Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Сказскина С.Л. - Хрестоматия по истории средних веков

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 69
Размер файла: 1487 Кб
Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»

К. Маркс, Будущие результаты британского владычества в Индии. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 9, 2 изд., cтp. 225.


Китай в III-IX вв.
Введение
Раздел истории Китая III-IX вв. посвящен проблемам феодальных отношений в период их становления и начала расцвета. В нем освещены особенности аграрного строя Китая, организация промыслов, государственная система управления, внутренняя и внешняя политика раннефеодальных китайских империй, история борьбы китайского народа против вторжений кочевников, крестьянские восстания и войны. Все материалы этого отдела почерпнуты из исторических трудов, близких по времени написания к изображенным в них событиям.
Исторические знания издавна высоко ценились в Китае и достигли значительного развития еще в древние века В начале новой эры китайские ученые, чаще всего по собственной инициативе, работали над подбором документов и исторических сведений, подробно описали современные им или недавно минувшие события, составили биографии известных тогда деятелей В период внутренних потрясений и нашествий кочевников многие произведения были утеряны или забыты и - часть из них погибла.
В VI-VII вв. после объединения Китая под властью династий Суй, а затем Тан, императоры, придавая большое значение историческим трудам, приказали искать и переписывать материалы и исторические сочинения, созданные в минувшие столетия. Второй танский император Ли Ши-минь (Тайцзун, 627-649 гг.) учредил должности для составителей историй.
Именно тогда были выпущены в свет 8 крупных произведений по истории Китая III-VI вв., которые называют у нас династийными историями потому, что каждое из них посвящалось хронологическому отрезку, совпадавшему с царствованием какой-либо династии.
Образцом для всех этих произведений стали "Ши цзи" - "•Исторические записки" - знаменитый труд великого китайского ученого древности Сыма Цяня Подобно "Историческим запискам", династийные истории состоят из 3-4 частей Первой всегда бывает "Бень цзи" - или "Ди цзи" - основные или императорские анналы, выполненные в строго хронологическом порядке. Они содержат довольно подробные записи фактов. В анналах отмечены события, которые происходили в стране и при дворе, урожаи и стихийные бедствия, войны и народные волнения, назначения и смещения чиновников, космические явления и явления "таинственные". В этом отделе помещены также небольшие выдержки из императорских указов и донесений государственных деятелей.
Отдел "Чжи" - "Обзоры" состоит из отдельных монографий, посвященных различным областям знаний, экономике, государственной организации. Здесь есть главы об астрономии и астрологии, календаре, обрядах, продовольствии и товарах, системе наказаний, о чинах; даются географические описания, сведения о литературе, музыке и пр.
Большую часть династийных историй составляют "Лечжуань" - повествования о жизни и деятельности императорских родственников, видных сановников, военачальников, ученых, поэтов, художников, мятежников, бунтовавших против престола, некоторых вождей крестьянских движений. Последние главы "Лечжуань" посвящены истории племен и народов, с которыми Китай имел в то время связи.
В некоторых историях есть еще и отдел "Бяо" - генеалогические таблицы.
В Хрестоматии использованы материалы из нескольких династийных историй. "Цзинь шу" - Цзиньская история (265-419 гг), "Вэй шу" -Вэйская история (386-556 гг.), "Суй шу" - Суйская история (581-617 гг.), а также две Танские истории.
"Цзинь шу" была составлена по приказу императора Ли Ши-миня комиссией из 18 авторов, которые использовали ранее написанные работы. Император придавал историческим трудам столь большое значение, что участвовал в редактировании двух глав основной летописи.
"Вэй шу" в основном написана еще в VI в. Впоследствии, в XI в , она подверглась новой обработке.
По приказу Ли Ши-миня ученые приступили к написанию истории незадолго до того свергнутой династии Суй. Основная летопись и биографии написаны потомком Конфуция Кун Сы-да. Отдел "Чжи" составили другие историки-конфу-цианцы.
Со времени Ли Ши-миня история стала официальным занятием. Служащие-ученые ежедневно записывали происшествия, собирали тексты указов, докладов императору, донесений, прошений, распоряжений, описаний торжеств и молений, прибытия и отъезда послов и данников. Наконец, они занимались составлением биографий умерших деятелей, ставших чем-либо известными. В VIII в. весь собранный материал подвергли обработке, а спустя полстолетия его еще раз пересмотрели. Лишь после падения династии Тан приступили к публикации истории Китая VII - IX вв. Так в X в. под руководством сановника Лю Сюя издали "Танскую историю" (618-906 гг.).
Но в бурном XI в., когда Китай достиг высокого уровня развития в области экономики и культуры, "Танская история" показалась слишком краткой и примитивной. Тогда началась работа над подготовкой нового варианта истории, который был закончен под руководством видного государственного деятеля, историка и писателя Оуян Сю. Огромный материал, накопленный в прошлые века и не использованный в "Цзю Тан шу" - "Старой Танской истории", стал предметом детального изучения. "Синь Тан шу" - "Новая Танская история" включает больше фактов, в ней содержатся выдержки из императорских указов, докладов сановников, донесений с мест. Язык этого труда более богатый.
Естественно, что упомянутые работы отражают идеологию господствующего класса, официальную точку зрения и интересы феодального государства в целом. Свой отпечаток на них наложили конфуцианство, буддийская и даосская религии. Конфуцианская философия требовала воздействия на общество путем показа хороших и дурных примеров прошлой жизни. Поэтому в исторические труды обязательно вносили сведения о плохих правлениях, недальновидных поступках императоров и сильных мира сего, а также о народных волнениях и восстаниях.
В XI в. в условиях обострения классовой борьбы, столкновений политических группировок при дворе крупный сановник и ученый Сыма Гуан задумал написать труд, в котором хотел показать на примере истории, к чему ведет дурное правление и дурное поведение людей в обществе. Осуществляя поставленную цель, Сыма Гуан создал громадный труд по истории Китая. Исторические события в нем изложены в строго хронологическом порядке. Впоследствии это произведение подвергалось переработке и дополнениям. Так постепенно возникла многотомная история, известная под названием "Цзычжи тунцзянь ганму" -"Всеобщее обозрение событий, управлению помогающих, с комментариями". В XIX в. выдающийся русский синолог Н. Я. Бичурин осуществил перевод всех томов "Цзычжи тунцзянь ганму".
Для характеристики аграрных отношений в разделе приведены выдержки из "Цзинь шу", "Вэй шу" и "Синь Тан шу" (№ 1, 2, 8, 9). В них цитируются или пересказываются тексты эдиктов императоров о наделении государственной землей крестьян, учете населения, переделе земельных наделов, порядке взимания налогов и обложении повинностями. В указах императоров говорится также о должностных землях, предоставляемых в качестве вознаграждения чиновникам на время службы в государственном аппарате. Размер этих земель, отдаваемых "на кормление", зависел от занимаемой должности на иерархической лестнице чинов. Установление монопольной собственности класса феодалов на землю и превращение земледельцев в государственных крестьян осуществлялось в значительной части в рамках этой системы.
В документе № 9 передана запись из исторического источника об аграрных реформах VIII в. Феодалов больше не удовлетворяло прежнее положение, и они добивались ликвидации надельной системы и раздела земель. Крупные феодалы фактически уже осуществляли этот передел, отчего страдали государственные крестьяне и казна государства. Сановник Ян Янь предложил отменить переделы земли, т. е. по существу отменить государственное наделение крестьян землей, и установить новую систему взимания налогов. Это выражало новое наступление феодалов на права крестьян.
Отрывки из "Синь Тан шу" (№ 10, 11, 12, 13) содержат сведения о казенных промыслах, о добыче металлов, о государственных монополиях, о монетном деле, о добыче соли и борьбе с контрабандной торговлей солью, монополии на производство чая, о налогообложении и частном предпринимательстве.
Об организации центрального государственного аппарата свидетельствует материал № 14. При первых танских императорах были окончательно оформлены высшие учреждения - палаты и шесть ведомств, которые выполняли функции исполнительной власти. Со временем штат чиновников все более увеличивался и стал крайне многочисленным, но основные институты продолжали существовать в последующие века господства феодализма.
Для иллюстрации политики китайских императоров и придворной жизни в IV раздел включена выдержка из отдела "Бэнь цзи" - "Основной летописи" "Суй шу" (№ 6).
В документе № 15 приведены сведения о системе наказаний в Танской империи.
В Китае от чиновников и от сановников требовали грамотности: умения читать, писать сочинения на заданную тему, выучить наизусть древние книги и уместно цитировать древних классиков, а также обладать красивым почерком. Чтобы получить должность и стать чиновником, нужно было выдержать экзамены и получить одну из ученых степеней.
В Китае в ту пору существовало немало школ для представителей господствующего класса (№ 16).
В IV-V вв. в Китай вторглись кочевники и покорили все его северные земли. Рассказ о нашествии южных гуннов и создании ими двух государств (№ 3) заимствован из "Цзычжи тунцзянь ганму".
Материал № 4 рассказывает о вторжении в Китай орд кочевников, значительную часть которых составляли тангуты. Они двигались через Хэнань в юго-восточном направлении, сметая все на своем пути
В бассейне реки Хуай у одного из притоков произошло столкновение с китайским войском, выступившим с территории Южного царства. Военное искусство полководцев и патриотический дух китайцев помогли их малочисленному войску наголову разбить полчища противников и заставить их в панике отступить далеко на северо-восток.
Китай в VI-VII вв. поддерживал торговые связи со своими соседями - союзом племен, возглавляемым тюрками (Тюркский каганат). Но, обладая значительными военными силами, каганы часто угрожали китайским землям своими вторжениями и пытались вмешиваться во внутренние дела империи. Двор "сына неба" со своей стороны использовал все дипломатические ухищрения, чтобы влиять на положение в каганате и умерить его мощь. Материал № 17 передает летописные сведения о взаимоотношениях и войнах на границах Китая, в Западном Китае и на территории Средней Азии в VII в. Документ№ 18 содержит описание китайско-индийских связей, которые осуществлялись в VII и в VIII вв. главным образом через Тибет.
Все отрывки, освещающие вопросы внешней политики и внешних связей Китая, почерпнуты из книги Н. Я. Бичурина "Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена". Язык перевода Н. Я. Бичурина сохранен, так же как и в академическом издании книги, написание же имен изменено.
Основным методом борьбы крестьян против тяжелого феодального гнета были вооруженные восстания. В начале VII в, большое крестьянское движение возникло в районе Шаньдуна. Биография Доу Цзян-дэ (вождя восстания в Шань-дуне) содержится в "Цзю Тан шу", откуда и взят приведенный в Хрестоматии отрывок № 7.
Распад аграрной системы раннего средневековья, захват земли феодалами, усиление всех видов феодальной эксплуатации привели сельское хозяйство страны в состояние упадка. Крестьянские волнения слились в 874 г. в мощное движение, которое охватило подавляющую часть территории Китая. Повстанцы под руководством Ван Сянь-чжи, а затем Хуан Чао совершили много победоносных походов. От устья Хуанхэ они прошли на юг к Гуанчжоу (Кантону), а затем более западным путем, через Хунань на Янцзы и далее на север. В 880 г они взяли г. Лоян, а в 881 г. - Чанань (две столицы империи). Крестьяне в конце концов потерпели поражение, но им удалось свергнуть династию Тан, истребить многих феодалов, добиться смягчения гнета и укрепления крестьянского хозяйства. Об этом большом крестьянском движении рассказывают материалы заключительной части раздела (№ 19).


I. Аграрные мероприятия в Китае в III и V вв.
1. Указ цзинского императора Сыма Яня в 280 г. (Из "Цзынь шу")
...После покорения государства У1 чиновники вновь подали доклады. Император издал указ, в котором говорилось "Князья (ван, гун) считают княжества (го) своим домом и не должны иметь в столице иных владений (тянь чжай). Пока еще не успели построить княжеских резиденций [в столице], необходимо иметь в городе помещения, где бы они могли останавливаться, а в пригороде - землю для пастьбы. При этом следует установить норму: в столице князья (го-ван, гун, хоу) могут иметь один дом и одно присутственное место. В окрестностях столицы большое княжество может иметь 15 цин2 земли, среднее княжество- 10 цин, малое княжество - 7 цин. Тем, у кого нет в городе дома, но есть дом за городом, разрешить сохранить его"
Кроме того, была установлена норма подворного налога (ху дяо). Двору, во главе которого стоит тягловый мужчина (дин нань), надлежало вносить в год 3 куска (пи)3 шелка-цзюань, 3 цзинь4 шелковой ваты-мянь. Двору, во главе которого стоит женщина или второстепенный тягловый мужчина (цы дин нань), подлежало вносить половину этого. В пограничных областях надлежало вносить две трети нормы, а в отдаленных районах - одну треть нормы. Варварам надлежало вносить от каждого двора по одному куску (пи) ткани-цзун бу, а в дальних краях от каждого двора - 1 чжан5.
Мужчине давали земли -чжань тянь6 - 70 му, женщине - 30 му. Кроме того, тягловый мужчина должен иметь землю - кэ тянь7 - 50 му, тягловая женщина - 20 му, а второстепенный тягловый мужчина - в половинном размере. Остальные женщины не должны были иметь земли - кэ тянь.
Мужчины и женщины в возрасте от 16 до 60 лет считаются основными тягловыми (чжэнь дин); в возрасте от 13 до 15 и от 61я до 65 лет считались второстепенными тягловыми (цы дин), в возрасте младше 12 лет и старше 66 лет считались стариками и малыми и не должны были возделывать землю.
Варвары на окраинах страны не наделялись землей - кэ тянь, они должны были вносить от каждого двора 3 ху8  необрушенного риса (и ми). Те, которые жили еще дальше, вносили 5 доу9, обитатели особо отдаленных местностей вносили подушный налог (суань цзянь) 28 вэнь (гроша) с человека.
Чиновники от первого до девятого ранга получали землю - чжань тянь10 - соответственно своим рангам. Обладатели первого ранга получали земли - чжань тянь - 50 цин, второго - 45 цин, третьего - 40 цин, четвертого - 35 цин, пятого - 30 цин, шестого - 25 цин, седьмого - 20 цин, восьмого- 15 цин, девятого - 10 цин. В зависимости от ранга чиновники могли распространять свои права (инь) самое большее на 9 поколений11, самое меньшее - на 3 поколения. Императорские родственники, государственные гости, потомки покойных мудрецов, а также дети и внуки образованных людей (ши) пользовались этими же правами. Кроме того, они могли держать при себе ишикэ - людей для услужения, освобожденных от трудовой повинности, и тянькэ - обрабатывающих землю.
Чиновникам шестого ранга и выше разрешалось иметь трех человек ишикэ; обладателям седьмого и восьмого рангов- 2 человек, девятого ранга - 1 человека. Чиновники первого и второго рангов могли иметь тянькэ - обрабатывающих землю не более 50 дворов, третьего ранга-10 дворов, четвертого ранга - 7 дворов, пятого ранга - 5 дворов, шестого ранга - 3 двора, седьмого ранга - 2 двора, восьмого и девятого рангов - 1 двор.

"Двадцать четыре династийные истории", кн. 5, Цзинь шу, гл. 26, отдел "Чжи", гл. 16, стр. 5025-5026, Ксилограф, л. 76, 8а
2. Из "Вэй шу"

В 9 году1 был издан императорский указ, чтобы народу в Поднебесной поровну давали землю.
"Мужчины в возрасте свыше 15 лет могут получить пахотной земли (лу тянь) 40 му, а женщины - 20 му. Рабы и рабыни могут получать столько же земли, как и "добрые" тягловые (лян дин); на каждого быка давать 30 му, но не более чем на 4-х быков. Норма полученной земли при двухполье может быть удвоена, а при трехполье может быть еще раз удвоена. Земли эти дают для того, чтобы их обрабатывали. Получение и возвращение должны быть регулярными.
Люди, достигшие возраста, когда начинают платить налоги, получают землю, престарелые освобождаются [от земли и налога], со смертью держателя земля возвращается [государству]. Рабов и быков следует получать или отдавать, если они имеются в наличии.
Сань тянь - земля для разведения тутовых деревьев - не подлежит переделу"...
"Всем мужчинам, которые впервые получают землю, давать 20 му и взимать налог с посева. На остальной земле следует садить 50 тутовых деревьев, 5 финиковых пальм и три вяза. Если земля не пригодна для выращивания тутов, то ее дают только по 1 му на человека для посадки фиников и вяза согласно правилам. Надел раба приравнен к наделу свободных людей. Срок посадки деревьев установлен в 3 года. У тех, кто не закончил в срок посадки, отбирать часть земли, не засаженную деревьями. Разрешается на участке земли, отведенной для посадки тутов и вяза, сажать вперемежку другие фруктовые деревья или же сажать больше установленного числа тутовых деревьев и вяза. На всех землях, которые подлежат возвращению, не разрешается сажать тутов, вязов, фиников и фруктовых деревьев. Посадивших деревья наказывать как нарушителей закона"...
"Земля, предназначенная для посадки тутов (сан тянь) считается наследственным занятием (ши е), она не подлежит возвращению после смерти [держателя] и вечно остается за живыми (сянь коу) членами семьи. У кого больше земли, чем положено, ему не давать дополнительной земли, но и не требовать отдать излишки. У кого земли не хватает, то он получит ее для посева согласно закону. Разрешается продавать излишнюю землю, у кого она есть. Разрешается покупать в размере недостающей части, если ее не хватает. Не разрешается продавать установленную долю надела, а также и покупать сверх положенной нормы.
Что касается земли для разведения конопли, то следует поступать так: когда мужчина достигнет возраста, в котором облагают налогами, ему отдельно давать 10 му земли для посева конопли (ма тянь); женщине - 5 му; рабам - столько же, как и свободным людям. На эту категорию земли распространяется закон о наделении и возвращении земли.
Если вся семья состоит из стариков, малолетних, горбунов и инвалидов и никто не получил земли, то тому, кто достиг возраста 11 или более лет, а также горбуну давать землю, но в половину меньше, чем взрослому мужчине. Старику, достигшему семидесяти лет и больше, не нужно возвращать полученного им надела земли. Несмотря на то, что вдовы, которые не вышли замуж вторично, освобождены от налогов, им следует давать землю, равную наделу женщины.
Возвращение и раздачу земли всегда производить в первом месяце года. В случае, если кто-либо вскоре после получения земли умрет или если кго-либо купит или продаст быков и рабов, то все равно землю нужно возвратить или получить лишь в первом месяце следующего года...
Всем местным начальникам по месту их службы давать государственную (общественную) землю (гун тянь). Цыши2 давать 15 цин, тайшу3-10 цин, чжичжун и бэйцзя4 - по 8 цин, сяньлин5 и цзюньчэнь6 - по б цин. При перемещении с занимаемой должности земля подлежит передаче. Если кто-либо продал землю, он будет наказан по закону".

"Двадцать четыре династийные истории", кн. 8, Вэй шу, гл. 110, отдел "Чжи", гл. 15, стр. 9978-9979, Ксилограф, л. 66, 7а, 86.

II. Китай в IV - V вв. И нашествие кочевников
3. Из "Цзычжи тунцзянь ганму"
Вторжение южных гуннов (нань сюнну) в Китай

С 290 года в царствующем Доме Цзинь начались семейные раздоры, которые оканчивались убийством, а с 300 года завязалась кровопролитная война между князьями царствующего Дома, и смятение разлилось по всему Китаю. В сие время начальники пяти хуннуских аймаков1 предприняли оружием возвратить утраченные права и на общем собрании в 304 году объявили князя Лю Юань-хай Великим Шаньюем. Лю Юань-хай в сем же году объявил себя государем с титулом ван и дал своей династии название Хань [ниже переименована в Чжао] и открыл войну с Китаем. В следующем году перенес столицу в Пинянфу2 и объявил себя императором. В 310 году скончался, и сын его Лю Хо вступил на престол... Войска князя Лю Цун ворвались в дворец и убили Лю Хо. Лю Цун вступил на престол по нем. В 311 году хунны взяли обе китайские столицы Хэнаньфу3 и Сианьфу4, а после сего воевали- с переменным счастьем; почему со всеми силами обратились на север: но здесь полководец их Лю Ио претерпел великое поражение от сяньбийского Тобы Илу. Лю Цун скончался в 318 году.
...Князь Лю Ио прибыл из Сианьфу и вступил на престол. В 319 году он перенес столицу в Сианьфу и династии своей принял название Чжао. Между тем полководец его Ши Лэ объявил себя государем с титулом ван, династию свою назвал Младшею [Хоу] Чжао, а столицу утвердил в восточной половине северного Китая в городе Шуньдэфу5. Сим образом северный Китай разделился на два государства, оба под владением южных хуннов. Желтая река была рубежом между ними. Лю Ио в 323 году довершил свои завоевания на западе, между тем Ши Лэ то же сделал на востоке. В 327 году Лю Ио и Ши Лэ начали войну между собою и продолжали ее с переменным счастьем до 328 года, в котором Ши Лэ, победив Лю Ио под стенами города Хэнаньфу, убил его. В следующем году Ши Ху, по поражении хуннов в Шанин, взял в плен наследника Лю Сю с 3000 князей и вельмож из хуннов и всех предал смерти. Здесь совершенно пресекся Дом хуннов, царствовавших на юге в северном Китае. Царствование их продолжалось 26 лет. [На смену его пришло второе царство южных хуннов под названием младшего дома Чжао, основанного домом Ши]
.
Я. Я. - Бичурин, Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, т. I, M -Л, 1950, стр. 139 - 140.


4. Битва при реке Фэйшуй1 
(Из "Цзинь шу")

Авангардное войско, которое состояло из пеших и конных отрядов военачальников... Чжан Цы,.. Фу Фана,.. Лян Чэна,.. Можун Вэн и ...Можун Чуя, всего до 250 тысяч человек, возглавлял главнокомандующий ...военачальник Фу Юн.
Фу Цзянь выступил из Чананя2 с 600 тыс. пехоты и 270 тыс. конных воинов. Повсюду на протяжении тысяч ли3 развевались знамена и гремели барабаны. Когда Фу Цзянь приблизился к Сянчэну4, солдаты из Лянчжоу5 только что подошли к Сяньяну6. Войска из Шухань7 спустились вниз по течению [Янцзы]. Войска из Ючжоу и Цзичжоу8 вошли в Пэнчэн9. С востока и с запада, по суше и по воде двигались они, растянувшись на 10 тыс. ли. 10 тыс. груженных продовольствием кораблей из Хуанхэ через Шимэнь10 вошли в реки Жуй и Ин11.
Фу Юн и его подчиненные атаковали и захватили Шоу-чунь12, захватили цзиньского полководца Ван Тай-цю. 50-тысячное войско под командованием Лян Чэна и подчиненных ему янчжоуского наместника [цыши] Ван Сяна и инянского тайшоу Ван Юна расположилось в Лоцзяни13. Они выстроили войска вдоль Хуайхэ, чтобы остановить восточные[китайские] армии. Лян Чэн несколько раз нанес поражение войскам вана (императора). Против Фу Юна один за другим по воде и по суше были посланы цзиньские военачальники: дуду14 Се Ши, цыши Сюйчжоу Се Сюань, цыши Юйчжоу Хуань И и полководец [фуго] Се Янь, всего с 70 тыс. человек. Не доходя двадцати пяти ли до Лоцзяни, они остановились, испугавшись войск Лян Чэна. Полководец (лунсянь) Ху Бинь, еще до этого обороняя Сяши15, испытывал под натиском Фу Юна крайние трудности. Продовольствие кончилось, но чтобы обмануть воинов Фу Юна и показать, будто у них есть зерно, цзиньцы веяли песок. Сами же тайно послали гонца к Се Ши и его подчиненным с сообщением: "Ныне разбойники16 очень сильны. Продовольствие кончилось. Боимся, что вас не дождемся". Воины Фу Юна схватили и пленили посланца. Тогда Фу Юн послал конного гонца к Фу Цзяню передать ему: "Разбойники малочисленны и их легко захватить в плен. Но боюсь, что они вскоре скроются, поэтому следует поскорее двинуть войска и захватить их руководителя". Фу Цзянь весьма обрадовался, но, опасаясь, что Се Ши и его подчиненные убегут, он оставил свои главные силы в Сяньчэне, а сам выступил с 8-тысячным отборным кавалерийским отрядом, скача днем и ночью. Он велел передать своим воинам, что если кто осмелится проболтаться о том, что он сам [повел отряд] к Шоучуню, то у того вырвут язык.
Се Ши и его подчиненные не знали об этом. Цзиньский полководец "лунсян" Лю Лао-чжи с отрядом из пяти тысяч стойких воинов внезапно ночью напал на Лян Чэна и его укрепления. Лян Чэн, а также Ван Сянь, Ван Юн и др.- всего десять военачальников, были убиты. Воинов и младших начальников было перебито 15 тысяч. Се Ши и его подчиненные и после разгрома Лян Чэна продолжали по суше и по воде двигаться дальше.
Фу Цзянь вместе с Фу Юном взошли на стены [Шоучуня] и наблюдали за войсками Вана. Они увидели, что войска построены в полном порядке и что начальники и солдаты - все отборные воины. Затем они взглянули на север, на гору Богуншань, и деревья и трава на ней показались им похожими на множество солдат. Фу Цзянь, обернувшись к Фу Юну, сказал: "И здесь также противник силен, так как же мне сказали, что он малочислен!" На лице его отразились разочарование и страх.
Когда ко двору цзиньского императора пришли первые известия о том, что Фу Цзянь двинулся на Гуйцзи17, Ван Дао-цзы под торжественный бой барабанов и звуки труб просил помощи у духа горы Чжуньшань18. Духу было преподнесено звание цзайсяна19 в государстве и то, что Фу Цзяню вместо деревьев и трав померещились люди, - разве это не проявление духа Чжуньшань!
Фу Цзянь послал к Се Ши и его подчиненным шаншу20 Чжу Сюя сказать: "Так как наши войска сильны, то хочу предостеречь вас и предлагаю сдаться". Чжу Сюй же из хитрости сказал Се Ши: "Когда миллионное войско Цинь21 выступит все полностью, то вы не будете в состоянии противостоять ему. Поэтому вам следует скорее сразиться, пока все это войско не собралось вместе. Если сломить передовой ряд, то можно будет достичь удачи в дальнейшем".
Когда Се Ши узнал, что Фу Цзянь находится в Шоучуне, то испугался и задумал измотать его войска, не вступая в битву. Се Янь же советовал последовать предложению Чжу Сюя и послал гонца к Се Ши, прося разрешения вступить в сражение. Тем временем Чжан Цы разбил Се Ши южнее речки Фэй. Несколько десятков тысяч солдат под командованием Се Сюня и Се Яня были выстроены в боевом порядке и поджидали Чжан Цы. Тогда Чжан Цы отступил и выстроил свои войска близ реки [Фэйшуй]. Войска вана [императора Цзинь] не могли перейти через реку и к Фу Юну был послан гонец передать: "Вы со своим войском далеко вторглись в наши пределы и расположили своих воинов близ реки. Вы, как видно, намерены долго ждать? Или же вы хотите сразиться? Если вы отойдете немного назад, то и ваши и наши военачальники и солдаты смогут броситься друг на друга. А когда вы и я, опустив поводья коней, будем наблюдать за битвой, разве это не радостно!"...

"Двадцать четыре династийные истории", кн. 5. Цзинь шу, гл. 114, стр. 5607,
Ксилограф, л. 6а, 6б.

...В войсках Фу Цзяня все говорили: "Следует позволить противнику преодолеть преграду - реку Фэй, так как нас много, а противник малочислен и превосходство сил очевидно". Фу Цзянь сказал: "Мы отступим и пусть противник перейдет реку, а затем я с несколькими сотнями тысяч своих закованных в железо всадников отброшу его к реке и уничтожу". Фу Юн также счел это правильным, и по их воле был подан сигнал к отходу всего стоя. В войсках же из-за этого началась паника и их нельзя было остановить. Воспользовавшись этим, Се Сюань, Се Янь и Хуань И с отборным отрядом в 8 тыс. человек переправились через реку Фэй. Войска Се Ши, отбиваясь от Чжан Цы, немного отошли назад, но к югу от реки Фэй Янь Си и Се Сюань, по-прежнему решительно сражаясь, продвигались вперед. Фу Цзянь был ранен стрелой, Фу Юн убит в бою22. Их войска были разбиты и бежали в разные стороны, в смятении топча друг друга. Утонувших в реке и убитых невозможно было сосчитать. Запруженная трупами река Фэйшуй перестала течь. Оставшиеся в живых, побросав доспехи, ночью поспешно скрылись. Когда они слышали доносимый ветром крик журавля, им казалось, что то идут войска вана [цзиньского императора]. Они брели по безлюдным землям и ночевали под открытым небом. От холода и голода гибло из десяти семь - восемь человек.
[Цзиньские войска] захватили колесницу Фу Цзяня, отделанную слюдой, целые горы одежды, оружия, военного снаряжения и драгоценностей, а свыше 100 тыс. захваченных коров, лошадей, ослов, мулов и верблюдов было приказано отправить во дворец императора.

"Двадцать четыре династийные истории", кн. 5, Цзинь шу гл. 79 отдел "Лечжуань", гл. 49, стр. 5370, Ксилограф, л. 86
III. Завоевание северного Китая сяньбийцами племени Тоба и создание Северо-Вэйского государства.
5. Из "Цзычжи тунцзянь ганму"
В 295 г. косоплеты1 разделили свое государство на три аймака.
...В 297 г. косоплет Ито перешел на северную сторону Песчаной степи для завоеваний и покорил на западе более тридцати владений.
...Со времени кончины Тобы Илу в Дай много было внутренних беспокойств. Поколения разделились и рассеялись. Шеигянь при его храбрости и уме в состоянии был сохранить наследие предков. Он первый установил штат чиновников и распределил им управление делами, важные государственные должности вверил природным китайцам, издал уголовные законы о бунтовщиках, убийцах и грабителях. Его постановления были ясны, судопроизводство беспристрастно и кратко; не было притязательных допросов, прикосновенных к делу, и народ успокоился. После сего с востока от Сумо на запад до Полона2, с юга от Инь-шань на север до Песчаной степи, все покорилось ему. Он имел несколько сот тысяч народа. В 339 г. Шеигянь собрал начальников поколений на совет о построении столицы при вершине реки Лэйшуй. Мать его Ван-шы сказала: "Мы со времен наших праотцов ведем кочевую жизнь. Ныне Двор в трудных обстоятельствах. Если поселимся в городе, и неприятели произведут нападение, то нам негде и укрыться будет".
.. Тоба Гуй3 до сего времени считался вассалом Дома Янь4; а ныне отложился, и в июне 395 года подошел к областям, прилегающим к укрепленной линии. Муюн Чуй отправил против него наследника Муюна Бао с 80 тыс войска. Муюн Бао пошел чрез Вуюань. Тоба Гуй, по совету своих полководцев, притворился отступающим. Взяв поколение со скотом и имуществом, переправился через Желтую реку на запад и уклонился на 1000 ли. Войска Дома Янь по прибытии в Вуюань взяли в плен до 30 тыс. семейств, собрали хлеба с полей до миллиона мешков и, расположившись у Желтой реки, приготовляли суда для переправы. В октябре Тоба Гуй подошел с своим войском к Желтой реке. Муюн Бао установлял войско для переправы, но ветром отнесло его суда к южному берегу. Когда Муюн Бао... пришел в Уюань, то Тоба Гуй занял дорогу в Чжуншань и приказал задерживать гонцов.
...Тоба Гуй отрядил с Тобою Цзунь 70 тыс. войска, чтобы преградить войскам Дома Янь дорогу на юг. В ноябре войска Дома Янь сожгли суда и ушли. В это время Желтая река еще не покрылась льдом Муюн Бао, наверное, полагал, что войска Дома Вэй не могут переправиться, и посему не ставил отводных караулов. В декабре, при внезапном ветре, река покрылась льдом, и Тоба Гуй, переправившись через нее, немедленно послал 20 тысяч отборной конницы для преследования. Когда войска Дома Янь пришли к услону [покатости] Сэньхэпо, то сильный ветер поднялся в тыл войскам, и воздух сгустился как стена Муюн Бао, для предосторожности на непредвиденный случай, отправил Муюн Лина с 30 тысячами конницы расположиться в тылу главного войска. Муюн Линь, считая сию предосторожность излишнею, распустил конницу на облаву и не взял никаких мер на непредвиденный случай. Войска Дома Вэй шли и рано и поздно; и когда подошли с запада к Сэньхэпо, то увидели войска Дома Янь на южной стороне восточных гор по услону к реке. Тоба, сделав нужные распоряжения, приказал ратникам с кляпцами во рту и с стянутыми мордами у лошадей скрытно идти вперед. На восходе солнечном они поднялись на гору, а внизу под ними расстилался лагерь неприятелей. Войска Дома Янь ужаснулись и пришли в замешательство. Тоба Гуй произвел нападение и побил до 10 тысяч человек. Тоба Цзунь по возвращении ударил с лица и взял в плен до 50 тысяч человек.

Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Сказскина С.Л., Хрестоматия по истории средних веков