лейнстер", что в
графстве Карлоу,  и  каждый год между его воинством и армией остальных богов
происходили ожесточенные битвы, ибо богам очень хотелось смирить  и наказать
мятежников. Эти войны продолжались и  во времена Финна, и Мидхир оказался не
настолько горд, чтобы пренебречь его помощью. Однажды Финн вместе с Ойсином,
Каоилте и Диармайдом охотился в Донегале, и их собаки  вспугнули прекрасного
молодого оленя, который, подпуская преследователей  совсем близко и все-таки
всякий  раз ускользая от них,  привел их  к  самой  горе Лейнстер.  Здесь он
внезапно исчез, как скозь землю провалившись на склоне  холма. Тем  временем
повалил  густой снег, "под тяжестью  которого ветви  дубов  сгибались словно
ивовые  лозы", и фианам  пришлось  искать крова. Они внимательно оглядели то
самое  место,  на  котором  пропал  олень. Оно  вело  в величественный сидх,
расположенный  в  глубине  холма.  Войдя в сидх,  герои встретили прелестную
деву-богиню,  которая  приветливо  поздоровалась  с  ними и поведала им, что
перед  ними - дочь самого  Мидхира и что  она нарочно  приняла облик  оленя,
чтобы заманить  их  сюда  в надежде,  что они  помогут ей  оборонять сидх от
полчища  врагов,  которые  вот-вот  готовы  напасть  на  нее.  Финн поспешно
спросил, кто ей  угрожает, и богиня отвечала, что это  грозный Бодб  Дирг со
своими  семью сыновьями, Оэнгус Сын Молодости с семеркой своих сынов, Лир из
Сидх  Фионнехаидх  с  двенадцатью  сыновьями и  Фионнбар  из  Сидх  Мидха  с
семнадцатью сыновьями, а также множество других, не столь известных божеств,
собравшихся  из  сидхов  не  только  со  всей Ирландии,  но  и  Шотландии  и
прибрежных  островов. Тогда Финн пообещал помочь  ей, и буквально на  закате
того же  дня перед сидхом богини появились полчища врагов и приступили к его
осаде. Сражение продолжалось всю ночь и окончилось для богов потерей "десяти
мужей, десяти раз по двадцать и десяти сотен". Сам Финн, Оскар и Диармайд, а
также большинство воинов Мидхира были  жестоко  изранены, но  целитель Лабра
мигом излечил все их раны.
     На  самом  деле  фианы  далеко не  всегда искали столь  благородного  и
необычайного повода, чтобы начать военные действия против обитателей холмов.
Одна  из  так  называемых  "Оссиановых  баллад"  носит  название  "Охота  на
заколдованных  свиней  Оэнгуса  из  Бруга". Оэнгус -  это, разумеется,  "Сын
Молодости", а Бруг - его знаменитый сидх на берегу реки Бойн, из которого он
некогда  изгнал  своего  собственного отца, Дагду. Следуя неписаному этикету
общения богов с героями, он пригласил Финна и добрую тысячу его сподвижников
на праздничный пир в Бруг. Те явились на пир в своих самых нарядных одеждах,
и "кубки  и  чаши переходили из рук  в руки, а  разносчики не  поспевали  за
гостями".   В   конце  концов  беседа   коснулась   сравнения   всевозможных
удовольствий  и  наслаждений,  в частности -  застольных. Оэнгус  решительно
заявил, что  "жизнь богов, этот сплошной вечный пир", куда  прекрасней,  чем
охотничьи радости фианов, но  Финн столь же твердо возразил ему. Затем  Финн

Страницы: «« « 50   51   52   53   54   55   56   57   58  59   60   61   62   63   64   65   66   67   68  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии