Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Сказскина С.Л. - Хрестоматия по истории средних веков

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 69
Размер файла: 1487 Кб
Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»

Буквы у индийцев расположены в порядке, установленном Брахмадевою, и дошли до нынешнего времени в своей первоначальной форме. Это письмо, распространившись по Индии, дало разнообразные варианты в соответствии с местными особенностями...
В каждой области имеются свои чиновники, которые записывают происходящие события Подробные записи такого рода называются нилапита. В них регистрируются хорошие и дурные события, счастливые и несчастные происшествия...
О кастах
Семьи в Индии распределены по четырем классам. К первому классу относятся брахманы. Это люди чистого поведения, строго соблюдают предписания религии, ведут нравственную жизнь и следуют самым правильным принципам. К второму классу принадлежат кшатрии. В течение многих веков они составляли правящий класс. Кшатрии заботятся о добродетели и о милосердии. Люди третьего класса именуются вайшьями. Они занимаются торговлей и ищут прибылей как в своей собственной стране, так и за ее пределами. Люди четвертого класса называются шудрами. Это класс земледельцев. Шудры занимаются обработкой земли. Место каждого человека в этих четырех классах определяется степенью его чистоты и нечистоты Вступая в брак, человек становится выше или ниже в зависимости от нового родства. Индийцы не допускают беспорядочного смешения путем браков между родственниками Женщина, бывшая замужем, уже никогда не может иметь другого мужа. Однако, кроме перечисленных классов, имеется много других [групп], у которых браки также разрешаются в соответствии с родом занятий. Подробно рассказать о всех этих классах очень трудно.
О царской семье и о войске
Право наследования престолом принадлежит только кшатриям. Они иногда приходят к власти путем узурпации и кровопролития. Кшатрии составляют совершенно особую касту и пользуются почетом.
Главные воины в этой стране выбираются из самых храбрых людей. Так как сыновья наследуют профессию своих отцов, то они быстро овладевают военным искусством. Эти воины живут гарнизоном вокруг царского дворца и во время похода идут в авангарде. В Индии существуют четыре рода войск: пехота, кавалерия, колесницы, слоны. Слонов покрывают крепкой броней, а к хоботам привязывают острые клинки. Военачальник командует стоя на колеснице. Около него, справа и слева, стоят помощники военачальника, правящие четырьмя конями, впряженными в колесницу.
Кавалерию ставят впереди, чтобы она отбивала атаки. В случае поражения с помощью кавалеристов передаются приказы. Пехота путем быстрых переходов обеспечивает оборону. Этих людей выбирают за храбрость и силу. Они имеют длинные пики и большие щиты. Иногда у них имеются мечи или сабли. Эти воины с пылкостью рвутся вперед Оружие у них очень острое. К этому вооружению принадлежат в частности: пики, щиты, луки, стрелы, мечи, сабли, топоры, копья, алебарды, длинные дротики и разнообразные пращи. Этим оружием индийцы пользуются уже много веков.
О суде
Простой народ в Индии, хотя и легкомыслен, тем не менее честен и заслуживает уважения. В денежных делах индийцы бесхитростны и в отправлении правосудия внимательны к людям. Они боятся возмездия в будущих воплощениях души и равнодушны к земным делам. Индийцы не допускают обмана или предательства и верны данной клятве или обещанию. В управлении у них царит удивительная честность, а во всем поведении мягкость и любезность. Уголовных преступников или бунтовщиков в Индии мало, и они лишь иногда доставляют беспокойство. Когда имеет место нарушение закона или покушение на власть государя, то дело тщательно расследуется и виновного в преступлении заключают в тюрьму. Телесных наказаний при этом не применяют, а человека перестают считать существующим и не заботятся, умрет он или будет жить. Когда же имеется преступление против собственности или справедливости или когда человек виновен в неверности или в непочтении к родителям, то за это обрезают нос или уши, или обрубают руки или ноги, или изгоняют из страны, или прогоняют в безлюдную пустыню. За другие проступки, кроме указанных выше, взимают Небольшой денежный штраф, и это освобождает от иного наказания.., если обвиняемый упорно отрицает свою вину, или, несмотря на наличие вины, старается оправдать себя, то для установления истины и принятия приговора применяют четыре рода ордалий: водою, огнем, взвешиванием, ядом.
О гражданском управлении, налогах и формах землевладения
Так как управление в Индии основано на великодушных принципах, то административная власть в ней проста. Семьи не подлежат регистрации и жителей не заставляют выполнять принудительный труд.
Частные владения короны разделены на четыре основные части. Первая из них выделена на государственные потребности и на приношение жертв; вторая - на содержание министров и главных государственных чиновников; третья - на награждение людей, обладающих высокими способностями; четвертая - на благотворительность в пользу религиозных учреждений, с помощью которой возделывается поле человеческих заслуг.
Таким образом, налоги, взимаемые с населения, легкие, а личная служба, которая требуется с людей, умеренная. Каждый спокойно владеет своим мирским имуществом, и все пашут землю для собственного пропитания Те люди, которые обрабатывают царские владения, платят в виде дани одну шестую продукта.
Купцы, занимающиеся торговлей, свободно передвигаются, ведя свои дела. Переправы через реки и шлагбаумы открыты для всех уплативших небольшую пошлину. При общественных сооружениях заставляют, когда это требуется, работать в принудительном порядке, но такая работа оплачивается. Плата йыдается в строгом соответствии с выполненной работой.
Воины или охраняют границы, или выступают, когда нужно наказать непокорных. По ночам они охраняют царский дворец. Воинов набирают в соответствии с потребностью в них Им назначают определенную плату и нанявшихся заносят публично в списки.
Губернаторы, министры, судьи и чиновники - все имеют свою землю, выделенную им на их содержание.
О торговле
В Индии имеются золото, серебро, медь, нефрит, жемчуг (переводчик с китайского считает возможной ошибку при написании иероглифа, и тогда слово жемчуг следует заменить амброй. - А. О.), кроме этого, редкостные самоцветы и разнообразные драгоценные камни различных наименований, которые собирают на морских островах. Все это индийцы меняют на другие предметы. Действительно, жители Индии всегда ведут натуральный обмен, так как у них нет ни золотых, ни серебряных монет, ни жемчужных раковин, ни мелкого жемчуга.
О государстве Канаудж
Это царство имеет около 4 тыс. ли в окружности. Столица с запада граничит с рекою Гангом. Столица имеет около 20 ли в длину и 4-5 ли в ширину. Город окружен сухим рвом, крепкими и очень высокими башнями, стоящими друг против друга... Здесь собираются в большом количестве ценные товары. Народ зажиточен и доволен, дома богатые и добротные.
Всюду много цветов и фруктов. Посев и уборка урожая производятся в соответствии с сезоном. Климат приятный и мягкий. Население по своему образу жизни нравственно и искренне. По виду люди благородны и добры. Они одеваются в украшенные рисунком яркие [ткани]. Верующих в Будду и еретиков [не буддистов] здесь приблизительно поровну. Здесь имеется около сотни сангхарама2 с 10 тыс. жрецов. Они изучают и большую и малую колесницу3. Имеется здесь 200 индусских храмов с несколькими тысячами последователей.
О государстве Айодхья
В нем изобилие зерновых культур, а также выращивается много цветов и фруктов. Климат в Айодхье умеренный и приятный, а люди добродетельны и любезны. Они чтут предписания религии и прилежно учатся.
О государстве Каушамби
Земля здесь знаменита плодородием и урожаи чрезвычайно большие. В Каушамби в изобилии выращивается рис и сахарный тростник. Климат здесь очень жаркий, манеры у жителей грубые.
О Капилавасту
В этой стране имеется около десятка заброшенных городов. Они совершенно пусты и разрушены. Столица разрушена и лежит в руинах... Населенных деревень здесь немного и к тому же они заброшены. В Капилавасту нет верховного правителя. Каждый город назначает своего правителя... В этой стране есть 1000 или более разрушенных буддийских монастырей.
О царствах Рамаграма и Кушинара
Царство Лан-Мо опустошено и безлюдно уже много лег Сведений о его размерах не имеется. Города в упадке и жителей в них очень мало... Мы пошли отсюда на северо-восток через большой лес, по опасной и трудной дороге, где дикие быки, стада слонов, разбойники и охотники постоянно доставляют беспокойство путникам. Пройдя этот лес, мы пришли в царство Кушинагару. Столица этой страны в руинах, а города и села разорены и заброшены.
О царстве Варанаси (Бенарес)4
Страна в окружности имеет 4 тыс. ли. Столица - 18-19 ли в длину и 5-6 в ширину... Она густо населена. Семьи здесь очень богаты, и в домах есть предметы чрезвычайно высокой ценности. Характер у людей мягкий и гуманный. Они весьма склонны к наукам. Жители в большинстве неверующие и только немногие чтут закон Будды. Климат здесь мягкий, урожаи обильны, фруктовые деревья пре-красны, а подлесок повсюду густой.
О царстве Чен-чу (в нынешнем округе Гхазипур)
Население богатое и процветающее; города и села находятся близко друг к другу. Почва богатая и плодородная, и земля обрабатывается регулярно...
О царстве Магадха
Города, укрепленные стенами, не имеют много жителей, но обычные города густо населены. Почва богатая и плодородная, и зерно выращивается здесь в изобилии. Здесь сеется необычный сорт риса, чьи зерна крупные, душистые и очень вкусные. Он особенно замечателен блестящим цветом. Обычно его называют "рис для знати". Так как земля здесь низкая и влажная, городские поселения строятся на возвышенных местах. После первого летнего месяца и до второго месяца осени вся равнинная область затоплена водой и связь возможна только на лодках.
О древней Паталипутре
К югу от реки Ганга есть старый город окружностью около 70 ли. Хотя он давно заброшен, его стены сохранились до сих пор. Прежде, когда люди жили бессчетное количество лет, этот город назывался Кусумапура по царскому дворцу, в котором было много цветов. Впоследствии, когда человеческая жизнь стала исчисляться несколькими тысячами лет, его имя было изменено на Паталипутру.
О Наландском университете
Жрецы, которых здесь несколько тысяч, - люди высоких способностей и талантов. Их известность в настоящее время очень велика. Имеется много сотен таких, чья слава быстро распространилась в отдаленные области. Их поведение чисто и непорочно. Они строго следуют предписаниям морального закона. Правила, существующие в их монастыре, суровы, и все жрецы обязаны выполнять их. Все области Индии уважают их и следуют за ними. Дня не достаточно, чтобы спросить и ответить на глубокие вопросы. С утра и до самой ночи они заняты рассуждениями. Старые и молодые взаимно помогают друг другу. Те, кто не способен разбираться вТри питаке5, мало уважаются и из-за стыда вынуждены прятаться. Вследствие этого множество ученых из разных городов, желающих быстро приобрести славу умеющего вести споры, приходят в Наланду, чтобы разрешить свои сомнения, после чего поток их мудрости распространяется во всех направлениях. По этой причине некоторые присваивают себе имя наландского ученого и в результате пользуются уважением, где бы ни появлялись.
О государстве Каджугриха (около Чампы)
Уже несколько сот лет как собственный царский род здесь вымер и страной управляло соседнее государство. В результате города здесь опустели, и большая часть жителей живет в деревнях и поселках. Вследствие этого, когда раджа Шиладитья (Харшавардхана)6 был в Восточной Индии, то он построил здесь дворец, в котором решал дела своих зависимых государств. Дворец был построен как временная резиденция из ветвей деревьев и сожжен, когда Харша покинул его.
О стране Удра (Орисса)
Почва здесь богатая и плодородная. Она дает обильный урожай зерна, а разнообразных фруктов выращивается в ней больше, чем в других странах... Население в ней грубо, высокого роста и имеет коричневый цвет кожи. Слова и произношение у них иные, чем в центральной Индии. Они питают любовь к науке и постоянно занимаются ею. Большинство верит в закон Будды... На юго-восточной границе этой страны есть город Чаршра окружностью в 20 ли. Купцы отправляются отсюда в отдаленные страны, а чужеземцы по пути заходят в этот город и останавливаются в нем. Стены города крепкие и высокие. В Чаритре встречаются все сорта редких и весьма ценных предметов. За городом имеется пять монастырей, стоящих один за Другим. Их многоэтажные башни очень высокие и украшены прекрасно сделанными резными изображениями святых.
О государстве Кониодха (по-видимому, нынешний Ганджамский округ)
Земля здесь низкая и сырая. Она регулярно обрабатывается и дает хороший урожай... Люди здесь высокого роста, черные и грязные. Они довольно учтивы и честны. Начертание букв у них то же, что и в срединной Индии, но язык ч произношение совершенно иные. Они чрезвычайно чтут учение еретиков и не верят в закон Будды... В пределах этой страны имеется несколько десятков небольших городков, построенных близко от моря у подножия гор. Их цитадели высокие и крепкие, воины дерзкие и отважные. Они с помощью силы управляют соседними областями и никто не способен противиться им. Эта страна, находясь у моря, изобилует редкостными и дорогими вещами. В торговле люди пользуются ракушками каури и жемчугом.
О Калинге
Земля в Калинге обрабатывается регулярно и дает хороший урожай... Леса и джунгли в ней тянутся на многие сотни ли. Здесь водятся большие бурого цвета слоны, которых' высоко ценят соседние князья... В старые времена царство Калинга имело густое население. Людей было так много, что они терлись плечами друг о друга, колесницы касались одна другой своими осями, а когда люди поднимали вверх свои рукава, то создавался настоящий шатер; (далее Сюан Цзан говорит, что, будучи проклята святым подвижником, эта область опустела). Но спустя многие годы страна постепенно была снова заселена пришельцами из других областей. Тем не менее страна еще недостаточно заселена. Вот почему здесь сейчас так мало жителей.
О Косале (в верховьях Маханади и Годавари)
Почва здесь богатая и плодородная и дает обильный урожай. Города и села стоят плотно друг к другу. Население очень густое. Люди высокого роста и темного цвета. Нрав у них суровый и неистовый. Они смелы и порывисты. Среди них есть и еретики и верующие [в Будду]. Они высоко развиты и ревностны в науках. Их царь из кшатриев. Он весьма чтит закон Будды и широко известен своей добродетелью а любовью.
О стране Дханакатака (очевидно, нынешняя Беджвада)
Почва, богатая и плодородная и регулярно обрабатываемая, дает богатую жатву. Это весьма заброшенная страна, и города в ней имеют небольшое количество жителей.
О стране Чола
Страна заброшенная и дикая. Она покрыта болотами и джунглями. Населения в ней очень мало, и шайки разбойников открыто ходят по стране... Люди здесь беспутны и жестоки. Нрав у них по природе свирепый, Они привержены еретическому учению,
О Махараштре
Почва здесь богата и плодородна. Она регулярно обрабатывается и дает очень большой урожай... По своему нраву народ правдив и прост. Люди здесь высокого роста, а характером суровы и мстительны. Людям, делающим им добро, они отвечают тем же, но к врагам безжалостны. Если их оскорбляют, они ради мести готовы жертвовать жизнью, но, если кто в беде обращается к ним за помощью, они забывают самих себя в желании как можно скорее оказать эту помощь. Когда человек идет отомстить за обиду, он прежде всего оповещает об этом обидчика, а потом и тот и другой с оружием в руках вступают в бой друг с другом. Если один из них обратится в бегство, другой преследует его, но не убивает, если тот признает себя побежденным. Когда военачальник проигрывает битву, жители Махараштры не наказывают его, но дарят ему женское платье, и поэтому он сам вынужден искать себе смерти. В стране имеется отряд защитников в количестве нескольких сот человек. Всякий раз, когда они готовятся к битве, они опьяняют себя вином, и тогда один человек готов встретить и вызвать на бой тысячу человек. Если один из таких защитников встретит человека и убьет его, то по законам страны он не подлежит наказанию. Всегда, когда они выступают куда-нибудь, то впереди идут барабанщики. Кроме того, беря с собой на войну сотни слонов, они напаивают их пьяными, сами напиваются вина, потом, бросившись вперед всей массой, сминают на своем пути все, и никакой враг не может устоять перед ними.
О Царстве Атали (возможно, нынешний Уччх)
Население густое. Количество драгоценных камней и дорогих вещей, имеющихся здесь, чрезвычайно велико, земля дает все, что необходимо, и все же торговля является главным занятием населения.
О стране Валабха
Население здесь очень густое. Люди богаты. Имеется около сотни семейств, обладающих сотнями лакхов7. Здесь часто встречаются редкостные и ценные продукты из отдаленных областей.
О Синде
Почва здесь благоприятна для зерновых и дает обильный урожай пшеницы и проса. Страна изобилует также золотом, серебром и медью. Она удобна для разведения быков, овец, верблюдов, мулов и других пород скота. Верблюды здесь невелики ростом и имеют один горб. Здесь добывается много соли, которая имеет красный цвет, подобный киновари. Люди здесь суровы и вспыльчивы, но честны... По берегам реки Синдх, на плоской и болотистой равнине, равной приблизительно тысяче ли, живет несколько сот тысяч семейств... Они занимаются исключительно скотоводством и этим существуют. Над ними нет хозяев, и будь то женщины или мужчины, среди них нет ни богатых, ни бедных.
О Михиракуле, вожде белых гуннов, и его отношении к буддизму
Несколько сот лет тому назад здесь был царь по имени Михиракула, который утвердил свою власть в этом городе [Сакале] и правил всей Индией. Он подчинил все соседние области без исключения. В перерыв, когда он не был занят, Михиракула пожелал узнать о законе Будды и приказал, чтобы к нему явился самый талантливый из всех буддийских жрецов. Однако никто из них не посмел явиться по его приказу. Те, кто были довольны тем, что имели, не желали большего и не заботились о каком-либо отличии. Те же, кто обладал большой ученостью и известностью, презирали царские милости. В это время среди царской челяди был старый слуга, который уже давно одел на себя монашеское платье.
Он обладал большими способностями, умел вести спор tf °"ыЛ весьма красноречив Жрецы в ответ на обращение царя выдвинули его. Царь тогда сказал: "Я уважаю закон БуДДЫ и я приглашал какого-нибудь знаменитого жреца. Вместо этого буддийская конгрегация выделила для спора со мною слугу. Я всегда полагал, что среди жрецов имеются люди блестящих способностей, но после того, что произошло сегодня, как и могу и дальше уважать буддийское жречество". И он тогда издал указ уничтожить буддийских жрецов во всей Индии и покончить с законом Будды так, чтобы [от буддизм"] ничего не осталось.
Раджа Баладитья, царь Магадхи, который глубоко чтил закон Будды и с любовью лелеял свой народ, заслышав о жестоких преследованиях и о зверствах Михиракулы, стал внимательно охранять границы своего царства и о.тказался платить дань. Тогда Михиракула собрал армию, чтобы наказать бунтовщика.

Si'yu'ki, Buddhist Records of Western World. Translated from Chinese of Hiuen Tsiang (A. D. 629) by Samuel Beal, 2 vols. London 1906.
10. Сведения об Индии в арабских источниках IX-X вв.
Сообщение купца Сулеймана
Жители Индии и Китая считают, что в мире имеется только четыре главных царя. Впереди всех они ставят Даря арабов [багдадского халифа], ибо считается без каких-либо споров, что он является величайшим из царей. Он первой по богатству и по блеску своего двора, но превыше всего потому, что он глава религии, лучшей из всех. Царь Китая считает себя вторым после царя арабов. За ним идет греческий царь и наконец Балхара, царь тех, кто имеет проткнутые уши.
. Балхара - самый выдающийся из царей Индии, И индийцы признают его превосходство. Каждый царь в Индии - господин в своем собственном государстве, но все пДатят дань превосходству Балхары. Послов, отправляемых Балха-рою к другим правителям, встречают с самым глубоким уважением, чтобы тем самым показать ему свое почтение. Он платит регулярное Жалование своим войскам, как это практикуется и у арабов. У него много лошадей и слонов и огромнейшее богатство, в его стране ходят в качестве монеты татарийские дирхамы, каждая из которых весит 1'/2 дирхама чеканки этого царя. На дирхамах стоит Дата восшествия на престол основателя династии. [Историк Томас считает, что это тахиридские монеты. Тахириды правили во времена Сулеймана в Хоросане.] В отличие от арабов они не признают эры хиджры Пророка, а ведут свое летоисчисление с начала правления своих царей. Их цари живут долго и часто правят по 50 лет. Жители страны Балхара говорят, что если их цари живут и правят так долго, то только благодаря той милости, какую они оказывают арабам. Действительно, среди всех царей нет ни одного, кто был бы столь дружественен к арабам, как Балхара. Подданные Балхары следуют его примеру.
Балхара - это титул, который носят все цари этой династии. Подобно персидскому Хосрову, Балхара не является собственным именем. Царство Балхары начинается у моря, у страны Конкан на полуострове, который тянется до Китая.
Балхара по соседству имеет несколько царей, с которыми он ведет войну, но которых он намного превосходит. Среди них есть царь Джурза1. У этого царя многочисленное войско, и ни один индийский царь не имеет столь прекрасной конницы. Он враждебно относится к арабам, но тем не менее признает, что царь арабов величайший из царей. Среди индийских царей нет другого, кто бы был таким большим противником мусульманской религии. Его территория представляет собой [как бы] полуостров. Он обладает огромными богатствами и множеством верблюдов и лошадей. Обмен здесь ведется на серебро [и золото] в песке. Говорят, что в этой стране имеются золотые и серебряные копи. В Индии нет страны более безопасной от разбойников, чем эта.
Рядом с этим государством лежит Тафак, представляющий собою лишь небольшое государство. Женщины белые и самые красивые в Индии. Царь живет в мире с соседями, так как у него мало воинов. Он чтит арабов столь же высоко, как и Балхара.
Указанные три государства граничат с царством по имени Рухми, которое ведет войну с Джурзом. Его войско более многочисленно, чем у Балхара, у царя Джурза и царя Те-фака. Говорят, что, идя на войну, он берет около 50 тыс. слонов. Он воюет только зимой, так как слоны могут ходить только в холодный период года. Говорят, что в его войске от 10 до 15 тыс. человек заняты только стиркой одежды. В этой стране делается такая ткань, какую не найдешь в других странах. Эта ткань столь тонка, что одежда из нее может быть пропущена через перстень. Эта ткань делается из хлопка, и мы видели кусок такой ткани. В торговле употребляют [раковины] каури, выполняющие в этой стране роль денег. В стране имеются золото, серебро, алое и ткань "са-мара", из которой делают мадабы...
На морском берегу есть царство, именуемое Кирандж [возможно, Калинга]. Его царь беден и горд. Он собирает много янтаря и хорошо обеспечен слоновыми клыками. Там едят перец зеленым, так как его мало в этой стране.
...Знать во всех этих государствах считается одной семьей. Только им принадлежит право на власть. Цари назначают себе преемников. То же самое у ученых и лекарей. Они образуют отдельную касту, и профессия никогда не выходит за ее пределы.
Цари в Индии не признают над собою никакого суверена. Каждый сам себе господин. Тем не менее Балхара имеет титул "царь царей"... Индийцы осуждают удовольствия и воздерживаются от них. Они не пьют вина, не взращивают винограда, из которого делается вино. Это не из-за религиозного рвения, а из-за презрения к вину. Они говорят: "Царь, который пьет - не царь". Индийцы окружены врагами, которые воюют с ними, и они говорят: "Как может человек, опьяняющий себя, вести государственные дела". Индийцы иногда воюют ради захвата территорий, но такие случаи редки. Я никогда не видел, чтобы народ какой-нибудь области подчинялся другому, исключая страну, лежащую за страною перца2.
Когда царь подчиняет соседнее государство, он ставит во главе его человека из семьи павшего царя, который и управляет от имени завоевателя. Жители иного не потерпели бы... Войска индийских царей многочисленны, но они не получают жалования. Царь собирает их только в случае религиозной войны. После этого они расходятся и живут, не получая ничего от царя.
Абу Заид уль-Хасан об Индии
Идол, именуемый Мултан, находится по соседству с Ман-сура. К нему приходят паломники из отдаленных областей, тратя на дорогу много месяцев. Они приносят туда индийский алое, именуемый аль камруни, по имени страны Камрун, в котором его производят. Этот алое самого лучшего качества. Паломники отдают его храмовым служащим для использования в качестве ладана. Этот алое тогда оценивается в двести динаров за мана3. Алое столь мягок, что на нем можно делать отпечатки. Купцы скупают алое у храмовых служащих. Индийские цари носят серьги из драгоценных камней в золотой оправе. Они носят также очень дорогие ожерелья из самых драгоценных красных и зеленых камней. Однако наиболее ценным является жемчуг и за ним весьма охотятся... В прежние времена в Индию привозили синдские динары, равные трем с долями обычных динаров. Из Египта ввозили изумруды- в оправе, подобные печатям, и упакованные в ящичках. Ныне эта торговля прекратилась.
Большинство индийских царей на своих аудиенциях разрешают мужчинам, будь то индийцы или чужеземцы, смотреть на присутствующих женщин. Те не прячут себя за вуалями от глаз посетителей.
Ибн Хурдадба об Индии
Из Синда вывозят костус, камыш и бамбук. От Михрана до Бокара, первого пункта на границах Индии, четыре дня пути. В горных районах этой области много камыша, но в долинах растет пшеница. Люди здесь разбойники и кочевники... От Куры до Килакана, Луара и Канджы два дня пути. Пшеница и рис производятся на месте, а дерево алое ввозится туда из Камула и других соседних мест речным путем и на это тратится пятнадцать дней. От Самундара до Урасира двенадцать фарасангов. Это обширная область, где водятся слоны, буйволы и прочий крупный рогатый скот и имеется много предметов потребления, годных для продажи. Царь этой страны очень силен.
Аль-Масуди об Индии
Индия обширная страна... В ее государствах царят большие различия в языках и религиях, и они часто враждуют друг с другом. Большинство верят в переселение душ... Царская власть передается по наследству в одном семействе и никогда не переходит к другой семье. То же самое с семьями вазиров, казн и других сановников. Эти должности наследственны и не меняются... Мултан является у мусульман одним из самых сильных пограничных пунктов. Вокруг Мултана имеется 120 тыс. городов и сел. В Мултане есть идол, носящий имя Мултан. К идолу приходят паломники из самых отдаленных мест Синда и Индии. Они, выполняя обет, приносят с собой деньги, драгоценные камни, алое и другие благовония. Наибольшую часть дохода царь Мултана извлекает из дорогих пожертвований, подносимых идолу чистым кумар-ским алое, являющимся самым чистым сортом и ценящимся по 200 динаров за ман.

"The History of India, as told by its own historians", vol. I, London, 1867, p. 3 if.

ИРАН В V-V/I ВВ. 
(ГОСУДАРСТВО САСАНИДОВ)
Введение
Приведенные ниже документы характеризуют социально-экономические отношения и политическую историю Ирана в период перехода от рабовладельческих отношений к феодальным.
В государстве Сасанидов большую роль продолжало играть рабовладение, о значительном развитии которого свидетельствуют различные источники. Особый интерес представляют сведения сасанидского судебника "Матикан-и хазар датастан" ("Книга тысячи судебных решений") (док, № 1), составленного в VI в., но включающего ряд статей более раннего происхождения. Судебник различает два вида рабов: бандак - общее обозначение раба и аншахрик - буквально "иностранец". Последняя категория рабов использовалась главным образом в сельском хозяйстве. Аншахрик обычно был посажен на участок земли, который не мог без него отчуждаться. Большой интерес представляет развивающаяся практика частичного освобождения раба с целью повышения производительности его труда. Основная масса рабов обслуживала хозяйства царя, знати и жречества. Но вместе с тем рабами владела также община, а затем выделяющаяся из ее среды верхушка. Характерно, что в связи с этим в программе маздакизма, выражавшего интересы иранских общинников, содержался пункт о разделе, наряду с другими жизненными благами, также и рабов (док. № 10). Но, несмотря на это, именно маздакитское движение сыграло большую роль в ниспровержении рабовладельческих отношений в целом, нанеся сильный удар по крупным хозяйствам аристократии, которые были основными носителями рабовладельческого уклада. В VI в. значительная часть знати, ослабленной маздакитским движением, оказывается в экономическом отношении непосредственно зависящей от царя (док. № 12).
Док. № 2 и 3 посвящены своеобразному явлению сасаниД-ского общества: кастово-сословному делению и связанным с ним взглядам и установлениям. Первый отрывок взят из "Шах-намэ" (конец X в.) знаменитого персидского поэта Абу-л-Касема Фирдоуси. Сочинение Фирдоуси является одним из важных источников по истории сасанидского Ирана. Фирдоуси пользовался различными источниками, в том числе восходящими к "Хватай-намак" ("Книга владык"), официальному эпосу и истории Ирана, кодифицированной при Сасанидах. Отдельные части "Шах-намэ", несмотря на поэтическую форму, почти точно соответствуют сохранившимся отрывкам более старых произведений. Приводимый отрывок из "Шах-намэ" описывает старое деление свободного иранского населения на жречество, военную аристократию, общинников (земледельцев и скотоводов) и ремесленников. Это деление, официально признававшееся, по-видимому, еще в V в. н. э., засвидетельствовано также во многих памятниках религиозной литературы. Помимо точности в деталях приводимый отрывок интересен тем, что он описывает указанное деление со светской точки зрения. Характерно, что представители третьего сословия описываются здесь как свободные и независимые земледельцы, что соответствовало официальному представлению об этой группе в дофеодальный период.
Позднее, в связи с изменившимися социально-экономическими условиями, сословный строй Ирана претерпел значительные изменения. Были закреплены права писцов, оформившихся в качестве отдельного бюрократического сословия.Земледельцы и пастухи вместе с ремесленниками и стоявшими ранее вне кастовой системы торговцами были объединены в четвертое сословие, члены которого были обязаны уплачивать подушную подать, от которой были освобождены три первые сословия (док. № 4). Официальный взгляд на новое сословное деление отражен в интересном отрывке из так называемого "Письма Тансара", социально-политического трактата, составленного между 557-570 гг. В середине VIII в. известный переводчик со среднеперсидского Ибн-Мукаффа перевел "Письмо Тансара" на арабский язык. С этого арабского перевода в начале XIII в. был сделан дошедший до нас новоперсидский перевод "Наме-и Тансар", выполненный Ибн-Исфен-диаром, включившим его в свою "Историю Табаристана".
Док. № 4 содержит описание налоговой реформы, завершенной при Хосрове I. Это описание взято из "Истории" Табари. Абу Джафар Мухаммад бен Джарир ат-Табари - известный арабский историк (839-923 гг.), использовал для своего сочинения ряд произведений, восходящих к сасанид-скому периоду.
Следующие два документа Характеризуют внешнюю политику сасанидского государства и внутриполитическую борьбу в Иране в конце V в. и первых десятилетиях VI в. После постоянных войн между Восточно-Римской империей и сасанидским Ираном в III-IV вв. со второй четверти V в. наступает период мирных отношений, что было вызвано в значительной мере аналогичными для обоих государств трудностями: внутренним социальным кризисом и беспрерывными вторжениями варварских племен. Представляют интерес соглашения о совместной борьбе с этими племенами (док. № 5). Борьба с кочевниками и возникавшими государственными образованиями на северо-восточных и северных границах Ирана является вторым характерным моментом его внешней политики в V-VI вв. С VI в. начинается время периодических войн Византии с Ираном, характеризующихся борьбой за пограничные области и грабительскими походами на земли противника, а также вмешательством в дела соседнего государства; одновременно шла упорная борьба за сферы влияния и торговые пути. В док. № 5 приведены выдержки из хроники Йешу Стилита ("Летописная повесть о несчастиях, бывших в Эдессе, Амиде и во всей Месопотамии"), составленной в 507 или 518 г. Автор хроники монах-клирик, монофизит, живший в византийской части Месопотамии, помещает ряд кратких, но ценных своей достоверностью известий о событиях в Иране. Док. № 6 содержит отрывки из "Истории войн с персами" Прокопия Кесарий-ского. В 527 г. Прокопий был назначен советником при византийском полководце Велизарии и с тех пор сопровождал его в походах, в том числе в некоторых кампаниях против Ирана. В своем труде он использовал также некоторые исторические сочинения. Подробно описывая дипломатические отношения и военные действия между Византией и Ираном, Прокопий сообщает также ряд важных сведений о внутренних событиях в персидском государстве. Оба документа по" . вествуют о напряженном политическом положении в Иране.
Док. № 7-12 посвящены маздакитскому движению. Тексты № 7-9 характеризуют религиозно-философское и социальное содержание учения маздакитов. Маздакизм, ставший в конце VB. идеологией одного из крупнейших в истории Передней Азии народных движений, был тесно связан со многими религиозно-философскими системами древности, с зороастризмом, зерванизмом, манихейством, гностицизмом и неоплатонизмом, а также с социально-утопическими учениями древнего мира. Вместе с тем маздакизм оказал сильное влияние на развитие учений, ставших знаменем многих народных движений как на Востоке (хуррамиты, тондра-киты, карматы, некоторые мусульманские секты, движения Муканны, Бабека и т. д.), так и на западе (гностики, бого-милы и некоторые другие). Развитие идей маздакизма представляет поэтому значительный интерес для истории идеологий народных движений и социально-утопических учений в ряде стран помимо Сасанидского Ирана в V-VII вв.

Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Сказскина С.Л., Хрестоматия по истории средних веков