|
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 173 Размер файла: 1090 Кб Страницы: «« « 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 » »» он полетит отсюда.
Вскоре сокол направился на юг, и весь день до самой ночи изо всех сил
стараясь поспеть за ним.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
И в сумерках они заметили вдали землю, похожую на берега Ирландии, и
вскоре увидели маленький островок, к которому поспешно пристали. Оказалось,
что это - тот самый остров, на котором жил злодей, некогда убивший Эйлилла.
Они поспешили в дун [1], возвышавшийся на острове, и услышали голоса
мужчин, разговаривавших о чем-то за ужином. Наконец, один из них произнес:
- Да, если бы нас нашел теперь Мэл Дуин, нам пришлось бы худо.
- Ну, Мэл Дуин давным-давно утонул, - возразил другой.
- А может, именно он-то и разбудит нас сегодняшней ночью, - заметил
третий.
- Но если он впрямь явится нынче ночью, - протянул четвертый, - что нам
тогда делать?
- Ну, на этот вопрос нетрудно ответить, - отозвался их предводитель. -
Если он пожалует сюда, его надо принять с подобающим почетом; ему ведь
довелось испытать немало бед и страданий. Услышав это, Мэл Дуин постучал в
дверь деревянным молотком.
- Мэл Дуин явился, - громким голосом проговорил он. Затем он и его
спутники мирно вошли в крепость, и хозяева встретили их с почестями и подали
гостам новые одежды. Затем гости принялись рассказывать о чудесах, кои
господь бог явил над ними. По словам "священного поэта" древности, Наес olim
meminisse juvabit [1].
[1] "Настанет день, когда нам сладко будет вспоминать об этом" (лат.)
Эта строка - цитата из "Энеиды" Вергилия. "Священный поэт" - перевод фразы
vates sacer Горация.
Затем Мэл Дуин вернулся домой, к своим родичам, а Диуран Рифмач,
сумевший-таки довезти до дома обрывок серебряной сети, оторванный им от того
самого столба, торжеcтвенно возложил его на алтарь в Армаге в знак
воспоминания о чудесах, явленных богом во время их скитаний. А потом они
вместе поведали всей Ирландии обо всем, что с ними было, об удивительных
чудесах, которые им довелось узреть на суше и на морс, и о бедах, кои им
пришлось претерпеть в пути.
Сага завершается такими словами: "И тогда Прекрасный аэд [аэд Финн
[2]], верховный аэд Ирландии, сложил эту сагу в том виде, как она
представлена здесь. Сделал он это ради услаждения живых и поколений
ирландцев, которые жили и живут после него".
[2] сведений об этом сказителе и поэте в других источниках не
сохранилось. Слава и хвала ему, кем бы он ни был.
БОГИ БРИТТОВ И ЛЕГЕНДЫ О НИХ
Глава 18.
БОГИ КЕЛЬТОВ БРИТАНИИ
Мифы и легенды о богах древних бриттов дошли до нас в столь же
компактном или, наоборот, развернутом изложении, что и мифы о гэльских
божествах, сохранившиеся в стариных ирландских и шотландских манускриптах.
Они тоже немало пострадали от упорных попыток эвгемеристов провозгласить их
простыми людьми, со временем превращенными в богов. Лишь в знаментих
"Четырех ветвях Мабиноги" боги бриттов предстают в своем подлинном облике -
как существа сверхъестественные, обладающие необъятными познаниями в магии и
колдовстве, существа, для окторых нет никаких ограничений и преград,
сковывающих простых смертных. Помимо этих четырех фрагментов древней
мифологической системы, а также весьма и весьма скудных упоминаний в
наиболее ранних валлийских поэмах и стихах, богов древних бриттов можно
встретить разве что под чужими масками и именами. Некоторые из них со
временем превратились в королей в "Истории бриттов" Гальфрида Монмутского,
носящей более чем апокрифический характер. Другие удостоились даже
незаслуженной канонизации [1], и, для того чтобы увидеть их подлинный облик,
с них необходимо совлечь поверхностный флер церковного почитания. Третьи
пришлись особенно по душе франко-норманнским авторам авантюрно-любовных
романов, став прославенныи рыцарями и героями, известными в наши дни под
именем рыцарей короля Артура и Круглого стола. Но какие бы личины они ни
надевали, под ними все равно просвечивает подлинная сущность этих
персонажей. Дело в том, что гэлы и бритты - это две ветви одного и того же
древнего народа, кельтов. Во многих и многих богах бриттов, сохранивших
весьма близкие имена и атрибуты, мы без особого труда узнаем хорошо знакомые
черты гэльских божеств знаменитого клана Туатха Де Данаан.
[1] Канонизация (церк. ист.) - официальное церковное прославление,
возведение того или иного лица в ранг святого, преподобного и пр. В
католической церкви существуют два уровня прославления: первый -
беатификация (провозглашение блаженным) и второй, более высокий - собственно
канонизация (прим. перев.)
Иногда в мифах боги бриттов предстают разделенными на три семейства -
"дети Дон", "дети Нудда" и "дети Ллира". Однако на самом деле таких семей не
три, а две, ибо Нудд, или Ллудд, как его еще называют, тогда как он сам
именовал себя сыном Бели, был не кем иным, как супругом богини Дон. Нет
никаких сомнений, что сама Дон - то же самое божество, что и Дану, праматерь
богов клана Туатха Де Данаан, а Бели - британский аналог гэльского Биле,
великого отца Диса или Плутона, который изгнал первых гэлов из Гадеса (Аида)
и отдал им во владение Ирландию. Что же касается другого семейства, "детей
Ллира", то мы с ним уже знакомы, ибо Ллир бриттов - это не кто иной, как
хорошо известный гэльский бог моря Лир. Эти два семейства, или клана, обычно
находятся в оппозиции друг к другу, а военные столкновения между ними, по
всей видимости, символизируют в мифах бриттов тот же самый конфликт между
силами неба, света и жизни, с одной стороны, и силами моря, тьмы и смерти -
с другой, который нам уже знаком по гэльской мифологии, где он описывается
как постоянные битвы богов Туатха Де Данаан со злобными фоморами.
Дети Дон - это, вне всякого сомнения, боги неба. Имена их записаны на
Страницы: «« « 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |