Главная - Наука - История
ред. Сказскина С.Л. - Хрестоматия по истории средних веков Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 69 Размер файла: 1487 Кб Страницы: «« « 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 » »» 7. О выступлении Сумбада Гябра из Нишапура в Рей против мусульман и его смута Дело Сумбада разрослось. До того дошло, что вокруг него собралось 100 тыс. людей. Беседуя наедине с гябрами, он говорил: "Державе арабов пришел конец. Я нашел это в одной книге потомков Сасана. Не отступлюсь, пока не разрушу каабу, ведь ее установили вместо солнца. А мы снова сделаем своей киблой солнце так, как было в древности". Хур-рамдинцам же он говорил: "Маздак был шиит и я вам приказываю быть заодно с шиитами. Отомстите за кровь Абу-Муслима". И всеми тремя разрядами он правил. Он убил несколько сипах-сала-ров Мансура, разбивал его войска, пока семь лет спустя Мансур не назначил на войну Джумхур Ид-жли. Джумхур собрал войска Хузистана, Парса и пришел в Исфахан. Он повел с собою ополчение Исфахана, отправился к воротам Рея, три дня жарко бился с Сумбадом. На четвертый день Сумбад был убит рукою Джумхура. Все то сборище рассеялось; каждый возвратился в свой дом. Учения х^ррам-динцев и гябров смешались, они втайне сговаривались между собою, так что с каждым днем учение об общности становилось все более выработанным. Убив Сумбада, Джумхур отправился в Рей, кого нашел из гябров - всех убил, а имущество их разграбил, женщин и детей их взял в полон и держал в рабстве. О появлении карматов и батинитов в Кухистане, Ираке и Хорасане У Мухаммеда был один гулям хиджазец, имя его Муба-рик; он писал тем тонким почерком, который называют мукармат, по этой причине его звали Карматуйэ, он стал известен под этим прозвищем. Мубарик совершал тайно проповедь до тех пор, пока она не распространилась по окрестностям Куфы. Люди, что приняли его проповедь, были суннитами, некоторые прозвали их мубарики, другие карматами. Абдаллах сын Меймуна совершал проповедь этого учения в Кухистане; он был большой мастер в магии. Восстание карматов и маздакитов в округе Герат и Гур Правитель Герата Мухаммед сын Харсума известил в 295 году хиджры Справедливого эмира Саманида, что в предгорьях Гура и Гарджистана выступил некий человек, которого зовут Бу-Билал, к нему собираются люди всякого состояния. Он называет себя Дар ал-адл - "вместилище справедливости". Неисчислимое количество людей из округи Герата и окрестных краев идет к нему, присягает ему; их численность- свыше 10 тыс. людей. "Если проявить потворство его делу, то люди соберутся в еще большем числе Тогда дело станет труднее. Говорят, что он был налимом Якуба сына Лейса и совершает проповедь еретического учения в качестве заместителя последнего". Когда Справедливый эмир узнал об этом деле, он сказал: "Понимаю так: У Бу-Билаля начала кипеть кровь". Итак, он приказал Зикри, хаджибу: "Выбери пятьсот доблестных тюрок-гулямов, скажи, что им дадут дирхемы, в качестве командующего назначь Бигиша, он разумный гулям; скажи, чтобы ему дали 10 тыс. дирхемов и приготовили пятьсот кольчуг и верблюдов. Явись завтра вместе с ними в Джуи-Мулиан, пусть они пройдут передо мною, чтобы я осмотрел их" Хаджиб Зикри так сделал. А эмир написал послание Бу-Али Мервези: "Выдай дирхемы своим людям и выходи из города прежде, чем гулямы дойдут до тебя. Гулямы отправятся в Герат и соединятся с Мухаммедом, сыном Харсума". Он также написал послание Мухаммеду сыну Харсума: "Приготовься и выходи из города, тем временем к тебе подойдет Али и Бигиш". А Бигишу он сказал: "Если победишь, я дам тебе владение". Гулямам он сказал: "Это совсем не то, что война с Али сыном Шарвина или Амром сыном Лейса или Мухаммедом Харави. Там было много войска и снаряжения. Я доверю вам эту задачу. Бунтовщики показались у подножья гор Герата, они открыто объявили веру еретиков и карматов, по большей части они пастухи и земледельцы. Одержите победу, я подарю вам почетные одежды, одарю вас". Он назначил расторопного дабира в качестве их кадхуда. Когда Бигиш прибыл в Мерверруд, Бу-Али немедленно присоединился к нему со своими людьми. Он захватил головные участки путей, дабы бунтовщики не могли быть извещены. Когда дошли до Герата, к ним вышел Мухаммед сын Харсума со своим войском. Они захватили дороги, так что Бу-Билал не узнал ничего, вошли в горы, в трое суток перешли трудные горные тропы, наконец добрались до бунтовщиков, неожиданно их окружили, всех перебили, захватили Бу-Билаля Хамдана и десять других человек из их начальников. Спустя семьдесят дней они возвратились оттуда. Бу-Билаля заключили в темницу Старой крепости, там он и умер, других эмир разослал по различным городам, чтобы их там повесили. В Гуре и Гарджистане на некоторое время был пресечен их корень. Восстание Али сына Мухаммеда Буркаи в Хузистане и Басре совместно с войском негров Буркаи восстал в 255 году от хиджры Мухаммеда, - мир над ним! Несколько лет он соблазнял негров в Ахвазе и Басре, проповедовал и давал пророчества; он восстал в тот срок, в который с ними условился; негры стали с ним'заодно, они сперва взяли Ахваз, захватили Басру, весь Хузистан, схватили своих господ, перебили их, занялись преступлениями и насилиями Халиф Мутамид неоднократно посылал войска. Они их разбивали. Буркаи властвовал в течение четырнадцати лет четырех месяцев и шести дней. В конце концов он был захвачен Муваффаком братом Мутамида посредством хитрости Всех негров убили, Али сына Мухаммеда Буркаи повесили в Багдаде. Его вера была та же самая, что и вера Маздака, Бабека, карматов, еше хуже во всех отношениях. Восстание Бу-Саида Джаннаби и сына его Бу-Тахира в Бахрейне и Лахса Бу-Саид ал-Хусейн сын Бахрама ал-Джаннаби восстал в Бахрейне и Лахсе во времена Мутасима. Он призвал людей шиитской веры, которую мы называем батинитской, сбил их с пути и упрочил свое дело. Став могущественным, он принялся за грабежи по дорогам, объявил учение об общности имущества. Некоторое время прошло таким образом. Его убил один евнух. После этого в Бахрейне и Лахса не доверяли евнухам. Он имел сына. Его звали Бу-Тахир: он сел на место отца. Некоторое время он пребывал в благонравии, не хотел ничего знать об учении шиитов, держал себя далеко от развращенности. Но затем он отправил кого-то к проповедникам, потребовал их книгу, которую называют "Сокровищница вещаний седьмого имама". Прочитав ту книгу, он стал собакой. Он обратился ко всем, кто был в Бахрейне и Лахса: "Возьмитесь за оружие, вам предстоит дело". Приближалось время хаджжа1. Вокруг него собрались люди. Он их взял и повел на почитаемую Мекку. Ввиду хаджжа там сошлось неисчислимое множество людей. Он приказал: "Обнажите сабли, убивайте всех, кого удастся. Старайтесь, чтобы убить больше живущих рядом с Меккой". Те сразу набросились с саблями на народ и убили множество людей. Люди побежали в святилище, закрыли двери, поставили перед собой списки Корана, читали. Мекканцы вооружились, пошли на бой с Бу-Тахиром. Увидав это, Бу-Тахир отправил посланника: "Мы пришли на хаджж, а не на войну. Грех на вас, так как вы закрыли перед нами святилище, вот мы и прибегли к оружию. Удалитесь, не обижайте паломников, дайте и нам совершить хаджж, не то путь сей закроется и вы опозоритесь. Не мешайте нашему хаджжу". Мекканцы поверили их словам, - может быть, к ним проявлена была неприязнь, вот они взялись за оружие! - порешили под клятвой: обеим сторонам положить оружие и прекратить сражение. Итак, положили оружие, занялись обрядом обхождения вокруг Каабы. Увидав, что обладавшие оружием рассеялись, Бу-Тахир приказал сподвижникам: "Возьмите оружие, ворвитесь в святилище, избивайте всех, кого найдете снаружи и внутри". Они внезапно ворвались в святилище, обнажили мечи, стали избивать всех, кого находили. Из-за страха перед мечами люди бросались в колодцы, бежали на вершину горы. Сподвижники Бу-Тахира вынесли из помещения черный камень, разрушили золотой желоб, заявляя: "Так как ваш бог уходит на небо, зачем ему помещение на земле, непременно разграбим". Затем они сняли завесы с помещения, по-грабительски разорвали их на части. Они издевались и говорили: "Кто входит в него, тот безопасен, и он защитил их от страха. Вот вы вошли в дом, почему же вы не получили избавления от наших мечей? Если бы у вас был бог, он защитил бы вас от наших мечей". И еще говорили тому подобные речи. Они увели жен и детей мусульман; убили счетом с 20 тыс человек мужчин, не считая тех, что бросились в колодцы; Бу-Та-хир приказал бросать на них убитых, дабы те умерли под мертвыми. Они унесли все золото, серебро, благовония и утварь. Возвратившись в Бахрейн, они отправили проповедникам бесчисленные подношения из этих имуществ. В это время Муканна Мервези восстал в краях Маверан-нахра. Он сразу изъял шариат от своих соплеменников; сначала он совершал такую же проповедь, какую совершают батиниты, как делали Бу-Саид Джаннаби, Бу-Саид Магриби, Мухаммед Алави Буркаи, как делают их проповедники Все они были в одно время, дружили друг с другом и переписывались. Муканна Мервези построил в Мавераннахре некий механизм; он выводил из-за одной горы нечто вроде луны, в то же самое время, когда вставала луна, так что люди той округи видели; продолжительное время он держал высоко (?). Когда отвратил людей той страны от мусульманства и шариата, он объявил себя богом. В его правление было пролито много крови, произошло много сражений людей ислама против него. Долгие годы он пользовался без меры властью государя. Если все это припоминать, рассказ выйдет длинным. Предания о каждой из этих собак, которых мы упомянули, могут составить большую книгу. В какое время батиниты восставали, у них в то время было какое-либо имя и прозвище. В каждом городе их звали другим именем: в Алеппо и Египте их называют исмаили-тами, в Багдаде, Мавераннахре, Газнине - карматами; в Куфе - мубарикитами; в Басре - равандитами и буркаитами; в Рее - халафитами и батинитами; в Гургане - мухаммирэ, .в Сирии - мубайизэ, а в Магрибе - саидитами; в Лахсе и Бахрейне - джаннабитами; в Исфахане - батинитами; они же сами называют себя - талими. У них всех - да проклянет их господь! - одна цель: во что бы то ни стало разрушить мусульманство, оказать враждебность исламу, семье посланника,- мир над ним! - вводить людей в заблуждение. Глава о восстании хуррамдинцев в Исфахане и Азербайджане Теперь сей раб приведет несколько кратких слов о хур-рамдинцах, чтобы осведомить о них владыку мира. Когда ни восставали х>ррамдинцы, батиниты были с ними заодно, помогали им, так как корень обеих вер один и тот же. В 162 году, во времена халифа Махди, батиниты Гургана, которых называют "красные знамена", объединились с хуррамдин-цами. Они говорили: "Бу-Муслим - жив! Захватим царство". Они поставили своим предводителем Абу-л-Гара, его сына, двинулись на Рей. Они не различали между дозволенным и недозволенным, сделали жен общими. Махди написал послание по различным областям и Амру сыну ал-Ала, который был правителем Табаристана: "Объединяйтесь, выходите на сражение с ними". Они выступили, и то сборище рассеялось. Во время пребывания Харун ар-Рашида в Хорасане восстали в другой раз хуррамдинцы области Исфахана, Тармидаин, Капулэ, Фабика и других сельских округов. Много людей вышло из Рея, Хамадана, Дастэ, Гирэ и присоединилось к этому народу. Число их стало свыше 100 тыс. Харун послал из Хорасана на войну с ними Абдаллаха сына Мубарика с 20 тыс. всадников. Еретики испугались, каждый раздел людей возвратился на свое место. Абдаллах сын Мубарика написал послание: "Нам необходим Бу-Дулаф". Халиф прислал в ответ послание: "Весьма правильно". Они оба объединились. А хуррамдинцы и батиниты собрались во множестве. Опять они принялись за грабеж и разруху. Бу-Дулаф Иджли и Абдаллах сын Мубарика неожиданно произвели нападение, убили неисчислимое множество народу, детей их отвели в Багдад и продали. Восстание Бабека После этого прошло девять лет, восстал Бабек из Азербайджана. Этот народ вознамерился присоединиться к нему; услыхав, что войско преградило им путь, испугались, убежали. На другой год, во время Мамуна, в 212 году восстали хуррамдинцы из округа Исфахана; к ним присоединились батиниты. Отправились в Азербайджан и объединились с Бабеком. Мамун послал на войну с ними Мухаммеда сына Хамида ат-Таи и сначала приказал сразиться с Зурейком сыном Али сыном Садакэ, который, возмутившись, действовал в иракском Кухистане, где и совершал грабежи, нападая на караваны. Мухаммед сын Хамида поспешно отправился; он ничего не попросил из казнохранилища Мамуна, а дал войску деньги из своего казнохранилища. Он двинулся на войну с Зурейком, захватил его, а войско его уничтожил. Еретики рассеялись. Мамун отдал Мухаммеду Казвин и Азербайджан. Между ним и Бабеком произошло шесть великих сражений. В конце концов Мухаммед сын Хамида был убит. Дело Бабека взяло верх. Хуррамдинцы возвратились в Исфахан. Мамун очень опечалился гибелью Мухаммеда. Он немедленно заменил его Абдаллахом сыном Тахира, правителем Хорасана, и послал его на войну против Бабека, отдав ему также во владение Кухистан и Азербайджан. Абдаллах собрался и отправился в Азербайджан. Бабек не мог ему сопротивляться, бежал в весьма укрепленную твердыню, а его войско рассеялось. Когда пришел 218 год, опять восстали хурамдинцы Исфахана, Парса, Азербайджана и всего Кухистана. Так как Мамун отправился в Рум, они все назначили срок, одну ночь, и, подготовившись, восстали ночью во всех краях и городах. Разграбили города и в Парсе убили множество мусульман, а }йен и детей отвели в рабство. В Исфахане их главарем был некто Али сын Маздака; он произвел смогр у ворот города 20 тыс. человек и отправился вместе с братом на Кух. Бу-Дулаф отсутствовал. В Кухе находился его брат Макил, он не мог сопротивляться с 500 всадниками, бежал, ушел в Багдад. Али сын Маздака захватил Кух, разграбил, кого нашел из людей ислама - убил, а детей иджалийцев поработил. Вернувшись, он отправился в Азербайджан на соединение с Бабеком. Со всех сторон хуррамдинцы направлялись к Бабеку. Сначала их было 10 тыс., они увеличились до 25 тыс. В Кухистане находится городок, зовут его Шахристанэ, - они там собрались, и к ним присоединился Бабек. Затем Мутасим послал на войну с ними Исхака во главе 40 тыс людей. Исхак неожиданно напал на них, сразился, всех перебил,- в первой битве было убито 100 тыс. хуррамдинцев. Некое сборище двинулось на Исфахан, приблизительно 10 тыс. человек, с братом Али сыном Маздака; он разграбил исфаханские дома и селения, а женщин и детей увел в полон. Эмир Исфахана Али сын Иса отсутствовал. Казн и знатные отправились сражаться с ними, окружили со всех сторон, победили, многих убили, а жен и детей их поработили. После того через шесть лег Мутасим снова занялся делами хуррамдинцев и назначил Афшина. Афшин взял войско для войны с Бабеком, направился на войну. Они сражались два года. У Афшина и Бабека за эти два года было убито много людей. Наконец, Афшин, не сумев ничего поделать с Бабеком силой, прибегнул к хитрости. Он приказал ночью своему войску, сняв палатки, отойти на расстояние свыше десяти фарсангов и там находиться. Афшич направил человека к Бабеку: "Пришли ко мне мужа разумного и зрелого, я скажу ему кое-что, что станет полезным для нас обоих" Бабек прислал к нему человека Афшин сказал: "Передай Бабеку: у всякого начала имеется конец. Голова человека - не стебли лука, которые могут отрасти заново Мои люди по большей части перебиты, из десяти человек одного не осталось. Наверное и у тебя тоже самое. Давай заключим мир. Ты удовлетворись тем владением, которым обладаешь, сичи здесь, а я вернусь и получу для тебя от халифа еще владение, пришлю грамоту. Если ты не согласен на мой совет, выходи, дабы нам испытать сразу, кому из нас поможет счастье". Посланник ушел, а Афшин укрыл в горах и ущельях 2 тыс. всадников и 3 тыс. пехотинцев, чтобы они были в засаде наподобие отступающих. Когда посланник явился к Бабеку и объявил ему о количестве и свойствах войска Афшина, а такие же сведения принесли и лазутчики, он решил через три дня дать жестокую битву. Афшин же расставил войско в засаду справа и слева на расстоянии фарсанга и сказал: "Когда я обращусь в бегство, большинство его войска займется грабежами, лишь немногие будут меня преследовать, тогда вы появитесь из засады в их тылу и перехватите им дорогу, а там я повернусь и сделаю, что смогу сделать". Итак, в день сражения Бабек вывел войско более чем в 100 тыс. человек пехотинцев. Войско Афшина, судя по тому, что они увидели, показалось им ничтожным. Они вступили в сражение. С обеих сторон яростно сражались. Было много убитых. На закате Афшин обратился в бегство. Отойдя на один фарсанг от лагеря, он сказал знаменосцу: "Подними знамя". Повернулись, и все войско, которое подходило, остановилось. А Бабек раньше сказал: "Не занимайтесь грабежом, пока не отделаемся разом от Афшина и его войска". Итак, все бывшие с Бабеком всадники двинулись преследовать Афшина, пехотинцы же занялись грабежом. А за Афшином следовало по горам слева и справа 20 тыс. всадников Заметив на поле пехотинцев-хуррамдинцев, они перехватили дорогу из ущелья и стали действовать мечами. Афшин возвратился с войском. Бабек и его войско оказались окруженными и как они ни старались, не нашли путь к бегству. Подоспел Афшин и захватил его. До ночи нападали и избивали, убили свыше 80 тыс. Затем Афшин оставил там одного гуляма с 10 тыс. всадников и пехотинцев, а сам повел Бабека и других пленников в Багдад. Бабека отвели в Багдад с отличительным знаком. Когда взор Мутасима упал на Бабека, он сказал: "О, собака! Для чего ты поднимал смуту, убил столько мусульман?" Тот ничего не ответил. Он приказал отрезать ему руки и ноги. Бабеку отрезали одну руку, он обмакнул другую и помазал ею свое лицо. Мутасим спросил: "Эй, собака! Зачем ты это сделал?" Тот ответил: "В этом есть свой смысл. Вы хотите отрезать мои руки и ноги, - лицо же человека бывает румяным от крови, когда кровь выходит из тела, лицо бледнеет, - вот я и вымазал свое лицо кровью, дабы люди не могли сказать: его лицо побледнело от страха". Тогда халиф приказал зашить Бабека в сырую бычью кожу, чтобы оба коровьих рога пришлись к заушным впадинам. Кожа сохла, а его повесили живым, и он висел, пока не умер в мучениях. Что касается правил веры хуррамдинцев, они таковы: они признают разрешенным запрещенное, отвергают все, что является тягостью для тела, они отказались от шариата, как-то: намаза, поста, хаджжа, зякята, они считают дозволенным вино, имущество и жен людей, они удалились от всего, что является религиозной обязанностью. Сиасет-намэ, Книга о правлении вазира XI столетия Низам ал-Мулька. Перевод, введение в изучение памятника и примечания профессора Б. Н. Захсдера, М. -Л., 1949, стр. 206, 207, 2С8, 218 - 219, 220, 220-221, 223, 224, 224-227, 228. V. Из истории Йемена 8. Ибн Халдун1- из "Книги поучительных примеров" Выше, в - последней части "ас-Сийар ан-набавийа", мы уже изложили, как Йемен вошел в состав исламского государства благодаря присоединению его правителя Базана к призыву ислама, а он тогда правил Йеменом от имени Хос-рова2. Вместе с ним жители Йемена приняли ислам, и пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, назначил его эмиром всех областей Йемена. Его резиденцией стал Сан'а, столица тубба'а3. Он умер после того, как совершил прощальный хаджж, и пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, разделил Йемен между правителями, управлявшими им от его имени, и назначил Сан'а сыну Базана - Шахру ион Базану. Мы изложили также историю ал-Асвада ал-Анси, как он изгнал правителей пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, из Йемена, как он выступил против Сан'а, овладел им, убил Шахра ибн Базана, вступил в брак с его женой и захватил большую часть Йемена, и как большинство населения Йемена отступило от ислама. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, написал своим сподвижникам, правителям и тому, кто остался верным исламу. Они приобщили к своему делу жену Шахра ибн Базана, на которой женился ал-Асвад, с помощью ее двоюродного брата Файруза. Руководство этим делом принял на себя Кайс ибн Абд йагус ал-Муради. Он, Файруз и Дазвайх, с разрешения женыны ал-Асвада ночью напали на него и умертвили. Правители пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, вернулись в свои области. Это случилось незадолго до кончины [пророка]. Собрав рассеянные войска ал-Асвада, Кайс стал единолично править в Сан'а. Абу Бакр поручил править Йеменом Файрузу и тому из потомков персов, кто его поддерживал. Жителям Йемена он приказал оказывать Файрузу повиновение. Файруз напал на Кайса ибн Макшуха и одержал над ним победу. Потом Абу Бакр поручил ал-Мухаджиру ибн Абу Умайе4 сражаться с йеменскими вероотступниками, а Укриме ибн Абу Джахлу он приказал начать [сражение] с уманскими вероотступниками и потом присоединиться к ал-Мухаджиру. Впоследствии Йеменом правил Йа'ла ибн Myниах, он присоединился к Айше5 в Мекке, отправился вместе с ней и принял участие в Сражении верблюда6. Алий7 назначил правителем Йемена Убайдаллаха ибн Аббаса, а потом его брата - Абдаллаха8. Муавиа назначил правителем Сан'а Файруза ад-Дайлами, который умер в 539 году. Когда в 7210 году Абд ал-Малик послал ал-Хаджжаджа11 сражаться против Ибн аз-Зубайра12, он назначил его правителем Йемена. Когда к власти пришла династия Аббасидов, ас-Саффах13 назначил правителем Йемена своего дядю Дауда ибн Алий, и он правил им до своей смерти в 13314 году. На его место он назначил Мухаммада, сына его дяди по матери Зийада ибн Убайдаллаха ибн Абд ал-Мадани. Впоследствии, пока халифат не перешел к ал-Ма'муну15, Йеменом правили последовательно разные правителили, резиденция которых находилась в Сан'а. В областях появились да'и ат-талиб. В Ираке Абу ас-Сарайа из бану-шайбан принял присягу Ибрахиму Табатабу ибн Исма'илу ибн Ибра-химу, а этот Ибрахим был братом ал-Махди ан-Нафс аз-За-кии Мухаммада ибн Абдаллаха ибн Хасана. Беспорядки возрастали, и Мухаммад разослал правк1еж-й в различные места. Потом он был убит, и в Хиджазе присягнули Мухаммаду ибн Джа'фару ас-Садику. В 20016 году в Йемене выступил Ибрахим ибн Муса ал-Казим, но он не довел дело до конца. Ибрахим известен под прозвищем ал-Джаззар (мясник) из-за того, что он проливал кровь. Ал-Магмун послал свои войска в Йемен. Они покорили его области и увели многих знатных лиц. С тех пор Йемен пребывал в положении, о котором мы упомянем. Династия Зийадитов под главенством Аббасидов Когда к ал-Ма'муну пришли знатные люди Йемена, среди них был Мухаммад ибн Зийад из потомков Убайдаллаха ибн Зийада ибн Абу Суфйана17. Он снискал симпатии ал-Ма'муна и, ручаясь защитить Йемен от Алидов, добился своего и был назначен правителем Йемена. Он прибыл туда в 203 году, завоевал йеменскую Тихаму, западную прибрежную землю, и основал там город Забид, который он сделал своей резиденцией и столицей царства. Своим наместником в ал-Джибале он назначил своего мавла18 Джа'фара. Тихама была завоевана в борьбе с арабами-кочевниками. Мухаммад поставил им условия, чтобы они не ездили на верховых лошадях. Он овладел всем Йеменом. Ему изъявили покорность области Хадрамаут, аш-Шихра, Дийар кинда, и приобрел он достоинства тубба'а. В Санга, столице Йемена, жили бану йа'фуры из химьяр, потомки цзрей тубба'а. Под верховенством Аббасидов они единолично правили городом Сан'а. Кроме того, им принадлежали Байхан, Неджран и Джураш. Последним правил Ас'ад ибн Йа'фур, а после него - его брат Мухаммад Бану йа'фурн подчинились Ибн Зийаду. В Ассаре, в одном из царств Йемена, правил Сулайман ибн Тарф, он также изъявил покорность Ибн Зийаду. Впоследствии Мухаммад ибн Зийад погиб После него власть принял его сын Ибрахим, а потом--сын последнего - Зийад ибн Ибрахим, а потом его брат Абу-л-Джайщ Исхак ибн Ибрахим. Он правил долго, пока не состарился, достигнув восьмидесятилетнего возраста. Умара19 утверждает, что он правил Йеменом, Хадрамаутом и прибрежными островами 80 лет. Когда до Абу-л-Джайша дошла весть об убиении ал-Myia-ваккила20 и низложении ал-Муста'ина21, о произволе мавла, совершаемом ими в отношении халифов, он отказался платить дань, причитающуюся с Йемена. При выездах над его головой держали мизаллу22, как это делали при самодержавных персидских царях В его дни в Йемене выступил йахйа ибн ал-Хусайн ибн ал-Касим ар-Расси ибн Ибрахим Табатаба с призывом присягнуть Зайдитам. Он прибыл в Йемен из Синда, куда его дед ал-Касим, как об этом уже было сказано, сбежал после мятежа и гибели его брата Мухаммада, выступившего вместе с Абу ас-Сараией. Ал-Касим добрался до Синда, и там родился его сын ал-Хусайн, а потом и внук - йахйа ибн ал-Хусайн. йахйа появился в Йемене в 288 году, остановился в Са'де и стал призывать в пользу Зайдитов. Он выступил против Санса, вырвал его из рук Ас'ада ибк Йа'фура, однако впоследствии городом овладели потомки Ас'ада, а йахйа вернулся в Са'ду. Его последователи дали ему титул имама. Потомки йахии, о которых мы говорили выше, живут там и в настоящее время. В дни Абу-л-Джайша ибн Зийада в Йемене с призывом выступили также Убайдиты. В 340 году Мухаммад ибн ал-Фадл правил от их имени Аданом, Ла'а, Джибал ал-йеменом до Джабал ал-Музайхиры. У Абу-л-Джайша в Йемене осталась территория от аш-Шарджи до Адана в двадцать дней езды и от управляемой им самим области до Сан'а в пять дней езды. Когда Мухаммад ибн ал-Фадл благодаря этому призыву одержал победу над Абу-л-Джайшем, предводители окраинных земель: Бану Ас'ад ибн йа'фур в Сан'а, Сулайман ибн Тарф в Ассаре и Имам ар-Расси в Са'де покинули его. Абу-л-Джайш занял в отношении их примирительную позицию, в 37123 году он умер. Абу-л-Джайш увеличил свои доходы и расширил свое царство. Ибн Са'ид говорит: "Я видел счета доходов Абу-л-Джайша, и они достигали 1366 тыс. ассириских динаров, не считая налогов, взимаемых с пароходов Синда, с амбр, привозимых в Баб ал-мандаб, с мест ловли жемчуга, с острова Дахлак, налог с которого включал и 1000 пленных". Заморские абиссинские цари делали ему подарки и добивались его дружбы. После смерти он оставил малолетнего сына, которого звали Абдаллахом, говорят также Ибрахимом или Зийа-дом. Опеку над ребенком взяли на себя сестра Абу-л-Джайша и его мавла Рашид ал-Хабаши. Этот последний назначил своего раба ал-Хасана ибн Саламу ан-Нуби правителем в ал-Джибале. С этих пор сан везира последовательно переходил к абиссинским и нубийским мавла. Рашид пользовался абсолютной властью, пока государство Зийадитов в 40724 году не перестало существовать. Ребенок впоследствии умер, и власть перешла к другому из потомков Зийада, который был младше первого. Ибн Са'ид говорит, что Умара не знал его имени, так как тот полностью оказался во власти хаджибов25. Говорят, что этого второго ребенка звали Ибрахимом. Его опекали его тетка и Марджан - один из мавла ал-Хасана ибн Саламы. Он полновластно распоряжался делами потомков Заийада и их государством. У него были два мавла. Одного звали Кайсом, а другого - Наджахом. Заботы о царствующем ребенке он поручил Кайсу и отправил их в Забид. На-джаха он назначил правителем всех - кроме Забида, областей. В их число входили ал-Кадра и ал-Махджам. Кайса он предпочитал Наджаху, и между этими двумя возникло соперничество. Кайсу внушили, что тетка ребенка питала склонность к Наджаху и без ведома Кайса переписывалась с ним. С согласия своего господина он схватил ее вместе с ребенком и закопал их живыми. Кайс начал единолично править. При выездах над его головой держали мизаллу, и он чеканил собственные монеты. Эти события разгневали Наджаха, и он во главе войск двинулся против Кайса, а этот последний тоже выступил ему навстречу. Между ними произошли стычки и сражения. В последнем сражении Кайс потерпел поражение и вместе с 5 тыс. человек из своего войска был убит. В 41226 году Забидом овладел Наджах и закопал Кайса и его господина Марджана вместо ребенка и его [етки. Он сосредоточил в своих руках абсолютную власть и начал чеканить собственные монеты. Наджах написал в Диван ал-хилафа в Багдаде, и он был назначен правителем Йемена. Он продолжал править Тихамой, одержал победу над жителями ал-Джибала и вырвал его из рук правителей ал-Хасана ибн Саламы. Малики не переставали бояться его мощи до тех пор, пока в 45227 году его, по наущению Убайдитов, не отравил Алий ас-Сулайхи с помощью рабыни, которую ему послал Алий. После его смерти в Забиде правил его мавла Кахлан, потом Забидом овладел ас-Сулайхи. Yaman its early mediaeval History by Najm ad-Din 'Omarah al-Hakami; also the Abridged History of its Dynasties by Ibn Khaldun and an Account of the Karmathiаns of Yaman by Abu 'Abdl Allah Baha ad-Din al-Tanadi", ed. H, С. Кау, London, 1892, стр. 103 - 107 (арабск.). ЧАСТЬ II ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА, ЮЖНЫЕ И ЗАПАДНЫЕ СЛАВЯНЕ И ВИЗАНТИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (до XI в.) Классики марксизма-ленинизма о древних обществах у германцев и славян К ней (высшей степени варварства. - Ред.) принадлежат греки героической эпохи, италийские племена незадолго до основания Рима, германцы Тацита, норманны времен викингов. Ф Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства/ К Маркс и Ф Энгельс, Соч , т/ 21, 2 изд, стр/ 32 ...Германцы действительно вновь оживили Европу, и поэтому разрушение государств, происходившее в германский период, завершилось не норманно-сарацинским порабощением, а перерастанием системы бенефициев и отношений покровительства (коммендации) в феодализм и столь громадным увеличением населения, что менее чем через двести лет были без ущерба перенесены страшные кровопускания, причиненные крестовыми походами... ...Германцы были, особенно тогда, высокоодаренной ветвью арийской группы и притом находившейся в полном расцвете жизненных сил. Но омолодили Европу не их специфические национальные особенности, а просто их варварство, их родовой строй... Если германцы преобразовали античную форму моногамии, смягчили господство мужчины в семье, дали женщине более высокое положение, чем то, которое когда-либо знал классический мир, - что сделало их способными на это, как не их варварство, их родовые обычаи, их еще живые пережитки эпохи материнского права? Если они, по меньшей мере в трех важнейших странах, в Германии, Северной Франции и Англии, сумели спасти и перенести в феодальное государство осколок настоящего родового строя в форме общины-марки и тем самым дали угнетенному классу, крестьянам, даже в условиях жесточайших крепостнических порядков средневековья, локальную сплоченность и средство сопротивления, чего в готовом виде не могли найти ни античные рабы, ни современные пролетарии,- то чем это было вызвано, как не их варварством, не их способом селиться родами, свойственным исключительно периоду варварства? И, наконец, если они могли развить и поднять до положения всеобщей уже существовавшую у них на родине более мягкую форму зависимости, в которую и в Римской империи все более и более переходило рабство... форму, стоящую благодаря этому значительно выше рабства, при котором возможен лишь отпуск отдельного лица на волю сразу без переходного состояния (уничтожения рабства победоносным восстанием древний мир не знает), тогда как крепостные средних веков в действительности постепенно добивались своего освобождения "ак класса, - то чему мы этим обязаны, если не их варварству, в силу которого они не довели у себя эту зависимость до вполне развитого рабства: ни до античной формы рабского труда, ни до восточного домашнего рабства? Все жизнеспособное и плодотворное, что германцы привили римскому миру, принадлежало варварству. Действительно, только варвары способны были омолодить дряхлый мир гибнущей цивилизации. И высшая ступень варварства, до которой и на которую поднялись германцы перед переселением народов, была как раз наиболее благоприятной для этого процесса. Этим объясняется все. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 21, 2 изд. стр. 154, 155. У германцев... хозяйственной единицей первоначально являлась не индивидуальная семья в современном смысле, а "домашняя община", состоящая из нескольких поколений со своими семьями и притом довольно часто охватывающая и несвободных... У кельтов также, по-видимому, существовали подобные семейные общины в Ирландии; во Франции они сохранились в Ниверне вплоть до французской революции под названием parconneries, а во Франш-Конте они и до настоящего времени еще не совсем исчезли. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 21, 2 изд., Стр. 62-63. ...Патриархальная домашняя община с общим землевладением и совместной обработкой... была также переходной ступенью, из которой развилась сельская община, или община-марка, с индивидуальной обработкой земли отдельными семьями и с первоначально периодическим, а затем окончательным разделом пахотной земли и лугов. Ф Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф Энгельс, Соч., т. 21, 2 изд., стр. 63 ...У германцев построение боевого порядка в отряде конницы и е клиновидной колонне пехоты происходило по родовым объединениям; если Тацит говорит: по семьям и родственным группам, то это неопределенное выражение объясняется тем, что в его время род в Риме давно перестал существовать как жизнеспособная единица, Страницы: «« « 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |