Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: «« « 67   68   69   70   71   72   73   74   75  76   77   78   79   80   81   82   83   84   85  » »»

он полетит отсюда.
     Вскоре сокол направился на юг, и весь  день до самой  ночи изо всех сил
стараясь поспеть за ним.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

     И в  сумерках они заметили вдали  землю, похожую  на берега Ирландии, и
вскоре увидели маленький  островок, к которому поспешно пристали. Оказалось,
что это - тот самый остров, на котором жил злодей, некогда убивший Эйлилла.
     Они  поспешили в дун [1], возвышавшийся на  острове, и  услышали голоса
мужчин, разговаривавших о чем-то за ужином. Наконец, один из них произнес:
     - Да, если бы нас нашел теперь Мэл Дуин, нам пришлось бы худо.
     - Ну, Мэл Дуин давным-давно утонул, - возразил другой.
     -  А может, именно он-то и разбудит нас  сегодняшней ночью,  -  заметил
третий.
     - Но если он впрямь явится нынче ночью, - протянул четвертый, - что нам
тогда делать?
     - Ну, на этот вопрос нетрудно ответить,  - отозвался их предводитель. -
Если он  пожалует сюда,  его  надо принять с подобающим  почетом;  ему  ведь
довелось испытать  немало бед и  страданий. Услышав это, Мэл Дуин постучал в
дверь деревянным молотком.
     -  Мэл Дуин  явился,  - громким  голосом  проговорил он. Затем он и его
спутники мирно вошли в крепость, и хозяева встретили их с почестями и подали
гостам  новые  одежды.  Затем  гости  принялись рассказывать о  чудесах, кои
господь бог явил над ними. По словам "священного поэта" древности, Наес olim
meminisse juvabit [1].

     [1] "Настанет  день, когда  нам сладко будет вспоминать об этом" (лат.)
Эта  строка -  цитата из "Энеиды" Вергилия. "Священный поэт" - перевод фразы
vates sacer Горация.

     Затем  Мэл  Дуин вернулся домой,  к своим  родичам,  а  Диуран  Рифмач,
сумевший-таки довезти до дома обрывок серебряной сети, оторванный им от того
самого  столба,  торжеcтвенно  возложил  его  на  алтарь  в  Армаге  в  знак
воспоминания  о  чудесах, явленных богом во  время их скитаний.  А потом они
вместе  поведали  всей Ирландии обо всем, что с  ними было, об  удивительных
чудесах, которые  им довелось узреть на суше и на  морс, и  о бедах,  кои им
пришлось претерпеть в пути.
     Сага завершается  такими словами: "И тогда  Прекрасный  аэд  [аэд  Финн
[2]],  верховный  аэд  Ирландии,  сложил  эту  сагу  в  том  виде,  как  она
представлена  здесь.  Сделал  он  это  ради  услаждения  живых  и  поколений
ирландцев, которые жили и живут после него".

     [2]  сведений  об  этом  сказителе  и  поэте  в  других  источниках  не
сохранилось. Слава и хвала ему, кем бы он ни был.


      БОГИ БРИТТОВ И ЛЕГЕНДЫ О НИХ

Глава 18.
     БОГИ КЕЛЬТОВ БРИТАНИИ

     Мифы и  легенды  о  богах древних  бриттов  дошли до  нас  в  столь  же
компактном или,  наоборот, развернутом  изложении,  что и  мифы  о  гэльских
божествах, сохранившиеся в  стариных ирландских и  шотландских манускриптах.
Они тоже немало пострадали от  упорных попыток эвгемеристов провозгласить их
простыми  людьми,  со  временем  превращенными в  богов.  Лишь  в  знаментих
"Четырех  ветвях Мабиноги" боги бриттов предстают в своем подлинном облике -
как существа сверхъестественные, обладающие необъятными познаниями в магии и
колдовстве,  существа,  для  окторых  нет  никаких  ограничений  и  преград,
сковывающих  простых  смертных.  Помимо  этих  четырех   фрагментов  древней
мифологической  системы,  а также  весьма  и  весьма  скудных  упоминаний  в
наиболее ранних  валлийских  поэмах и стихах,  богов  древних бриттов  можно
встретить  разве  что под  чужими  масками и  именами.  Некоторые  из них со
временем превратились  в  королей в "Истории бриттов" Гальфрида Монмутского,
носящей   более  чем   апокрифический  характер.  Другие  удостоились   даже
незаслуженной канонизации [1], и, для того чтобы увидеть их подлинный облик,
с  них  необходимо совлечь поверхностный флер  церковного  почитания. Третьи
пришлись  особенно по  душе  франко-норманнским  авторам  авантюрно-любовных
романов, став прославенныи рыцарями  и  героями, известными в наши  дни  под
именем рыцарей короля Артура  и Круглого стола. Но  какие  бы личины  они ни
надевали,  под   ними   все  равно   просвечивает  подлинная  сущность  этих
персонажей. Дело в том, что гэлы и  бритты - это  две ветви одного и того же
древнего  народа, кельтов.  Во многих  и  многих богах  бриттов, сохранивших
весьма близкие имена и атрибуты, мы без особого труда узнаем хорошо знакомые
черты гэльских божеств знаменитого клана Туатха Де Данаан.

     [1]  Канонизация  (церк.  ист.) - официальное  церковное  прославление,
возведение  того  или иного  лица  в  ранг  святого,  преподобного  и пр.  В
католической   церкви   существуют   два  уровня  прославления:   первый   -
беатификация (провозглашение блаженным) и второй, более высокий - собственно
канонизация (прим. перев.)

     Иногда в мифах боги бриттов предстают разделенными на  три семейства  -
"дети Дон", "дети Нудда" и "дети Ллира". Однако на самом деле таких семей не
три,  а две,  ибо  Нудд, или Ллудд,  как его еще  называют, тогда как он сам
именовал себя сыном Бели, был  не кем иным,  как  супругом  богини  Дон. Нет
никаких сомнений, что сама Дон - то же самое божество, что и Дану, праматерь
богов  клана  Туатха  Де Данаан, а Бели  - британский аналог гэльского Биле,
великого отца Диса или Плутона, который изгнал первых гэлов из Гадеса (Аида)
и отдал им во  владение Ирландию. Что же  касается другого семейства, "детей
Ллира", то мы с ним уже  знакомы, ибо  Ллир бриттов  - это  не кто иной, как
хорошо известный гэльский бог моря Лир. Эти два семейства, или клана, обычно
находятся в оппозиции друг  к  другу, а военные  столкновения между ними, по
всей  видимости,  символизируют в мифах  бриттов тот же самый конфликт между
силами неба, света и жизни, с одной стороны, и силами моря,  тьмы и смерти -
с другой, который нам уже знаком по гэльской  мифологии,  где он описывается
как постоянные битвы богов Туатха Де Данаан со злобными фоморами.
     Дети  Дон - это, вне  всякого сомнения, боги неба. Имена их записаны на

Страницы: «« « 67   68   69   70   71   72   73   74   75  76   77   78   79   80   81   82   83   84   85  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии