Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: «« « 59   60   61   62   63   64   65   66   67  68   69   70   71   72   73   74   75   76   77  » »»

раскопке надо  освятить, посыпав отвалы  земли освященной солью. Разумеется,
это  средство подействовало  как  нельзя  лучше.  Фионнбару  пришлось выдать
украденную невесту, находившуюся в  беспамятстве с того дня, как он вверг ее
в темницу. Глубокие  траншеи,  уходящие  в  глубь холма и,  кстати  сказать,
сохранившиеся   до  наших  дней,   должны  убедить  всех   сомневающихся   в
достоверности этой истории. Однако  справедливости  ради надо  признать, что
Фионнбар далеко не  всегда предстает в столь неприглядной роли. Так, он,  по
преданию, проявлял особо  трогательную  заботу о семействе Кирванов из замка
Касл   Хакет,  расположенного   на  северном  склоне  холма.  Благодаря  его
покровительству кладовые  замка  никогда не пустовали, а вкус  старинных вин
нисколько  не портился от времени. Присматривал он и за  конюшнями замка,  и
именно  благодаря отличной выучке коней, которых по ночам дрессировали феи и
эльфы  Фионнбара,  скакуны Джона  Кирвана так часто  побеждали  на скачках в
Курраге. То,  что такие  истории  отражают  реальные  факты,  - а  это,  без
сомнения, имеет место в  данном случае,  - свидетельствует  о  том, в  сколь
поздние времена могли бытовать  и даже обогащаться новыми деталями памятники
древней мифологии.
     Сегодня  Фионнбар считается верховным  правителем бесчисленного племени
фей и  эльфов.  У многих  из них,  в  свою очередь,  есть  свои  собственные
вассалы-вожди,  образующие  кланово-племенную  иерархию  -   наподобие  той,
которая существовала в  Ирландии во времена  кельтов. Фионнбар  и Оонаг были
верховными  королем  и королевой, их  вассалом считалась  Клиодна,  королева
клана Мунстера, правившая своими владениями из сидха возле Мэллоу в графстве
Корк,  вассалами  которой, в  свою  очередь,  были  Аоибхинн,  королева  фей
Северного Мунстера, и Эйне, королева фей Южного Мунстера.  Эти имена - всего
лишь  один из  примеров.  Таким образом, можно без  особого труда  составить
целую карту  владений  фей в Ирландии  и  с почти дипломатической  точностью
обозначить границы  владений  обитателей  сидхов.  Куда  труднее  проследить
происхождение и, так сказать,  генетическую  преемственность  этих  существ.
Некоторые из них  могут  быть  отождествлены с отдельными  древними богами и
богинями.  Так, в  восточной части  Ирландии "банши"  (правительницами)  фей
почитались Бадб  и ее сестры,  повелевавшие жизнью и смертью жителей  Эрина,
причем  даже  не  обязательно  в  битвах.  Айния,  самая могущественная  фея
Ольстера, и Эйне, королева Южного Мунстера, - это,  по-видимому, один и  тот
же персонаж, таинственная и грозная  богиня, некогда почитавшаяся под именем
Ану или  Дану.  Из  двух  ее  позднейших инкарнаций  главной  хранительницей
традиций  и  атрибутов  культа  древней  Ану стала Эйне, пользовавшаяся,  по
свидетельству поэмы  "Выбор имен",  особым почитанием  в Мунстере в качестве
богини благополучия, материального достатка и изобилия. На протяжении многих
веков в ее честь совершались магические ритуалы накануне  дня святого Ионнна
Крестителя [1],  целью  которой  было обеспечить плодородие всего  живого  в
наступившем  году.  Крестьяне,  жившие  в окрестностях  ее сидха  Кнок  Эйне
(Кнокаини), приносили с собой зажженные пучки сена или соломы и водружали их
на шесты и столбы, стоявшие на вершине  холма. Затем Крестьяне  разбрасывали
их пепел по окрестным полям, а шестами  обмахивали посевы и скот. Считалось,
что эти ритуалы должны задобрить богиню и, более того, расположение к людям.
И независимо от того, была ли праматерью  всех богов или нет, ее  почитали н
качестве прародительницы полутора дюжин наиболее знатных ирландских родов.

     [1]  Ср.  многочисленные языческие обряды,  совершавшиеся  у славянских
народов в  ночь  на Ивана Купалу (т. е. того  же Иоанна Крестителя. Причем в
славянском  варианте  его  эпитет  "Купала"  имеет  общий  корень  со словом
"совокупление", что еще более подчеркивает роль ритуальной тантрики и культа
плодородия) (Прим. перев.).

     В  числе ее потомков  был и  знаменитый  эрл[1]  Джералд, сын богини от
союза с  четвертым графом Десмондом, по прозвищу Колдун.  Как  и в известной
легенде о девах, превращенных  в  лебедей,  граф-колдун, согласно  преданию,
похитил плащ Эйне, пока та купалась, и отказался вернуть его ей, если она не
станет его невестой; в конце концов он отпустил  ее. Тогда Эйне предупредила
мужа,  чтобы тот не  удивлялся  ничему, что  бы ни сделал  их  сын,  но один
живительный подвиг,  совершенный  мальчиком,  заставил  графа  нарушить  это
условие, и Эйне,  по законам  фей,  была  вынуждена  покинуть  его.  Однако,
потеряв  мужа,  она  не пожелала  расстаться с  сыном, который после  смерти
переселился в  царство  фей и  живет  сегодня  в  глубинах озера Лох  Гур  в
графстве Лимерик,  ожидая, как и  герой  бриттов Артур,  часа  освобождения,
когда  он  вместе  со  своими  воинами явится, чтобы изгнать  чужеземцев  из
Ирландии. Но это произойдет лишь тогда, когда герой, раз в семь лет пускаясь
вскачь  по  поверхности  озера,  начистит  серебряные  подковы  своего  коня
настолько, что они сделаются тонкими, как кошачье ухо.

     [1]Эрл (англ. ист. Earl) - граф (прим. перев.).

     Итак, феями  и эльфами  стали  не  только бывшие боги  клана Туатха  Де
Данаан,  но и герои многих других  мифических  циклов. Так, Донн, сын  Мила,
утонувший,  так  и не  ступив на  землю  Ирландии,  живет  в так  называемом
"чертоге Донна" - гряде песчаных холмов  и  курганов на полуострове Дингл  в
Керри, а в XI веке мы встречаемся  с  ним в стихах  одного  местного  поэта,
упоминающего его имя наполовину в шутку, наполовину  всерьез. Правда, героям
Ольстера не нашлось места в стране фей, зато их соперница, Медб, удостоилась
даже  королевского  титула,  поселившись  в  знаменитом Сидхе, и,  по мнению
многих исследователей, стала прототипом легендарной "королевы Маб". Каоилте,
последний  из  фианов,  несмотря  на  всю  свою  официальную   склонность  к
христианству,  вполне  удачно вписался в круг Туатха Де Данаан, чего  нельзя
сказать ни о ком из его родственников - ни об Ойсине, ни об Оскаре и уж  тем
более  о  самом  Финне.  Однако  врата  богов  не  были  закрыты  для  новых
исторических  персонажей,  даже  из  числа  простых  смертных.  Так,  Барри,
владелец поместья в Балл и море, по преданию, обитал  в заколдованном дворце
в Кноктьерне, одном  из холмов гряды Нэйгл Хиллз.  Не менее знаменитый герой
О'Донахью,  владения  которого находились в  окрестностях Килларни,  сегодня
обитает в глубине вод того самого озера,  и  его, как гласит  предание, даже
можно увидеть в ясную погоду, но всего один раз в год - первого мая.
     Помимо славных персонажей,  встречающихся нам и в мифах, и на страницах
исторических хроник, есть и такие, всякие письменные свидетельства о которых
давно утрачены, что не  мешает им пользоваться широкой популярностью, и даже
такие,  чье  происхождение  восходит  к   другим,  явно  неарийским  корням,
характерным для подавляющего большинства фей. Их скорее можно отождествить с
эльфами  и  троллями  скандинавов или  силенами  и  сатирами древнегреческих
мифов.  Таковы  Лепрехаун,  который   шил  феям  башмачки  и  умел  находить
спрятанные  сокровища,  Ган  Кенах,  или  "любезник", нашептывающий  на  ухо

Страницы: «« « 59   60   61   62   63   64   65   66   67  68   69   70   71   72   73   74   75   76   77  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии