|
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 173 Размер файла: 1090 Кб Страницы: «« « 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 » »» двух веков, достигнув своей кульминации в годы правления династии, с которой
связано куда больше легенд, чем со всеми ее непосредственными
предшественниками. Итак, эта последняя династия, по утверждению старинных
хронистов, началась в 177 г. н. э., когда на трон вступил знаменитый Конн
Сотня Воинов", и вплоть до правления его знаменитого внука, Кормака
Величественного, и она непосредственно связана с третьим циклом гэльских
преданий - циклом, повествующим о подвигах Финна и его фианов. Все эти
короли имели те или иные контакты с национальными богами кельтов. Легенда,
сохранившаяся в старинном ирландском манускрипте XV века и именуемая
"Пророчество героя", рассказывает о том, как Конну однажды явился сам бог
Луг, облек его магическим туманом, увлек за собой в некий заколдованный
дворец и там поведал ему пророчество о будущем его потомков, о
продолжительности их правления и причинах смерти или гибели каждого из них.
Другое предание повествует о том, как сын Конна, Конла [2], был соблазнен
некой богиней и, подобно знаменитому Артуру мифов соседей-бриттов, перенесся
в волшебной стеклянной ладье в Земной Рай, находящийся за морем. Еще одна
легенда связывает женитьбу самого Конна с именем Бекумы Прекрасная Кожа,
жены того самого Лабрайда Скорого на Меч, который, как сказано в другом
предании, был женат на Ли Бан, сестре Фанд, возлюбленной самого Кухулина.
Бекума появляется в интриге с Гайаром, сыном Мананнана, и, будучи изгнана из
"земли обетованной", переплыла через море, разделяющее бессмертных и
смертных, чтобы предложить Конну руку и сердце. Король Ирландии, разумеется,
взял ее в жены, но брак их обернулся несчастьем. Дело в том, что богиня
воспылала ненавистью к Эйртy, сыну Конна от первой жены, и потребовала
отправить его в изгнание, но затем было решено, что они сыграют партию в
шахматы, чтобы решить, кто из них должен уйти, и Эйрт выиграл. Затем этот
Эйрт, прозванный Одиноким, ибо он лишился своего родного брата, Конлы, стал
после смерти Конна королем, но в легендах он больше известен как отец
Кормака.
[1] В других вариантах - Фионн (прим. перев.).
[2] В другой огласовке - Коннлай (прим. перев.).
Немало старинных ирландских легенд посвящено воспеванию славных
подвигов и деяний Кормака, которого принято изображать великим
законодателем, этаким кельтским Соломоном. Некоторые предания даже
утверждают, что он первым на Британских островах принял более возвышенное
духовное учение, чем традиционный кельтский языческий политеизм, и якобы
даже пытался запретить друидизм. За это друид по имени Маэлкен наслал на
него злого духа, который заставил кость лосося встать королю поперек горла,
и тот как сидел за столом, так и принял за ним смерть. Но в целом ряде
других преданий король, напротив, провозглашается любимцем тех же самых
языческих божеств. Сам Мананнан Мак Лир настолько дорожил его дружбой, что
перенес его в страну чудес и даровал ему волшебную ветвь. На этой ветви
росли золотые и серебряные яблоки, и стоило только ее потрясти, как
раздавалась столь сладостная и нежная мелодия, что раненый забывал о боли, а
страждущий - о скорби и печали и тотчас погружался в глубокий умиротворяющий
сон. Кормак всю жизнь берег это сокровище как зеницу ока, но после его
смерти дивная реликвия вернулась к богам.
Король Кормак был современником Финна Мак Kумалла, которого он назначил
предводителем так называемых Фианна Эйринн, более известных как фианы.
Вокруг Финна и его фианов со временем сложился обширным круг легенд, который
пользовался одинаковой популярностью среди гэльских кланов Ирландии и
Шотландии. Легенды и поэмы об их подвигах мы читаем в древнейших ирландских
манускриптах, в Ирландии и Вест Хайлендс имена этих героев и предания о них
веками сохранялись в народной памяти. В XVIII веке замечательный шотландский
поэт Джеймс Макферсон активно использовал эту живую фольклорно-эпическую
традицию, сохранившуюся в народных балладах, для создания образа древнего
барда Оссиана.
Сегодня уже невозможно установить, в какой мере Финна и его
приближенных воинов можно считать историческими персонажами. Между тем сами
ирландцы издавна полагали, что легендарные фианы были чем-то вроде отрядов
народной полиции, а сам Финн - их предводителем. Этой точки зрения
придерживаются авторы наиболее ранних исторических сочинений. Так думал, в
частности, хронист Тьерна из Клонмакноиса (ум. в 1088 г.), а "Анналы Четырех
Владык", представляющие собой позднюю (возникшую между 1632-м и 1636 гг.)
компиляцию материалов старинных хроник и вообще игнорирующие короля
Конхобара и его богатырей как персонажей, которым нен места в серьезных
документах, считают Финна вполне реальным героем, скончавшимся около 283
года. Один из исследователей, Юджин О'Карри, ясно и недвусмысленно говорит о
том, что Финн, коего принято считать "вымышленным либо совершенно мифическим
персонажем", на самом деле был "вне всякого сомнения, реальным историческим
лицом; по всей вероятности, он жил около того времени, которое указано в
анналах; точно так же, как Юлий Цезарь жил именно в то время, на которое
указывают авторитетные римские историки".
Однако этой точке зрения явно противоречат взгляды позднейших
исследователей кельтов. На первый взгляд родословная Финна, сохранившаяся в
составе знаменитой Лейнстерской книги, может показаться веским аргументом в
пользу гипотезы о реальности его существования, но после более внимательного
исследования оказывается, что имена как самого Финна, так и его отца
восходят к куда более древним прототипам. Финн, или Фионн, что означает
"прекрасный", - это имя одного из мифических предков гэлов, а имя его отца,
Кумалл, что означает "небо", практически тождественно с именем Камулуса,
галльского бога неба, в свою очередь, отождествляемого с древнеримским
Марсом. Весьма маловероятно, что его потомки могли иметь земную,
человеческую природу. Скорее их можно сопоставить с Кухулином и другими
богатырями Эмайн Махи. В самом деле, их подвиги носят ничуть не менее
сказочный характер. Как и богатыри Ольстера, они находятся, так сказать, в
неформальном общении с древними божествами. "Фианы Эрина, - говорится в
трактате под названием "Агаламх-на-Сеньорах", то есть "Диалоги старейшин",
сохранившемся в составе рукописей XIII - XIV веков, - чаще и свободнее
общались не с простыми смертными жителями, а с богами клана Туатха Де
Данаан". Оэгунс, Мидхир, Лир, Мананнан и Бодб Дирг со всеми своими
бесчисленными сыновьями и дочерьми занимают в так называемых "Оссиановых"
песнях столь же заметное место, как и сами фианы. Они сражаются на их
стороне или, наоборот, против них; они берут их в жены выходят за них замуж.
Другой исследователь, Джон Рис, также полагает, что фианы принимали
самое активное участие в знаменитой воине между богами Туатха Де Данаан и
фоморами. Наиболее часто в роли антагониста Финна и его фианов выступают
племена (кланы) захватчиков, прибывшие из-за моря и именуемые в преданиях
Страницы: «« « 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |