Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Сказскина С.Л. - Хрестоматия по истории средних веков

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 69
Размер файла: 1487 Кб
Страницы: 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  » »»

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

в трех томах

под редакцией

Академика

С. Л. СКАЗКИНА

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

ТОМ I

Раннее средневековье

Издательство социально экономической литературы


Впервые в Хрестоматию вошли источники по истории раннего средневековья Италии, Испании, Англии, Скандинавии, стран Востока. Ряд новых документов включен в разделы, посвященные южным и западным славянам, Византии, Франкскому государству, Германии и Франции в IX - начале XI вв.
В составлении I тома "Хрестоматии по истории средних веков" принимали участие научные сотрудники сектора истории средних веков Института истории Академии наук СССР, преподаватели кафедры истории средних веков исторического факультета и Института восточных языков Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени Государственного университета имени М. В. Ломоносова и другие специалисты.
Введение к трем томам Хрестоматии написано С. Д. Сказ-киным, к I тому настоящего издания - Л. В. Симоновской (часть I) и М. А. Баргом (часть II).
Высказывания классиков марксизма-ленинизма подобраны Э. П. Стужиной и И. С. Пичугиной.
В составлении I тома Хрестоматии принимали участие: Ф. М. Ацамба, Э. А. Грантовский, А. Я. Гуревич, Л. А. Ко-тельникова, А. Я. Корсунский, Н. И. Конрад, Г. Г. Литаврин, А. М. Осипов, М. Н. Пак, Л. В. Симоновская, О. Г. Чайковская, А. Я- Шевеленко, А. Э. Штекли.
Новые переводы для настоящего издания сделаны: В. П. Берковым, А. А. Бокщаниным, 3. Д. Голубевой, Э. А. Грантовским, А. Я. Гуревичем, Н. И. Иофаном, К. В. Лепешинским, Г. Г. Литавриным, Л. А. Котельниковой, А Я. Корсунским, А. П. Кажданом, С. С. Масловой-Лошанской, Л. И. Надирадзе, А. М. Осиповым, Л. П. Павловой, М. Н. Паком, Л. М. Поповой, В. А. Рубиным, М. Я. Сюзюмовым, А. Я. Сыркиным, О. Г. Чайковской, А. Я. Шевеленко.
В редакционной работе принимала участие Г. И. Трайнина.
Редакция

ЧАСТЬ I

Страны Востока
в раннее средневековье


МАРКС И ЭНГЕЛЬС О РАЗВИТИИ ФЕОДАЛИЗМА В АЗИИ
.. Отсутствие земельной собственности действительно является ключом к пониманию всего Востока. В этом основа всей политической и религиозной истории. Мне кажется, что это объясняется главным образом климатом и характером почвы, в особенности же великой полосой пустынь, которая тянется от Сахары через Аравию, Персию, Индию и Татарию вплоть до самых высоких азиатских горных массивов. Первое условие земледелия здесь - это искусственное орошение, а оно является делом либо общин, либо провинций, либо центрального правительства. Правительства на Востоке всегда имели только три ведомства: финансы (грабеж внутри страны), война (грабеж внутри страны и грабеж чужих стран) и общественные работы (забота о воспроизводстве).

Энгельс - Марксу 6 июня 1853 г., К. Маркс, Ф. Энгегьс Избранные письма, М. 1953 стр. 74-75

...Восточный деспотизм затрагивает муниципальное самоуправление только тогда, когда оно сталкивается с его непосредственными интересами, но он весьма охотно допускает существование этих учреждений, пока они снимают с него обязанность что-либо делать самому и избавляют от хлопот, связанных с действительным управлением.

К Маркс, Революционная Испания, К. Маркс и Ф. Энгельс Соч., т. 10, 2 изд. , стр. 432-433

...Климатические условия и своеобразие поверхности, особенно наличие огромных пространств пустыни, тянущейся от Сахары через Аравию, Персию, Индию и Татарию вплоть до наиболее возвышенных областей Азиатского плоскогорья, сделали систему искусственного орошения при помощи каналов и ирригационных сооружений основой восточного земледелия.

К. Маркс, Британское владычество в Индии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 9, 2 изд., стр. 132.

Сколько ни было в Персии и Индии деспотий, последовательно расцветавших, а потом погибавших, каждая из них знала очень хорошо, что она прежде всего - совокупный предприниматель в деле орошения речных долин, без чего там невозможно было какое бы то ни было земледелие.

Ф, Энгельс, Анти-Дюринг, Теория насилия, К- Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, 2 изд., стр. 184.

...Если не частные земельные собственники, а государство непосредственно противостоит им (крестьянам. - Ред.), как это наблюдается в Азии, в качестве земельного собственника и вместе с тем суверена, то рента и налог совпадают, или, вернее, тогда не существует никакого налога, который был бы отличен от этой формы земельной ренты.

К.  Маркс, Капитал, т. Ill, M., 1953, стр. 804.
...1) У всех восточных племен можно проследить с самого начала истории общее соотношение между оседлостью одной части их и продолжающимся кочевничеством другой части. 2) Во времена Магомета торговый путь из Европы в Азию сильно изменился, и города Аравии, принимавшие ранее большое участие в торговле с Индией и т. д., находились в торговом отношении в упадке; это, конечно, также дало толчок. 3) Что же касается религии, то этот вопрос можно свести к общему вопросу, на который легко ответить: почему история Востока принимает вид истории религий?..
Бернье совершенно правильно разглядел, что в основе всех восточных порядков (он имеет в виду Турцию, Персию, Индостан) лежит отсутствие частной собственности на землю. Вот настоящий ключ даже к восточному небу...

Маркс - Энгельсу, 2 июня 1853 г., К. Маркс, Ф. Энгелгс, Избранные письма, М., 1953, стр. 73 - 74.

В Индии домашняя община с совместной обработкой земли упоминается уже Неархом в эпоху Александра Великого и она существует еще и теперь в той же местности, в Пенджабе, и на всем северо-западе страны.

Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, К Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т.21, 2 изд., стр. 63.

В последнее время распространился смехотворный предрассудок, будто форма первобытной общинной собственности есть специфически славянская или даже исключительно русская форма. Она - первобытная форма, которую мы можем проследить у римлян, германцев, кельтов; целый ряд ее разнообразных образцов, хотя отчасти уже в разрушенном виде, до сих пор еще встречается у индийцев. Более тщательное изучение азиатских, особенно индийских, форм общинной собственности показало бы, как из различных форм первобытной общинной собственности вытекают различные формы ее разложения.

К. Маркс, К критике политической экономии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т 13, 2 изд., стр. 20.

В действительности общинная собственность на землю представляет собой такой институт, который мы находим на низкой ступени развития у всех индоевропейских народов от Индии до Ирландии и даже у развивающихся под индийским влиянием малайцев, например на Яве.

Ф. Энгельс, Эмигрантская литература, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 18, стр. 543- 544.

При патриархальном строе, при кастовом строе, при феодальном и цеховом строе разделение труда в целом обществе совершалось по определенным правилам. Были ли эти правила установлены неким законодателем? Нет. Вызванные к жизни первоначально условиями материального производства, они были возведены в законы лишь гораздо позднее. Именно таким образом эти различные формы разделения труда и легли в основу различных форм организации общества. Что же касается разделения труда внутри мастерской, то при всех указанных выше формах общества оно было очень мало развито.

К. Маркс, Нищета философии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 4, 2 изд., стр. 153 - 154.
...Если примитивная форма, в которой осуществляется разделение труда у индусов и египтян, порождает кастовый строй в государстве и в религии этих народов, то историк воображает, будто кастовый строй есть та сила, которая породила эту примитивную общественную форму.

К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология, Соч., т. 3, 2 изд., стр. 38.

Революционная оппозиция феодализму проходит через все средневековье. Она выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооруженного восстания.

Ф. Энгельс, Крестьянская война в Германии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7 2 изд., стр. 361

.. Великие исторические повороты сопровождались переменами в религии лишь поскольку речь идет о трех доныне существовавших мировых религиях: буддизме, христианстве, исламе. Старые стихийно возникшие племенные и национальные религии не имели пропагандистского характера и лишались всякой силы сопротивления, как только бывала сломлена независимость данных племен или народов. Только по поводу этих, более или менее искусственно возникших мировых религий, особенно по поводу христианства и ислама, можно сказать, что общие исторические движения принимают религиозную окраску

Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 21, 2 изд., стр. 294

.. Весь Восток кишмя кишел такими основателями религий, среди которых господствовала, можно сказать, прямо по Дарвину борьба за идейное существование.

Ф. Энгельс, Бруно Бауэр и первоначальное христианство, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 19, 2 изд., стр. 314

...По поводу великого арабского нашествия, о котором мы говорили раньше, выясняется, что бедуины, подобно монголам, предпринимали периодические нашествия, что Ассирийское и Вавилонское царства были основаны бедуинскими племенами на том же самом месте, где впоследствии возник Багдадский халифат. Основатели Вавилонского царства, халдеи, продолжают еще и теперь существовать в той же местности под тем же самым именем Бени Халед. Быстрое возникновение громадных городов Ниневии и Вавилона происходило точно так же, как и создание, всего лишь триста лет тому назад, таких же гигантских городов Агры, Дели, Лагора, Муттана в Ост-Индии в результате вторжения афганских или татарских племен. Таким образом, магометанское нашествие в значительной степени утрачивает характер чего-то особенного.

Энгельс- Марксу, [ок. 24 мая 1853 г.], К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные письма, М., 1953, стр. 72

. .Там, где арабы жили оседло, на юго-западе, - они были, видимо, таким же цивилизованным народом, как египтяне, ассирийцы и т. яд.; это доказывают их постройки Это также многое объясняет в магометанском нашествии. Что же касается религиозного надувательства, то из древних южноарабских надписей, в которых все еще преобладает старинная, национально-арабская традиция монотеизма (как у американских индейцев), причем еврейский монотеизм является лишь небольшой частицей ее, - из этих старинных надписей явствует, что религиозная революция Магомета, как и всякое религиозное движение, была, повидимому, формально реакцией, мнимым возвратом к старому, к простому.

Энгельс - Марксу, [ок. 24 мая 1853 г.], К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные письма, М., 1953, стр. 72

Арабы, турки, татары, моголы, одни за другими завоевывавшие Индию, быстро ассимилировались с коренным населением. Согласно непреложному закону истории, варвары-завоеватели сами оказывались завоеванными более высокой цивилизацией покоренных ими народов.


Страницы: 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Сказскина С.Л., Хрестоматия по истории средних веков