|
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 173 Размер файла: 1090 Кб Страницы: «« « 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 » »» из богов. Некоторые из них, насколько нам известно, пользовались особым
почитанием в Галлии. Другие были сынами Дон, Лира и Пвилла, то есть
происходили из династий более древних богов, главой которых Артур стал уже
после того, как их культы угасли и забылись. Утратив свой божественный
статус и ореол, и претерпев странные трансформации, эти сакральные персонажи
замелькали на страницах романов, превратившись в рыцарей Круглого стола. Эти
божества были родными богами бриттов. Впрочем многие из них упоминаются в
архаических надписях, сооруженных на нашем острове (т.е. о. Британия. -
Прим. перев.), однако почти все они носят экзотический и, так сказать,
иноземный характер. Дело в том, что императорский Рим собирал в свои легионы
людей самых разных рас и национальностей и у всех их имелись свои
собственные боги. По всей Британии и в особенности на землях вокруг
Адрианова вала мы находим упоминания о божествах многих и многих племен - от
Германии до Африки, от Галлии до Персии, культы которых спорадически
возникали в разных местах. Большинство из этих иноземных богов были
римскими, однако в наши дни обнаружены развалины храма Эборакуме (нынешний
Йорк), посвященного Серапиcy [1]; там же отправлялся и культ Митры,
древнеперсидского бога Солнца; а в Корбридже, что в Нортумберленде (древний
Корспициум), были найдены алтари, посвященные тирским божествам - Геркулесу
и Астарте. Культ бога войны отправлялся под разными именами: Кокидий в
колонии даков в Каберленде, а также Тоутат, Камул, Корициак, Белатукатор,
Алатор, Лоуцетий, Кондат и Ризигамос: так именовали его римские граждане -
выходцы из дальних окраин имперской ойкумены. В Бате существовал культ
богини войны, известной под именем Неметона. Сернистые источники в этом
городе находились под покровительством божества по имени Сулис,
отождествлявшегося римлянами с Минервой; ее помощником считался бог
врачевания, упоминаемый на посвятительной плите как "Сол Аполлон Аницет".
Однако лишь немногим из этих "странных богов" удалось привлечь к себе
внимание туземных жителей - бриттов. Дело в том, что их истинные поклонники
прозелитизмом не занимались, а реальное их влияние, по-видимому, было вполне
сопоставимо с влиянием какой-нибудь церковки евангелистических христиан в
большом турецком городе. Единственное исключение из этого правила - случаи,
когда такие иноземные боги были выходцами из Галлии; кроме того, иногда
культы отдельных римских богов в самом Риме были не столь заметны, как эти
же культы в "импортном варианте" у кельтов. Так, небесный бог-воитель Камул
выступает в гэльских героических мифах под именем Кумалла, отца Финна, а в
мифологии бриттов - в качестве Кела, герцога Кэр Келвина (в древности
известного под названием Камулодунум, а в наши дни - Колчестер), который
сумел захватить корону Британии и все свое короткое правление провел в
постоянных войнах и сражениях. Есть мнение, что "старый король Коул" из
старинных баллад, предстающий в них этаким "стариком-весельчаком", являет
собой наиболее поздний вариант бытования этого кельтского бога.
[1] Серапис - древнеегипетское божество, обычно изображаемое виде быка
(прим. перев.)
Имя бога Солнца Мапоноса (Мапона) обнаружено на алтарных плитах на
территории Галлии и Британии; в валлийской литературе он упоминается под
именем Мабона, последователя Артура, тогда как другой галльский бог Солнца,
Белен, которому некогда был посвящен величественный храм в Байокассосе
(современный Байоз), хотя и не упоминается в наиболее ранних памятниках
мифологии бриттов, однако, насколько мы можем судить по упоминаниям в других
источниках, был связан с Браном, поскольку в исторических хрониках Гальфрида
Монмутского "король Беленус" выступает в роли брата "короля Бренния", а в
той же "Morte d'Arthur" "Балэн" считается братом "Балана". Греческий автор
II века н. э. сообщает о культе бoга красноречия, существовавшем в Галлии.
Имя этого бoга было Огмиос; его атрибуты заставляют вспомнить Геракла, а
описание весьма точно соответствует сакральным атрибутам и функции гэльского
бога Огмы, считавшегося покровителем литературы и вообще всякой письменности
и вместе с тем - профессиональным атлетом-богатырем клана Туатха Де Данаан.
Неметона, богиня-воительница, культовый центр которой находился в древности
в Бате, по всей вероятности, может быть отождествлена с Нимэйн, одной из жен
Нуады Валькирии. Дело в том, что одна из древних надписей (вероятно,
испорченных) читается как атубодва, что представляет собой искаженное
Катубодва, а это смело можно считать галльским аналогом Бадб Ката, то есть
"фурия войны". Лул, или Ллеу, пользовался на континенте широкой известностью
под именем Лугус. Три крупных города - Лаон, Лейден и Лион - в древности
носили в его честь одинаковое название Лугудунум (что означает "город
Луга"), а в последнем и наиболее крупном из них в римскую эпоху регулярно
устраивались празднества и день бога Солнца (1 августа), соответствовавшие
празднику Лугнасад (празднества в честь Луга), устраивавшемуся и древней
Ирландии. Бригит, гэльская Минерва, перебралась на о. Британия под именем
Бригантии, богини-покровительницы бригантов, одного из северных племен, а в
Восточной Франции ее почитали как Бригиндо, которой Иккавос, сын Оппианоса,
принес особые посвятительные дары. Впрочем, о них будет сказано ниже.
Можно привести немало других, не столь впечатляющих, примеров сходства
между мифическими именами древних божеств у островных и континентальных
кельтов. Однако и приведенных здесь данных вполне достаточно, чтобы
доказать, что галлы, гэлы и бритты обладали общим наследием прототипов имен
мифологических персонажей, из которого впоследствии развились три достаточно
самодеятельные, но в то же время весьма и весьма близкие культовые системы.
Глава 19.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ БОГОВ АННВНА
Наиболее древние мифы и легенды о богах бриттов посвящены божествам из
семейства Пвилла, ассоциируемым с юго-западным районом Уэльса, который
римляне именовали Демецией, а бритты - Дифедом. Первая из "Четырех Ветвей
Мабиноги" рассказывает о том, как "Пвилл, князь Дифеда", получил право
именоваться Пенн Аннвн, то есть "Владыка Аида". По правде сказать, не так-то
просто объяснить, почему один и тот же персонаж мог быть и смертным князем,
пускай даже и легендарным, и правителем таинственного Потустороннего мира,
совмещая в своем лице две противоречащие друг другу древние традиции. Однако
для эпохи более архаической, чем эпоха кодификации и литературной обработки
этих легенд, никакого насильственного совмещения и не требовалось, ибо обе
легенды не воспринимались как нечто противоречивое. Когда Пвилл, владыка
Аннвна, выступал в роли персонажа мифов, эти предания были еще живы, и
неведомая и загадочная страна Дифед, населенная туземцами-иберами, которых
этнографическая фантазия древних кельтов забросила в столь дальние края,
представлялась племенам, жившим на восточном берегу пограничной реки Тиви,
Страницы: «« « 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |