Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Сказскина С.Л. - Хрестоматия по истории средних веков

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 69
Размер файла: 1487 Кб
Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»

.. Тоба Гуй предписал правительству провести рубежи столичного округа, означить меру путей, уравнить весы, определить меры длины, отправил чиновников обозреть княжества и области, открыть злоупотребления гражданских и военных начальников, лично освидетельствовать отрешаемых и повышаемых. Он приказал написать Уложение о чиновниках, определить правила музыки, изложить придворные и другие обряды, сочинить уголовные законы, проверить астрономические измерения времени, чтобы все сии части служили образцами на вечные времена. В 12 луне Тоба Гуй вступил на императорский престол.

Н. Я. Бичурин, Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, т. I, M. - Л., 1950, стр. 169, 171 - 172, 174 - 175, 177.


IV. Внутренние и внешние мероприятия в Китайском государстве в начале VII в.
6. Политика императора Ян Гуана1: (Из "Суй шу")
Третий год [607 год] ...Пятый месяц. День динги2. Тюрк Цимин Кэхань3 послал сына Тотэлэ на аудиенцию к императору.
День уу. Император послал тягловых крестьян (дин нань) из десяти с лишним областей к северу от реки Хуанхэ, чтобы они пробили дорогу в горах Тайханшань до Бинчжоу.
День цзининь. Цимин Кэхань послал своего старшего сына Били Цзятэлэ на аудиенцию к императору.
День синьвей. Цимин направил посла к императору с просьбой разрешить ему самому вступить на пограничный пункт для встречи императорского экипажа. Император не дал разрешения.
День гуйю. На небе появилась комета. Все военачальники были в нерешительности
Шестой мяесяц. День синьи. Император охотился в Ляньгу.
...Осень. Седьмой месяц. День синьхай. Цимин Кэхань отправился к императору с просьбой о перемене парадной одежды. Император объявил порядок церемоний, велев не называть имен в присутствии хоу и ванов4.
День цзяинь. Император раскинул большой шатер к востоку от города Цзюньчэна; его подчиненные, готовясь к церемонии, развесили знамена. Император устроил пир и щедро одарил Цимин Кэханя и его подчиненных.
День цзинцзы. Казнены сановник [дайу] Хэ Жо-би, начальник ведомства обрядов Юй Вэнь-ху, тайчанцин5 Гао Ич, шаншу цзомунэ6 Су Вэй отстранен от должности как провинившийся.
Император послал свыше миллиона тягловых крестьян (дин нань) на строительство Великой стены на западе от Юйлиня и на востоке до Цзыхэ. Через десять дней строительство было прекращено; погибло свыше 50 тысяч человек.
День жэну. Император отправился в Юйлинь.
День ию Цимин Кэхань расчистил и украсил дорогу в ожидании императорского экипажа. Император посетил его в его шатре. Цимин Кэхань поднес императору чашу, провозгласив тост за его долголетие. Император устроил пир и одарил его. Император заявил послу Когурё7: "Приказываю тебе и твоему королю поскорее прибыть на аудиенцию, иначе я и Цимин Кэхань придем в вашу страну".
Императрица посетила шатер дочери в городе Ичэн.
День иню. Цимин Кэхань вернулся в свои владения.
День гуйи Император вступил в Лоуяньгуань.
День жэнннь Император посетил Тайюань и приказал построить дворец Цзинянгун.
Девятый месяц. День ивэй. Император остановился в Цзиюани и побывал в доме сановника (юйши дайу) Чжан Хэ, где пировал и веселился.
День ии. Император прибыл в Дунду8.
День жэншэнь. Ци Ван-дун был назначен начальником области в Хэнани и наделен особыми правами.
День гуйю. Начальник ведомства финансов Янь Вэнь-сы назначен советником (наянь)
Четвертый год [608 год]. Первый месяц. День ии. Император послал более миллиона тягловых крестьян [мужчин и женщин] из областей к северу от Хуанхэ на строительство канала Юнцзи с тем, чтобы направить воду из реки Син на юг до Чжуцзюня9.
День гэнсюй. Чиновники занимались стрельбой в палате Юньгу.
День динин. Император одарил население столицы рисом, выдав каждому человеку по десять дань10.
День жэншэнь. Тайфуцин11 Юань Шоу назначен нэй ши-лином12, хунлуцин13 Ян Сюань-ань назначен начальником ве домства обрядов.
День гуйю. Начальник ведомства общественных работ Вэй Сюань назначен вторым главнокомандующим, далицин14 Чжан Сунь-чжи назначен начальником ведомства финансов.
Второй месяц. День иин. Сычаочжэ Цу И послан в страну тюрок Лочжи за чистокровными лошадьми.
.Осень. Седьмой месяц. День синьи. Император направил более 200 тысяч тягловых крестьян (дин нань) на строительство Великой стены от Юйлиньгу на восток.
...Восьмой месяц. День синью. Император совершал обряд жертвоприношения предкам на горе Хэняо. Император собрал начальников провинций (дао) и областей (цзюнь), расположенных к северу от Хуанхэ, и объявил о великой амнистии в Поднебесной. Император освободил на один год от уплаты зернового налога (цзу) и налога тканями (дяо) население областей и уездов, которые он посетил.
...День синьи. Объявлен указ об освобождении на один год от налогов и повинностей крестьян, занятых на строительстве Великой стены.
...Пятый год [609 год]. Весна. Первый месяц. День цзин-цзы. Дунцзин переименован в Дунду.
День гуйвэй. Объявлен императорский указ о введении "цзюнь тянь"15 в Поднебесной.
...Седьмой год [611 год]. Весна. Первый месяц. День жэнинь. Умер первый полководец и начальник приказа, ведавшего пищей императора, дафу и чжэньдинский хоу Го Янь.
Второй месяц. День цзивэй. Император наблюдал за ловлей рыбы на озере Янцзыцзинь, устроил пир и одарил каждого из сановников.
День гэншэнь. Посол из Пэкче16 прибыл с подарками на аудиенцию к императору.
День ихай. Император прибыл в Цзянду, затем отправился на корабле юйлунчуань [в виде дракона] по Великому каналу, а оттуда - в Чжуцзюнь.
День жэну. Объявлен указ о семи добродетелях, главная из которых политика успокоения народа, и о шести основах процветания, главная из которых - просвещение.
Гао Юань из Когурё не признавал своих обязанностей перед императором. Император пожелал наказать его и победоносно утвердить свою всемогущую власть на левом берегу реки Ляо.
"Хотя думаю о карательной экспедиции, по-прежчему занимаюсь своими делами. Сегодня отправляюсь в Чжуцзюнь ознакомиться с обычаями народа. Повелеваю во всех областях Хэбэя, Шаньси и Шаньдуна жителей старше 90 лет назначить таймоу (начальниками областей), а всех старше 80 лет - сюаньцзинами (начальниками уездов)".
Третий месяц. День динхай. Второй начальник приказа, ведавшего пищей императора, первый начальник гарнизона - полководец, дафу Чжао Бань умер.
Лето. Четвертый месяц. День гэну. Император посетил дворец Шогун близ Чжуцзюня.
Пятый месяц. День уцзы. Начальник области Увэй Фань Цзю-юй назначен начальником ведомства финансов.
Осенью в Шаньдуне и Хэнани произошло большое наводнение, было затоплено свыше тридцати уездов. Люди продавали себя в рабство.
Зима. Десятый месяц. День иин. Обрушилась гора Дичжу-шань. Река потекла вспять и затопила пространство в десять ли.
День уу. Начальник области Дунпин Ту Вань-сюй назначен первым начальником гарнизона.
Двенадцатый месяц. День ивэй. Тюрк Чулодоли Кэхань прибыл на аудиенцию к императору. Он был встречен необычной церемонией и особенно торжественно.
В то время воины и перевозчики по Ляодуну, шедшие целые сутки вереницей по дороге, отказались выполнять свою повинность и стали разбойниками.
День цзяцзы. Император приказал всем начальникам области и уездов отыскивать, ловить, хватать и казнить разбойников.

"Двадцать четыре династийные истории", кн. 9 Суйшу, отдел I, "Дицзи", гл. 3, стр. 10916-10919, Ксилограф, л. 9 - 15.
V. Восстание крестьян в Шаньдуне в VII в.
7. Из "Цзю Тан шу"
Доу Цзянь-дэ - уроженец округа Бэй уезда Чжаннань1. С молодых лет был отзывчив. Однажды у его односельчанина умерли родители, и он не мог похоронить их, так как был слишком беден. Доу Цзянь-дэ в то время работал в поле. Услышав об этом несчастье и сочувствуя бедняку, он прекратил пахоту и оказал ему помощь в похоронах, за что все односельчане очень восхваляли его. Как-то, будучи личжаном [деревенским старостой], нарушил закон и бежал; вскоре, получив помилование, воротился домой. В похоронах его отца участвовало свыше 1000 человек, и все приносили дары, но Д,оу Цзянь-дэ отказывался от всего.
В седьмой год Дае [611 год] вербовали людей на войну против Когурё [Гаоли], особенно выдающихся и смелых назначали младшими военачальниками. Доу Цзянь-дэ был назначен командиром (чжан) над 200 воинами. В то время в Шаньдуне произошло большое наводнение, много людей разбрелось в разные стороны. У Сунь Ань-цзу, из того же уезда, затопило дом, жена умерла с голоду. Так как Сунь Ань-цзу был смелым, начальник уезда Чжаннань выбрал его в число воинов. Сунь Ань-цзу сообщил ему о своей бедности, за что начальник уезда приказал избить его палками. Сунь Ань-цзу убил начальника уезда и убежал к Доу Цзянь-дэ, который приютил его у себя.
В тот год в Шаньдуне разразился большой голод. Доу Цзянь-дэ говорил Сунь Ань-цзу о том, что во времена императора Вэнь [Ян Цзянь 589-604 гг.], когда Поднебесная была могущественна и богата, миллионное войско, посланное в поход на Ляодун, потерпело поражение от Когурё [Гаоли]. Теперь, когда наводнение вызвало сильные бедствия, простой народ испытывает крайнюю нужду, император не жалеет народа, он лично прибыл в район Ляо [для военных действий]. А между тем язвы и страдания народа, вызванные прежними походами, еще не зажили. Народ изнурен нуждой. Много лет подряд те, кто из года в год уходят на отработки (и)2, не возвращаются домой. Теперь снова посылают воинов, которых легко можно поколебать. Герой, если он не погибает, должен совершать подвиги! Разве можно уподобляться преступнику, спасающемуся бегством!
"...Я знаю среди озер в Гаоцзи бо обширную территорию в несколько сот ли; там густые и высокие кусты, где можно укрыться, в случае необходимости оттуда можно совершать налеты, а также обеспечивать себе безопасность. Можно собирать людей и выжидать; поступая так, мы добьемся больших заслуг перед Поднебесной". Сунь Ань-цзу одобрил планы Доу Цзянь-дэ. Доу Цзянь-дэ набирал и заманивал беглых солдат, бездомных и обезземеленных (учанье); число их достигло нескольких сот человек. Доу Цзянь-дэ велел Сунь Ань-цзу возглавить их и отправиться с ними в Паоцзи бо, и все они стали разбойниками. Сунь Ань-цзу назывался цзянцзюнем (главнокомандующим).
Чжан Цзинь-чэн, который был уроженцем Шу3, собрал 100 человек в Хэцзу4. Гао Ши-да, уроженец Цяо5, также восстал, собрав свыше 1000 солдат на территории Цинхэ. В то время все разбойники, которые собрались в Чжаннани, убивали, грабили местных жителей, сжигали жилища, но не трогали селение, где жил Доу Цзянь-дэ. Поэтому чиновники в области и в уезде думали, что Доу Цзянь-дэ вступил в связь с разбойниками; связали, арестовали членов его семьи и казнили и старых и малых. Узнав, что вся его семья перебита, Доу Цзянь-дэ во главе 200 своих подчиненных бежал к Гао Ши-да.
Гао Ши-да назвал себя Дунхайским гуном [князем Восточного моря], а Доу Цзянь-дэ назначил сыбином (начальником войск). Впоследствии Сунь Ань-цзу был убит Чжан Цзин--чэном, а несколько тысяч его воинов перешли под командование Доу Цзянь-дэ, число их постепенно стало возрастать и превысило 10 тысяч человек. Бывая в Гаоцзи бо, Доу Цзянь-дэ часто общался и сблизился с солдатами и наравне с ними прилежно и усердно трудился. Благодаря этому люди готовы были для него жертвовать собой.
В двенадцатый год [616] чжуцзюньский туншоу6 Го Сюань во главе 10 тысяч воинов отправился в поход против Гао Ши-да. Гао Ши-да считал, что его военное искусство уступает искусству Доу Цзянь-дэ, а потому возвысил Доу Цзянь-дэ, сделав его цзюньсыма и поставив под его командование все свои войска. Поскольку Доу Цзянь-дэ впервые стал во главе масс, он стремился одержать крупную победу, чтобы завоевать авторитет среди всех разбойников. Он попросил Гао Ши-да оборонять его обоз, а сам отобрал 7 тысяч наиболее храбрых воинов, готовясь оказать сопротивление Го Сюаню. Доу Цзянь-дэ, решив пойти на хитрость, сделал вид, что якобы поссорился с Гао Ши-да и изменил ему. Гао Ши-да также объявил, что Доу Цзянь-дэ изменил ему и сбежал. Затем он выбрал из пленных одну женщину, выдал ее за жену Доу Цзянь-дэ и убил ее перед солдатами. Доу Цзянь-дэ через подложного посланца передал письмо к Го Сюаню, прося принять его капитуляцию и выражая свое желание стать в авангарде, чтобы разбить Гао Ши-да и тем искупить свою вину. Го Сюань поверил ему, повел свои войска за Доу Цзянь-дэ. Доу Цзянь-дэ прибыл в местность Чанхэ и совместно с Гао Ши-да составил общий план действий. Войска Го Сюаня были дезорганизованы и ослабили бдительность. Доу Цзянь-дэ совершил набег и нанес сильное поражение армии Го Сюаня, уничтожив тысячу человек и захватив свыше тысячи лошадей. Го Сюань бежал с несколькими десятками всадников и подчиненными военачальниками. Доу Цзянь-дэ преследовал его до Пинюани, там он казнил Го Сюаня и преподнес его голову Гао Ши-да. После этого силы Доу Цзянь-дэ возросли.
Суйский император послал свыше 10 тысяч солдат под командованием тайпуцина Ян И-чэня против Чжан Цзинь-чэна. Ян И-чэнь разбил его в Цинхэ7 и уничтожил множество разбойников. Остальные разбойники рассеялись и скрылись в народе, а затем снова собрались и присоединились к Доу Цзянь-дэ. Ян И-чэнь, воспользовавшись победой, прибыл в Пинюань, намереваясь вступить в Гаоцзи бо. Доу Цзянь-дэ сказал Гао Ши-да: "Суйские военачальники хорошо умеют воевать, Ян И-чэнь недавно разбил Чжан Цзинь-чэна, а теперь нападет на нас, перед такой силой мы не сможем устоять; поэтому надо уйти с войсками и уклоняться от встречи, так что если Ян И-чэнь и захочет вступить в сражение, то не сможет; пройдет время, солдаты и военачальники устанут; нанеся внезапный удар, мы сможем одержать большую победу. Если же будем мериться с ними силами сейчас, то не справимся".
Гао Ши-да не послушался его. Оставил Доу Цзянь-дэ оборонять крепость, а сам, командуя отборными войсками, напал на Ян И-чэня, одержав небольшую победу. После этого стал распутничать, устраивал пиры и пренебрегал противником в лице Ян И-чэня. Доу Цзянь-дэ, узнав об этом, сказал: "Дунхайский гун еще не сумел разбить противника, а уже начал зазнаваться, что скоро может кончиться катастрофой. Суйские войска, воспользовавшись победами, прогонят Гао Ши-да, солдаты испугаются, боюсь, что не смогу их удержать".
Оставив часть людей оборонять крепость, Доу Цзянь-дэ отобрал свыше 10 воинов и отправился на помощь к Гао Ши-да. Через пять дней Ян И-чэнь нанес Гао Ши-да большое поражение, а самого Гао Ши-да обезглавил. Затем Ян И-чэнь, преследуя Доу Цзянь-дэ, окружил его. У Доу Цзянь-дэ было немного воинов. Узнав о поражении Гао Ши-да, они разбежались. Доу Цзянь-дэ более чем с 100 всадниками ускакал к Жасяну. Увидев, что Жасян не обороняется, взял его, успокоил население. Многие захотели служить у него, и он снова собрал более 3 тысяч человек.
Ян И-чэнь до убийства Гао Ши-да недооценивал Доу Цзянь-дэ. Собрав новое войско, Доу Цзянь-дэ вернулся в Пинюань, похоронил там останки воинов Гао Ши-да; все его солдаты одели траур по Гао Ши-да Доу Цзянь-дэ собрал также разбежавшихся воинов Гао Ши-да и воссоздал армию в несколько тысяч человек, а себя впервые стал называть главнокомандующим (цзянзюнем).
Раньше разбойники, захватывая суйских чиновников и образованных людей в Шаньдуне, всех их убивали. Только Доу Цзянь-дэ проявлял гуманное отношение к образованным людям. При взятии Жасяна обошелся с начальником уезда Сун Чжэн-бэнем, как с дорогим гостем, советовался с ним. Затем ему сдался вместе со всем городом и населением суйский начальник области. Войска Доу Цзянь-дэ получили подкрепление, число их превысило 10 тысяч человек.

"Двадцать четыре династийные истории", кн. 12, Цзю Тан шу, отдел "Лечжуань", гл. 4, стр. 14494 - 14495, Ксилограф, л. 5 б, 7 а.
VI. Аграрные отношения в Китае в VII в.
8. Наделение крестьян землей в VII в.
(Из "Синь Тан шу")

По танской системе мерили землю на бу1. Площадь, равЧеловек, только что родившийся, считался хуан - молокосос, с четырехлетнего возраста его называли сяо - малыш, после 16 лет считался чжун - средний, с 21 года его называли дин - тягловый, а после 60 лет он считался лао - старик.
Порядок наделения землей был такой: одному дин - тягловому мужчине старше 18 лет давали по 1 пину земли. Из них 80 му считались землей кауфэнь (подушным наделом для пахоты), а 20 му считались землей юнье-(повечным промысловым наделом). Каждому старику, тяжело больному или инвалиду полагалось по 40 му. Каждой вдове или овдовевшей наложнице полагалось 30 му. Главе целой семьи наделяли дополнительно 20 му. Во всех случаях 20 му наделенной земли считались вечным наделом (юне), а остальные- подушным наделом (кауфэнь).
На землях вечного надела (юне) следовало садить вязы, жужубы, туты и другие деревья, которые могли произрастать в данной местности, и число их было специально установлено.
Районы, где земли было много [малозаселенные районы] и ее хватало для наделения местных жителей, назывались куан сян - обширные волости. Районы, где земли было мало [густозаселенные], назывались ся сян - тесные волости. Размер надела земли в тесной волости (ся сян) был в 2 раза меньше, чем в обширной волости (куан сян). Земли в тесных волостях (ся сян) бывают плодородные и тощие. Если земля требовала "смены" [оставление одной части под пар] ежегодно, то ею следовало наделять в двойном размере. Если же земля в обширных волостях (куан сян) требовала "смены" [оставления под пар] раз в три года, то удваивать ее количество при наделении не полагалось. В обширных волостях (куан сян) землю давали и ремесленникам, и торговцам, но вдвое меньше установленной нормы, а в тесных волостях (ся сян) им вовсе не давали земли.
Простому народу (шужэнь), а также беднякам, которым не на что было совершить погребение близких, разрешалось продавать свою наследственную землю (юнье или шие).
Людям, которые переселялись из тесной волости (ся сян) в обширную (куан сян), разрешалось продавать даже подушный пахотный надел (кау фэнь). Но тому, кто продал свою землю, надела больше не давали.
Земли умерших казна забирала и затем отдавала тем, кто не имел надела. Все изъятия и раздачи наделов земли производились ежегодно в десятом месяце. Землею прежде всего наделяли бедных и людей, которые выполнили норму трудовой повинности [государственных отработок]. Если в волости были излишки земли, то ее передавали соседней волости; излишки в уезде передавались соседнему уезду, а в области - соседней области.
Налоги и повинности крестьян при династии Тан
Всем тягловым крестьянам (дин), наделенным землей, подлежало вносить ежегодно: проса - 2 ху2 и необрушенного риса - 3 ху. Это называлось зерновым налогом - цзу.
Каждому тягловому (дин), в зависимости от местного производства, подлежало вносить ежегодно: простой шелковой ткани - 2 куска (ни) и тафты - 2 чжана. Если вместо этого вносили холст, то количество его увеличивалось на 1/5. Кроме того, вносили шелковой ваты по 3 ляна3 и конопли 3 цзинь. Там, где шелк не производился, вносили 14 лян серебра [вместо шелковых тканей]. Все это называлось податью - дяо.
Ежегодно отрабатывали по 20 дней, а в високосный год дополнительно 2 дня. Кто не нес отработок, должен был платить [казне] 3 чи шелковой ткани за каждый день. Это называлось отработками [или трудовой повинностью] -юн.
Если в связи с необходимостью кто-либо выполнял работу в течение 25 дней, его освобождали от налога тканями-дяо. А тех, кто работал сверх нормы в течение 30дней, освобождали от зернового налога - цзу и от подати тканями-дяо. Основная [государственная] трудовая повинность не должна была превышать 50 дней в год.
Налоговая политика в империи Тан в VII и VIII вв.
Если государство нуждалось в дополнительных средствах, то следовало прежде всего доложить императору, а затем приступать к взиманию налогов. Сумму налогов, которую предстояло собрать, следовало писать на воротах уездного города, а также в деревнях для того, чтобы она стала всем известной.
Если в результате наводнения, засухи, инея и налета саранчи урожай уменьшился на четыре десятых, то освобождали от зернового налога - цзу. Тех, у кого совсем погибли тутовые деревья и конопля, освобождали от подати тканями- дяо. У кого урожай уменьшился на шесть десятых, их освобождали и от зерновой подати - цзу и от подати тканями- дяо. Кто же собрал со своего поля урожай ниже обычного на семь десятых, освобождался от всех податей.
Все дворы новоселов освобождались весной в третий месяц от отработочной повинности, летом в шестой месяц они освобождались от налога, осенью в девятый месяц освобождались как от налога, так и от повинностей. О людях, которые переселялись в обширные волости (куан сян), уездные начальники должны были докладывать в область, а если кто-либо уходил за пределы уезда, то докладывать следовало ведомству финансов - ху бу. Чиновники должны были подать доклад по истечении месяца.
Запрещалось переселяться из столичного округа за его пределы, а также из уездов столичного подчинения в другие уезды.
Всех окраинных варваров, которые подчинились империи, селили в обширных волостях (куан сян) и освобождали их от налогов на 10 лет. Рабов, получивших свободу, освобождали от налогов на 3 года. Варваров, которые бежали за границу и возвратились через год, освобождали от налогов на 3 года. А тех, кто вернулся через 2 года, освобождали от налогов на 4 года, а возвратившихся через 3 года - на 5 лет.
...В первые годы правления Чжэньгуань4 количество учтенных дворов приближалось к 3 млн. Кусок шелковой ткани можно было сменять на 1 доу риса. В четвертый год Чжэньгуань [630 г.] один доу риса стоил 4-5 монет (цянь). Человек, уходя из дома на несколько месяцев, мог оставлять дверь незапертой. На землях паслись стада лошадей и быков. Отправляясь в дальний путь за много тысяч ли, люди не брали с собою продовольствия. Населения и продуктов было много. Варвары, которые обитали у окраин, покорились и присоединились [к империи]. Их число превосходило 1 200 тыс. человек. В том году во всей Поднебесной к смертной казни было приговорено всего 29 человек. То время называют "Великим спокойствием".
Некогда в годы правления Юнхуй5 были запрещены купля и продажа наследственных земель (шие)6 и земель пахотного надела (коу фэнь). Впоследствии сильные и богатые захватили землю, бедные лишились своих хозяйств. Поэтому император издал указ, в котором приказал покупателям возвратить землю, а их самих наказать. В ту пору в Янчжоу зерновой налог - цзу и подать тканями - дяо вносились деньгами, в Линънане их вносили рисом, в Анане - шелком, в Ичжоу - шелковым полотном, тафтой... Был издан императорский указ, повелевавший вместо зернового налога - цзу взимать в Цзяннане холст...
...В 25-й год Кайюань7 [737 г.], в связи с крайней трудностью перевозок по рекам Янцзы, Хуайхэ, Хуанхэ и Лошуй, а также потому, что в Гуаньчжуне мало тутовых деревьев и, следовательно, разводится мало шелковичных червей, а бобы и просо дешевы, приказано государственные отработки - юн и подати тканями - дяо заменить налогом рисом. В неурожайные годы разрешалось вносить налог холстом и шелковым полотном. В районах к северу и к югу от реки Хуанхэ, где перевозки крайне затруднены, зерновой налог - цзу заменили взносом шелковой тканью.
...В следующем году был издан указ, согласно которому в народе люди моложе 3 лет считались хуан (молокосос), моложе 15 лет - сяо (маленькими), моложе 20 лет - чжун (средними). В связи с тем, что в богатых (мэнь ху гао) и многолюдных дворах часто отделяются от родителей и живут отдельно, тем самым уклоняясь от призыва в войско на оборону границ, император издал указ, повелев, чтобы во дворе, где более 10 тягловых, от службы в войске освобождали 2 тягловых, где более 5 тягловых, освобождали одного. Человек, который носил траур, освобождался от трудовой повинности.
В 3-й год Тяньбао [744 г.]8 внесены были изменения: человек из народа (минь) старше 18 лет уже стал считаться "чжуннань" [мужчиной среднего возраста], а старше 23 лет - "чэньдин" [совершеннолетним тягловым].

Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Сказскина С.Л., Хрестоматия по истории средних веков