Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: «« « 48   49   50   51   52   53   54   55   56  57   58   59   60   61   62   63   64   65   66  » »»

двух веков, достигнув своей кульминации в годы правления династии, с которой
связано   куда   больше   легенд,   чем   со   всеми   ее  непосредственными
предшественниками.  Итак,  эта  последняя династия, по утверждению старинных
хронистов, началась в 177 г. н.  э.,  когда на  трон вступил знаменитый Конн
Сотня  Воинов",  и  вплоть  до  правления  его  знаменитого  внука,  Кормака
Величественного, и она  непосредственно  связана  с третьим  циклом гэльских
преданий  -  циклом,  повествующим о подвигах Финна  и  его фианов. Все  эти
короли имели те или иные  контакты с национальными богами кельтов.  Легенда,
сохранившаяся  в  старинном  ирландском  манускрипте  XV  века  и  именуемая
"Пророчество героя",  рассказывает о том, как Конну  однажды  явился сам бог
Луг, облек  его  магическим туманом,  увлек за  собой в  некий заколдованный
дворец   и   там  поведал  ему  пророчество   о   будущем  его  потомков,  о
продолжительности их правления и причинах смерти или  гибели каждого из них.
Другое предание повествует  о том, как  сын  Конна, Конла [2], был соблазнен
некой богиней и, подобно знаменитому Артуру мифов соседей-бриттов, перенесся
в  волшебной стеклянной ладье в Земной Рай, находящийся  за  морем. Еще одна
легенда связывает женитьбу  самого Конна с  именем  Бекумы  Прекрасная Кожа,
жены  того  самого Лабрайда Скорого на  Меч, который,  как сказано в  другом
предании,  был женат  на Ли Бан, сестре Фанд,  возлюбленной самого Кухулина.
Бекума появляется в интриге с Гайаром, сыном Мананнана, и, будучи изгнана из
"земли  обетованной",  переплыла  через   море,  разделяющее  бессмертных  и
смертных, чтобы предложить Конну руку и сердце. Король Ирландии, разумеется,
взял ее  в  жены,  но брак их обернулся несчастьем. Дело в  том,  что богиня
воспылала ненавистью  к Эйртy,  сыну  Конна  от первой жены,  и  потребовала
отправить  его в  изгнание,  но затем было решено, что они сыграют  партию в
шахматы, чтобы  решить, кто из  них должен уйти, и Эйрт выиграл. Затем  этот
Эйрт, прозванный Одиноким, ибо  он лишился своего родного брата, Конлы, стал
после  смерти  Конна  королем, но в  легендах  он  больше известен  как отец
Кормака.

     [1] В других вариантах - Фионн (прим. перев.).
     [2] В другой огласовке - Коннлай (прим. перев.).

     Немало  старинных  ирландских  легенд   посвящено   воспеванию  славных
подвигов   и   деяний   Кормака,   которого   принято   изображать   великим
законодателем,  этаким   кельтским   Соломоном.   Некоторые   предания  даже
утверждают, что он  первым  на Британских  островах принял более возвышенное
духовное учение,  чем  традиционный  кельтский языческий политеизм,  и якобы
даже пытался запретить друидизм. За это  друид  по имени  Маэлкен наслал  на
него злого духа, который заставил кость лосося встать королю  поперек горла,
и  тот  как сидел  за столом,  так и  принял за  ним смерть. Но в целом ряде
других преданий король,  напротив,  провозглашается любимцем  тех  же  самых
языческих божеств. Сам Мананнан Мак  Лир настолько  дорожил его дружбой, что
перенес его в страну чудес и  даровал  ему волшебную ветвь.  На  этой  ветви
росли  золотые  и  серебряные  яблоки,  и  стоило  только  ее потрясти,  как
раздавалась столь сладостная и нежная мелодия, что раненый забывал о боли, а
страждущий - о скорби и печали и тотчас погружался в глубокий умиротворяющий
сон.  Кормак всю жизнь берег  это сокровище как  зеницу ока,  но  после  его
смерти дивная реликвия вернулась к богам.
     Король Кормак был современником Финна Мак Kумалла, которого он назначил
предводителем  так называемых  Фианна  Эйринн,  более  известных как  фианы.
Вокруг Финна и его фианов со временем сложился обширным круг легенд, который
пользовался  одинаковой  популярностью  среди  гэльских  кланов  Ирландии  и
Шотландии. Легенды и поэмы об их подвигах мы читаем  в древнейших ирландских
манускриптах, в Ирландии и Вест Хайлендс имена этих героев  и предания о них
веками сохранялись в народной памяти. В XVIII веке замечательный шотландский
поэт  Джеймс  Макферсон активно использовал  эту живую  фольклорно-эпическую
традицию,  сохранившуюся  в  народных балладах, для создания образа древнего
барда Оссиана.
     Сегодня  уже  невозможно   установить,  в   какой  мере  Финна   и  его
приближенных воинов можно считать  историческими персонажами. Между тем сами
ирландцы издавна полагали,  что легендарные фианы были  чем-то вроде отрядов
народной  полиции,  а  сам  Финн  -  их  предводителем.  Этой  точки  зрения
придерживаются авторы наиболее ранних  исторических  сочинений. Так думал, в
частности, хронист Тьерна из Клонмакноиса (ум. в 1088 г.), а "Анналы Четырех
Владык",  представляющие собой позднюю (возникшую между  1632-м и 1636  гг.)
компиляцию  материалов   старинных  хроник  и   вообще  игнорирующие  короля
Конхобара и его  богатырей как  персонажей,  которым нен места  в  серьезных
документах,  считают  Финна вполне  реальным героем, скончавшимся около  283
года. Один из исследователей, Юджин О'Карри, ясно и недвусмысленно говорит о
том, что Финн, коего принято считать "вымышленным либо совершенно мифическим
персонажем", на самом деле был "вне  всякого сомнения, реальным историческим
лицом;  по  всей вероятности, он жил около того времени,  которое указано  в
анналах; точно так  же, как Юлий  Цезарь жил именно  в то время,  на которое
указывают авторитетные римские историки".
     Однако  этой   точке  зрения   явно   противоречат  взгляды  позднейших
исследователей кельтов. На первый взгляд родословная  Финна, сохранившаяся в
составе знаменитой Лейнстерской книги, может показаться веским аргументом  в
пользу гипотезы о реальности его существования, но после более внимательного
исследования  оказывается,  что имена  как  самого  Финна, так  и  его  отца
восходят  к куда  более  древним прототипам.  Финн, или  Фионн, что означает
"прекрасный", - это имя одного из мифических предков гэлов, а имя  его отца,
Кумалл,  что означает  "небо", практически тождественно  с именем  Камулуса,
галльского  бога  неба,  в свою  очередь, отождествляемого  с  древнеримским
Марсом.   Весьма   маловероятно,   что   его  потомки  могли  иметь  земную,
человеческую  природу. Скорее  их можно  сопоставить  с  Кухулином и другими
богатырями Эмайн  Махи.  В самом  деле, их  подвиги  носят  ничуть не  менее
сказочный характер.  Как и богатыри Ольстера, они находятся, так  сказать, в
неформальном общении  с  древними божествами.  "Фианы Эрина,  - говорится  в
трактате под  названием "Агаламх-на-Сеньорах",  то есть "Диалоги старейшин",
сохранившемся в  составе  рукописей  XIII -  XIV  веков,  - чаще и свободнее
общались  не  с простыми  смертными  жителями, а  с богами  клана  Туатха Де
Данаан".  Оэгунс,  Мидхир,  Лир,  Мананнан  и  Бодб  Дирг  со  всеми  своими
бесчисленными  сыновьями и  дочерьми занимают в так  называемых "Оссиановых"
песнях  столь  же  заметное место,  как и  сами фианы.  Они сражаются на  их
стороне или, наоборот, против них; они берут их в жены выходят за них замуж.
     Другой  исследователь,  Джон Рис,  также  полагает, что фианы принимали
самое  активное участие в знаменитой  воине между богами Туатха Де Данаан  и
фоморами.  Наиболее часто в роли  антагониста Финна  и его фианов  выступают
племена (кланы)  захватчиков, прибывшие  из-за моря и  именуемые в преданиях

Страницы: «« « 48   49   50   51   52   53   54   55   56  57   58   59   60   61   62   63   64   65   66  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии