Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Поршнев Б.Ф. - О начале человеческой истории

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 168
Размер файла: 1043 Кб
Страницы: «« « 156   157   158   159   160   161   162   163   164  165   166   167   168  »

в ней неверно, как объяснить ее появление? Что она такое и как возникла?".

Очевидно, что сказанное применимо не только к фактам о реликтовом гоминоиде.

Подойдем к проблеме с другой стороны.

Для любого "обществоведа", а тем более для такого "универсалиста", как
Поршнев, имеет ключевое значение одно фундаментальное отличие общественных
наук от естественных. Если физик или химик не может объяснить, почему его
гениальное открытие обществом отторгается, то факт такого непонимания не
ставит под сомнение его профессиональную компетенцию. Если обществовед не
понимает - значит он плохой обществовед, ибо вопрос о механизмах
восприимчивости общества (населения, научной и политической элиты и т.п.) к
различным новациям прямо входит в предмет его науки.

Понимал ли Поршнев проблему "внедрения"? Безусловно.

Ведь именно он и никто другой исследовал механизмы защиты от суггестии
(контрсуггестия) и способы слома такой защиты (контрконтрсуггестия). Он как
высококлассный профессионал не мог не видеть, какие формы контрсуггестии
применяются для защиты от его аргументов, но не нашел подходящих форм
контрконтрсуггестии. Ситуация - в чем-то схожая с З. Фрейдом, который в
каждом возражении против результатов своих исследований обнаруживал один из
исследованных им "комплексов". Точно так же и Поршнев отчетливо видел в
реакции на изложение результатов своих исследований проанализированные им
самим способы защиты от воздействия словом.

Почему же он не нашел подходящих форм контрконтрсуггестии?

Разумеется, человек не всесилен, и даже в самом интеллектуально развитом
сообществе никогда не отключается абсолютно возможность рецидивов наиболее
примитивных форм контрсуггестии, которые оказываются особо эффективными
против тех, кто не может позволить себе опуститься на тот же уровень.

Однако представляется, что дело не только в этом, и даже главным образом -
не в этом. Выскажу гипотезу, что именно в оценке подходящих форм
контрконтрсуггестии Поршнев серьезно ошибся.

Поршнев, безусловно, страдал, так сказать, профессиональной болезнью
всякого "диахронического универсалиста" - очевидной для большинства
современников переоценкой уровня прогрессивности той ступени развития, в
которой он сам жил. Именно в этом справедливо обвиняли Гегеля.

Можно с уверенностью предположить, что Поршнев догадывался об угрозе,
которую таит эта болезнь и для него лично. Приведу очень характерное его
рассуждение о Гегеле:

"Мы нигде не находим у Гегеля прямого утверждения, что прусская монархия в
ее реальном состоянии того времени уже является достигнутым идеалом [...].
Субъективно Гегель рисовал, скорее, утопию дальнейшей эволюции прусского
государства, предъявляя ему свои требования и векселя, хотя и
сопровождаемые бесчисленными восхвалениями и церемонными поклонами" .

То же самое можно сказать и о самом Поршневе. Он и рисовал "утопию
дальнейшего развития" СССР (и "социалистического лагеря" в целом), и
"предъявлял ему свои требования и векселя", не избегая ни "восхвалений", ни
"церемонных поклонов". Однако, даже учтя все это (воспроизведем поршневскую
логику анализа "основной социологической проблемы"), придется
констатировать: остается слишком многое, что он писал об окружающей
социалистической действительности безусловно искренне, но являющееся по
силе анализа несопоставимо более мелким, чем его же исследования других
формаций.

Разумеется, вызванные такой "болезнью" не вполне адекватные оценки
общественного строя СССР нисколько не умаляют его заслуг в исследовании
всей остальной истории - эти оценки составляют неизмеримо малую часть его
творческого наследия. Однако именно они мешали Поршневу выстраивать диалог
с коллегами.

Он сплошь да рядом прибегал к аргументации, которая не достигала цели, не
была и не могла быть услышана современниками: он видел в них вовсе не тех
людей, каковыми они были на самом деле. Один пример, относящийся к диалогу
с коллегами по проблемам истории феодализма.

Уже к началу 50-х годов (если не раньше) для большинства серьезных
историков стали очевидными вопиющие противоречия между каноническими (и
застывшими, с точки зрения конкретного содержания) формулами
"марксизма-ленинизма" и гигантским массивом новых, надежно установленных
эмпирических фактов, накопленных историками за годы советской власти.
Каждый ученый оказался перед роковой развилкой.

Большинство пошло по пути ритуальных клятв верности каноническим формулам в
"предисловиях" и "введениях", решительно отказываясь от их действительного
использования в качестве сколько-нибудь важных методологических
инструментов. Поршнев, один из немногих, "пошел другим путем": он взялся за
всестороннюю и тщательную ревизию самого содержания "опустошившихся"
формул. Понятно, что ученые, следующие двумя этими разными путям, не могли
избежать стремительного разбегания вплоть до полного непонимания друг друга.

Однако тогда Поршнев не терял надежды, пытаясь разъяснить, что пресловутые
"формулы" применимы не только в ритуальных целях:

"Авторы ряда учебников и работ по феодальной эпохе, [...] если и признают
на словах функцию подавления и обуздания крестьянства сущностью феодального
государства, оставляют далее эту "сущность" в стороне, не прибегая к ней
для объяснения даже самых существенных сторон и изменений феодального
государства (например, централизации), объясняя их какими-то другими,
неглавными, функциями государства. Но что же это за "сущность", раз ею
нельзя объяснить ничего существенного в истории феодального государства?" .


Страницы: «« « 156   157   158   159   160   161   162   163   164  165   166   167   168  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Поршнев Б.Ф., О начале человеческой истории