Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: «« « 74   75   76   77   78   79   80   81   82  83   84   85   86   87   88   89   90   91   92  » »»

из  богов.  Некоторые  из  них, насколько  нам известно, пользовались особым
почитанием в  Галлии.  Другие  были  сынами  Дон, Лира  и  Пвилла,  то  есть
происходили из династий более древних  богов, главой которых  Артур стал уже
после того,  как  их  культы  угасли и забылись.  Утратив  свой божественный
статус и ореол, и претерпев странные трансформации, эти сакральные персонажи
замелькали на страницах романов, превратившись в рыцарей Круглого стола. Эти
божества были  родными богами бриттов. Впрочем  многие из  них упоминаются в
архаических надписях,  сооруженных на нашем  острове  (т.е. о.  Британия.  -
Прим.  перев.),  однако  почти  все  они носят экзотический и,  так сказать,
иноземный характер. Дело в том, что императорский Рим собирал в свои легионы
людей  самых  разных  рас  и  национальностей  и  у  всех  их  имелись  свои
собственные  боги.  По  всей  Британии  и  в  особенности  на  землях вокруг
Адрианова вала мы находим упоминания о божествах многих и многих племен - от
Германии  до  Африки,  от  Галлии  до  Персии,  культы которых  спорадически
возникали  в  разных  местах.  Большинство  из  этих  иноземных  богов  были
римскими, однако в наши дни  обнаружены развалины  храма Эборакуме (нынешний
Йорк),  посвященного  Серапиcy  [1];  там  же  отправлялся  и  культ  Митры,
древнеперсидского бога Солнца; а в Корбридже,  что в Нортумберленде (древний
Корспициум), были найдены алтари, посвященные  тирским божествам - Геркулесу
и  Астарте. Культ бога  войны отправлялся  под разными  именами:  Кокидий  в
колонии даков  в Каберленде, а  также Тоутат, Камул,  Корициак, Белатукатор,
Алатор, Лоуцетий, Кондат  и Ризигамос: так именовали его римские граждане  -
выходцы  из  дальних окраин имперской ойкумены.  В  Бате  существовал  культ
богини войны,  известной  под  именем Неметона.  Сернистые источники в  этом
городе   находились   под   покровительством   божества  по   имени   Сулис,
отождествлявшегося   римлянами  с  Минервой;   ее  помощником  считался  бог
врачевания, упоминаемый на посвятительной  плите как "Сол  Аполлон  Аницет".
Однако  лишь  немногим  из  этих "странных  богов"  удалось  привлечь к себе
внимание туземных жителей  - бриттов. Дело в том, что их истинные поклонники
прозелитизмом не занимались, а реальное их влияние, по-видимому, было вполне
сопоставимо  с  влиянием какой-нибудь  церковки евангелистических христиан в
большом турецком городе. Единственное исключение из этого правила -  случаи,
когда такие  иноземные боги  были  выходцами  из Галлии; кроме  того, иногда
культы  отдельных римских богов в самом Риме были не столь заметны,  как эти
же культы в "импортном варианте" у кельтов. Так,  небесный бог-воитель Камул
выступает  в гэльских героических мифах под именем Кумалла,  отца Финна, а в
мифологии  бриттов  -  в  качестве Кела,  герцога Кэр  Келвина (в  древности
известного под названием  Камулодунум,  а в  наши дни - Колчестер),  который
сумел  захватить корону  Британии и  все  свое  короткое правление провел  в
постоянных  войнах  и сражениях.  Есть мнение, что  "старый король  Коул" из
старинных  баллад,  предстающий  в них этаким "стариком-весельчаком", являет
собой наиболее поздний вариант бытования этого кельтского бога.

     [1]  Серапис - древнеегипетское божество, обычно изображаемое виде быка
(прим. перев.)

     Имя бога Солнца  Мапоноса (Мапона)  обнаружено  на  алтарных плитах  на
территории Галлии и  Британии;  в валлийской литературе  он упоминается  под
именем  Мабона, последователя Артура, тогда как другой галльский бог Солнца,
Белен, которому  некогда был  посвящен  величественный  храм  в  Байокассосе
(современный  Байоз), хотя  и не упоминается  в  наиболее ранних  памятниках
мифологии бриттов, однако, насколько мы можем судить по упоминаниям в других
источниках, был связан с Браном, поскольку в исторических хрониках Гальфрида
Монмутского  "король Беленус" выступает в роли  брата "короля Бренния", а  в
той же "Morte d'Arthur" "Балэн"  считается братом "Балана".  Греческий автор
II века н. э. сообщает о  культе бoга  красноречия, существовавшем в Галлии.
Имя этого  бoга было Огмиос; его  атрибуты заставляют  вспомнить Геракла,  а
описание весьма точно соответствует сакральным атрибутам и функции гэльского
бога Огмы, считавшегося покровителем литературы и вообще всякой письменности
и вместе с тем - профессиональным атлетом-богатырем клана Туатха  Де Данаан.
Неметона, богиня-воительница, культовый центр которой  находился в древности
в Бате, по всей вероятности, может быть отождествлена с Нимэйн, одной из жен
Нуады  Валькирии.  Дело  в  том, что  одна  из  древних надписей  (вероятно,
испорченных)  читается  как  атубодва,  что  представляет  собой  искаженное
Катубодва, а это смело можно считать галльским аналогом  Бадб Ката, то  есть
"фурия войны". Лул, или Ллеу, пользовался на континенте широкой известностью
под именем Лугус. Три  крупных города - Лаон, Лейден  и  Лион  - в древности
носили  в его  честь  одинаковое  название  Лугудунум  (что означает  "город
Луга"),  а в последнем и наиболее крупном из них в римскую  эпоху  регулярно
устраивались празднества и день бога  Солнца  (1 августа), соответствовавшие
празднику Лугнасад (празднества  в честь  Луга),  устраивавшемуся и  древней
Ирландии. Бригит,  гэльская Минерва, перебралась на о. Британия  под  именем
Бригантии, богини-покровительницы бригантов,  одного из северных племен, а в
Восточной  Франции ее почитали как Бригиндо, которой Иккавос, сын Оппианоса,
принес особые посвятительные дары. Впрочем, о них будет сказано ниже.
     Можно привести  немало других, не столь впечатляющих, примеров сходства
между  мифическими  именами  древних божеств у  островных и  континентальных
кельтов.  Однако  и  приведенных  здесь  данных  вполне  достаточно,   чтобы
доказать, что галлы, гэлы и бритты обладали общим наследием прототипов  имен
мифологических персонажей, из которого впоследствии развились три достаточно
самодеятельные, но в то же время весьма и весьма близкие культовые системы.

Глава 19.
     ПРИКЛЮЧЕНИЯ БОГОВ АННВНА

     Наиболее древние мифы и легенды о богах бриттов посвящены  божествам из
семейства Пвилла,  ассоциируемым  с  юго-западным  районом  Уэльса,  который
римляне  именовали Демецией, а  бритты - Дифедом. Первая из  "Четырех Ветвей
Мабиноги" рассказывает  о  том,  как "Пвилл,  князь  Дифеда", получил  право
именоваться Пенн Аннвн, то есть "Владыка Аида". По правде сказать, не так-то
просто объяснить, почему  один и тот же персонаж мог быть и смертным князем,
пускай даже и  легендарным, и правителем таинственного Потустороннего  мира,
совмещая в своем лице две противоречащие друг другу древние традиции. Однако
для эпохи более архаической, чем эпоха  кодификации и литературной обработки
этих легенд, никакого насильственного совмещения и  не  требовалось, ибо обе
легенды не  воспринимались как  нечто противоречивое.  Когда Пвилл,  владыка
Аннвна, выступал  в  роли персонажа мифов,  эти предания  были  еще  живы, и
неведомая и  загадочная страна  Дифед, населенная туземцами-иберами, которых
этнографическая  фантазия древних кельтов  забросила  в столь  дальние края,
представлялась племенам,  жившим на восточном берегу пограничной реки  Тиви,

Страницы: «« « 74   75   76   77   78   79   80   81   82  83   84   85   86   87   88   89   90   91   92  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии