Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Сказскина С.Л. - Хрестоматия по истории средних веков

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 69
Размер файла: 1487 Кб
Страницы: «« « 13   14   15   16   17   18   19   20   21  22   23   24   25   26   27   28   29   30   31  » »»

Феофилакт Симокатта, История, М., 1957,
стр. 154.
IV. Взаимоотношения славян с аварами
12. Из "Истории" Менандра
Менандр, прозванный Протиктором, написал в конце VI в. "Историю, повествующую о событиях с 558 до 582 года". "История" эта полностью не сохранилась и уцелела лишь в отрывках. Вследствие богатства и достоверности известий, особенно географического и этнографического характера, отрывки из Менандра принадлежат к важнейшим источникам по истории Византии VI в. Здесь имеются ценнейшие сведения о славяно-аварских и славяно-аваро-византий-ских отношениях в VI в.
...Эллада была опустошаема склавинами; со всех сторон нависли над нею бедствия. Тиверий не имел достаточных сил противостоять и одной части неприятелей, тем менее всем вместе. Не быв в состоянии выслать к ним навстречу войско, потому что оно было послано на войну восточную, отправил он посольство к князю аваров Ваяну, который в это время не был неприятелем римлян, но, напротив того, при самом вступлении Тиверия на престол хотел получить какую-нибудь прибыль от нашего государства. Итак, Тиверий склонил его воевать против склавинов, для того чтобы разоряющие римские области, отвлеченные собственными бедствиями, вернулись в свою родную землю, и, желая помочь ей, перестали грабить римскую. Приняв от императора посольство, Ваян не отказался от сделанного ему предложения. Вследствие чего был отправлен в Пеонию Иоанн, управлению которого были вверены острова и иллирийские города.
Прибыв в Пеонию, он перевез в римские области Ваяна и войско аваров на так называемых длинных судах. Говорят, что перевезено было в римскую землю около 60000 всадников, покрытых латами. Проведя их оттуда через Иллирию, Иоанн прибыл в Скифскую область и опять перевез их через Истр на судах, способных плыть взад и вперед. Как скоро авары переправились на противоположный берег, они начали немедленно жечь селения склавинов, разорять их и опустошать поля. Никто из живших там варваров не осмелился вступить с ними в бой; все убежали в чащи, в густые леса. Впрочем, движение аваров против склавинов было следствием не только посольства кесаря или желания Ваяна изъявить ему благодарность за оказываемые ему ласки; оно происходило и по собственной вражде Ваяна к склавинам. Ведь перед тем вождь аваров отправил посольство к Давриту и к важнейшим князьям склавинского народа, требуя, чтобы они покорились аварам и обязались платить дань. Даврит и старейшины склавинские отвечали; "Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу? Не другие нашею землею, а мы чужою привыкли обладать. И в этом мы уверены, пока будут на свете война и мечи". Такой дерзкий ответ дали склавины; не менее хвастливо говорили и авары. Затем последовали ругательства и взаимные оскорбления, и, как свойственно варварам, жестокими и напыщенными словами они возжигали взаимный раздор. Склавины, будучи не в силах обуздать свой гнев, умертвили посланников аварских. Об этом поступке узнал Ваян от чужих. Итак, он имел издавна причину жаловаться на склавинов и питал тайную к ним вражду, да и досадовал на них за то, что не покорились ему и притом нанесли ему великое оскорбление. Он желал вместе с тем выразить благодарность кесарю и, сверх того, полагал, что склавинская земля изобилует деньгами, потому что издавна склавины грабили римлян... их же земля не была разорена никаким другим народом.

"Historici graeci minores", ed. L. Dindorf, t. II, 1871
Цит. по "Вестнику древней истории", 1941, № 1, стр. 247-248
13. Из "Хроники Фредегара"
"Хроника Фредегара" - обычный для средневековых летописцев опыт всемирной хроники - возникла в VII в. в Галлии В ней содержатся важные известия о царстве Само, возникшем в результате освобождения восставших славянских племен от аварского ига, и о победоносных войнах Само с франкским королем Дагобертом ((529- 639 гг.).
IV, 48. В лето сороковое правление Хлотаря [ок. 623 г.] человек именем Само, по происхождению франк из города Санса, прибыл для торговли в сопровождении многих купцов к славянам, именуемым виниды. Славяне тогда начали поднимать восстание против аваров, именуемых гуннами, и царя их кагана. Виниды издавна были befulci1 гуннов, и когда гунны воевали с каким-нибудь народом, гунны со всем своим войском стояли перед лагерем, виниды же сражались; если [виниды] побеждали, тогда гунны подходили для захвата добычи, если же побеждали винидов, то они, опираясь на помощь гуннов, вновь собирались с силами. Потому именовали их гунны befulci, что, образуя в ходе битвы двойной отряд, они шли впереди гуннов. Приходя ежегодно на зимовку к славянам, гунны славянских дочерей и жен брали на ложе. Помимо других утеснений, славяне платили гуннам дань. Сыновья гуннов, коих породили они от жен и дочерей славянских, не желая в конце концов терпеть злобу и утеснения гуннов, отказались им подчиняться и, как я уже сказал выше, стали поднимать против них восстания. Когда виниды выступили против гуннов войной, купец Само, о котором я упомянул выше, пошел с их войском. Там проявил он удивительную доблесть в боях с гуннами, и огромное множество их было поражено мечом винидов. Ценя доблести Само, виниды выбрали его своим царем, и он счастливо правил ими в течение тридцати пяти лет. Много дали сражений гуннам в его правление виниды и благодаря его советам и доблести всегда одерживали над ними победы. Само взял двенадцать жен из племени винидов, от которых имел двадцать двух сыновей и пятнадцать дочерей.
IV, 68. В этом году2 славяне, именуемые виниды, убили в царстве Само большое множество франкских купцов и разграбили имущество их. Из-за этого началась распря между Дагобертом и Само, царем славянским. Дагоберт отправил к Само послом Сихария, требуя, чтобы дал справедливое удовлетворение за купцов, которых убили его люди, и за незаконный захват их имущества. Так как Само не хотел видеть Сихария и не разрешал предстать перед лицо его, Сихарий нарядился в славянскую одежду и [в таком виде] явился перед лицом Само вместе с людьми его. Все, что было поручено [королем], он объявил ему. Но по обычаю язычников и гордости их ни в чем Само не дал удовлетворения за проступки людей своих. Он только обещал учредить разбирательство тех и других обвинений, возникших между сторонами, дабы взаимно получили по справедливости. Сихарий, как неразумный посол, говорил Само неподобающие слова, на которые не был уполномочен. Именно [он говорил], что Само и народ царства его должны подчиниться Дагоберту. Само в ответ осторожно сказал: "И земля, которою мы владеем, и сами мы все будем Даго-бертовы, если он решит держать с нами дружбу". А Сихарий скачал: "Невозможно, чтобы рабы божий имели дружбу с собаками". Само же возразил: "Если вы - божьи рабы, а мы - божьи собаки, то так как вы постоянно действуете вопреки его повелениям, нам дано разрешение кусать и терзать вас". И выгнал от себя Само Сихария. Когда тот довел об этом до сведения Дагоберта, Дагоберт немедленно отдал приказ двинуть со всего королевства Австразии войско против Само и винидов. Войско пошло на винидов тремя отрядами; при этом и лангобарды двинулись на славян, нанятые Дагобертом. Славяне тоже повсеместно готовились к бою, и войско алеманов, предводимое Хлодобертом герцогом, на той территории, на которую оно вышло, одержало победу. Одержали победу также и лангобарды. И алеманы и лангобарды захватили при этом большое число славян пленниками. Австразийцы же, окружив крепость Вогатис-бург, где за стенами укрылось множество сил винидов, бились с ними три дня. Многие там из войска Дагоберта погибли от меча, прочие же бежали и, покинув палатки со всем имуществом, какое имели, вернулись восвояси. Много раз после того виниды врывались в Тюрингию и другие области королевства франков, опустошая их. Даже и Дер-ван, герцог племени сербов, которые тоже были славянами, но издавна подчинялись королевству франков, передался со своими [людьми] царству Само. Победа же, которую одержали виниды над франками, не столько завоевана была отвагою славян, сколько изменою австразийцев, так как они обвиняли Дагоберта в том, что гневаясь на них, он постоянно налагает руку на их имущество.

"Chtomcorum quae djcuntur Fredpgarn Scholastici hbn IV", ed B. Krusch, MGH,
Scr rerum Merovmijicarum, t. II, 1888, p. 144 - 145, 154
H. Грацианский, "Славянское царство Само", "Исторический журнал", 1943,
№ 5 - 6, стр. 41-42, 44.
14. Из "Хроники Сен-Галленского монаха"
СенТалпенский монах, живший в середине IX столетия и написавший сочинение "О деяниях императора Карла", сохранил нам опи-'сание аварских укреплений, "хрингов", которые были опорными центрами господства аваров над другими народами В результате совместных походов славян и франков против аваров "хринги" были уничтожены В основе описания Сен-Галленского монаха лежат рассказы АдальСерта, одного из участников похода Карла Великого и славян против аваров.
Земля гуннов, говорил он, [т. е. Адальберт], опоясана де-ьятью кольцами, укреплена девятью валами... Каждое кольцо было столь широким, что обнимало расстояние такое, как от Цюриха до Констанца; вал был сооружен из дубовых, сосновых и буковых бревен таким образом, что от края до края было 20 футов ширины и столько же высоты; середина же вся была заполнена каменными глыбами и вязкой глиной; а поверхность валов целиком покрыта дерном. Вблизи валов сажали кустарник, который, будучи подрезан и распластан на земле, дает чащу из побегов и листьев. Внутри этих укреплений расположены были отдельные дворы и деревни на расстоянии человеческого голоса. Напротив строений в этих неприступных валах были проделаны небольшие и неширокие ворота; через них выходили на грабежи как ближние, так и дальние [жители укреплений]. Второе кольцо, построенное так же, как и первое, имело до третьего ширину в 20 германских или 40 итальянских миль; и так до девятого кольца, причем сами кольца с каждым разом становились значительно уже. От кольца до кольца поселения и жилища были расположены так, чтобы отовсюду можно было услышать сигнал рожка.
Вот в эти-то укрепления и стаскивали гунны двести или даже больше лет подряд все сокровища Запада. Но так как и готы с вандалами нарушали мир и спокойствие, то западный мир оказался почти полностью опустошенным.

Я. Грацианский, "Славянское царство Само",
"Исторический журнал", 1943, № 5-6, стр. 42
15. Из "Анналов королевства франков"
"Анналы королевства франков" - официальная летопись, составлявшаяся при дворе Карла Великого Она сообщает очень краткие, но важные известия о заключительных этапах борьбы славян с аварами и о полном поражении последних
Год 796.. Эрик, маркграф Фриульский, послал людей своих с Войномиром славянином в Паннонию завладеть аварским хрингом (хринг был взят и разграблен).

"Хрестоматия по истории средних веков", т. I, M., 1953, стр. 35.
16. Из "Жизни Карла Великого" Эйнгарда
Эйнгард, современник и приближенный Карла Великого, оставил нам жизнеописание своего любимого государя, которое, несмотря на преувеличения, остается одним из важнейших источников по истории Каролингов.
Гл. XIII. [Разграбление аварского хринга]... Вся знать гуннов погибла в этой войне, вся слава исчезла. Все деньги и накопленные за долгое время сокровища были отняты. И человеческая память не сохранила, чтобы франки в какой-либо из войн более обогатились и более приобрели. До этого времени франки казались почти бедными, но теперь в хринге они нашли столько золота и серебра и в битвах захватили столько драгоценной добычи, что поистине можно сказать: франки справедливо отняли у гуннов то, что прежде гунны несправедливо отобрали у других народов.

Einhardi Vita Karoli Magni, Fontes ad histonaro regm Francoium aevi Karohm illustrandam, ed. R. Rau, Berlin, [1956], p. 182. Цит. по "Хрестоматии по истории средних веков", т. I, М., 1953, стр. 36.
17. Из "Анналов королевства франков"
Год 805... Недолгое время спустя, каган, глава гуннов, из-за нужды своего народа явился к императору, прося дать ему место для поселения между Сабарией и Карнунтумом1, так как из-за враждебных действий славян он не мог оставаться на прежнем месте жительства.
"Annales regm Francorum, Fontes ad historian! regni Francorum aevi Karolmi illustrandam", pars prima, ed. R. Rau, Berlin, [1956], p. 80, Цит. по "Хрестоматии по истории средних веков", т. I, М , 1953, стр. 36.
18. Из "Повести временных лет"
Си же обри воеваху на словЪнех, и примучиша дулЪбы, сущая словъны, и насилье творяху женамъ дулЪбьскимъ: эще поЪхати будяше обърину, не дадяше въпрячи ни коня, ни вола, но веляше въпрячи 3 ли, 4 ли, 5 ли женъ в телЪгу, и повести обърЪна; а тако мучаху дулебы. Быша бо ОбърЪ теломъ велици, а умомь горди, и Бог потреби я, и помроша вси, и не остася ни единъ объринъ. И есть притъча в Руси и до сего дне: погибоша аки o6pt>, их же несть племени, ни наслъд1:,ка.

"Повесть временных лет", ч. I, М. - Л., 1950, стр. 14.
V. Южные славяне в VI-XI вв.
19. Из сочинения "Об управлении империей" Константина Багрянородного
Константин Багрянородный, византийский император (913- 959 гг.), написал в 948-951 гг. для своего сына трактат "Об управлении империей" ("De administrando imperio"), где сообщает много известий о славянских народах.
Рассказ о Далматийской феме
Гл. 30... Издавна Далматия начиналась от пределов Дир-рахия, а именно от Антивара и доходила до гор Истрии, в ширину же она тянулась до реки Дуная. Все это пространство состояло под властью ромеев, и эта фема была славнее других фем запада. Завоевана же она была славянскими племенами таким образом...
...[Авары] покорили всю Далматию и поселились в ней. Только одни города Приморья не подпали под их власть, но остались за ромеями, потому что средства к жизни дает им море. Итак, видя, что земля эта прекрасна, авары поселились в ней. Хорваты же жили тогда за Баварией, где теперь живут белохорваты. Отделившись от них, один род, а именно 5 братьев: Клукас, Ловел, Косенц, Мухло и Хорват и две сестры: Туга и Вуга со своим народом пришли в Далматию и нашли авар, владевших этой землей. Повоевав между собой несколько лет, хорваты одолели и истребили часть авар, а других заставили покориться. Итак с тех пор страна эта осталась за хорватами. И в настоящее время существуют в Хорватии остатки авар и признаются аварами. Прочие же хорваты остались в стране Франкии и называются ныне белохорватами, т. е. "белыми хорватами" и имеют своего князя. Но они подвластны Оттону Великому, королю Франкии и Саксонии. Они не крещены и живут в связях и дружбе с турками [венграми]. От хорватов, которые пришли в Далматию, некоторая часть отделилась и заняла Иллирик и Паннонию. Они имели своего князя, независимого, дружески сносившегося с князем Хорватии. Некоторое время и далматинские хорваты подчинялись франкам, как встарь, когда жили в своей стране. Но франки были так жестоки к ним, что истребляли грудных детей хорватов, кидая их собакам. Не имея сил терпеть это от франков, хорваты отложились от них, умертвив и князей, ими поставленных. Поэтому на них было двинуто большое войско из Франкии, и после семи лет борьбы хорваты едва-едва одержали верх и уничтожили всех франков и их начальника, именем Коцилина. Будучи с тех пор независимы и самостоятельны, они попросили святого крещения от [архиепископа] Рима. И были посланы епископы, и крестили их при Порине, их князе.."
О хорватах и земле, теперь ими населяемой
Г л 31. Князь Хорватии с самого начала, т. е. с правления императора Ираклия, был подчинен императору ромеев, но никогда не был подвластен князю Болгарии. И никогда болгарин не ходил войной на хорватов. Только князь Болгарии Михаил-Борис пошел воевать с ними, но не имел никакого успеха и заключил с ними мир, при утверждении которого он одарил хорватов и получил подарки также от них. И никогда хорваты не платили дань болгарам, но часто из дружбы делали одни другим подарки... Крещеная Хорватия выставляет конницы до 60000, пехоты до 100000, до 800 сагин и до 100 кундур1. Сагины вмещают в себя по 40 человек, кундуры же [большие] по 20, а меньшие по 10 человек.
Эту великую силу и множество народа Хорватия имела до князя Красимира. Когда же он умер и сын его, Мирослав, процарствовав четыре года, был убит баном Привунией, и когда в земле начались междоусобия и большие раздоры, то уменьшилось и число находившихся в распоряжении хорватов конницы, пехоты, а также сагин и кундур. Теперь же она имеет 30 сагин, кундуры и большие и малые, конницу и пехоту.
Великая же Хорватия, называемая также "Белою", до сих пор остается некрещеной, как и соседние с ней сербы. Они выставляют меньше конницы и пехоты, чем прежняя Хорватия, потому что их слишком часто грабят франки, турки и печенеги. У них нет ни сагин, ни кундур, ни торговых судов, потому что море далеко: от моря до них 30 дней пути, а море, до которого доходят в 30 дней, есть так называемое "Черное".
О сербах и земле, теперь ими населяемой
Гл 32. Должно знать, что сербы происходят от некрещеных сербов, называемых также "белыми", живущими за Туркией в земле, называемой ими Бойки. С ними граничит Франкия, а также и Великая Хорватия, некрещеная, которая называется также "Белой". Там первоначально жили и эти самые сербы. Когда два брата наследовали после отца управление Сербией, то один из них, взяв половину народа, прибег к Ираклию, императору ромеев. Приняв его, император дал [ему] для жительства земли в области Фессалоники: Сервию, которая с тех пор и получила это название. "Сербы", по латыни значит "рабы"; оттуда и "сервулами" в просторечии называется обувь рабов, а сервулианами - те, кто носит дешевую и простую обувь. Такое название сербы получили оттого, что были рабами императора ромеев. По прошествии некоторого времени эти сербы задумали вернуться восвояси, и император отпустил их. Но, перейдя реку Дунай, они передумали и обратились к императору Ираклию через посредство Стратига, который тогда начальствовал над Белградом, прося отвести им для жительства другую землю. А так как теперешняя Сербия и Пагания, и так называемая Земля захлумлян, и Тер-вуния, и Земля каналитов были под властью императора ро-меев, но стояли опустошенные аварами, [так как те оттуда выгнали римлян, населяющих теперь Далматию и Диррахий], то император поселил этих сербов в этих землях, и они стали подвластны императору ромеев. Император [Ираклий], призвав из Рима пресвитеров, окрестил их, научил их хорошо исполнять [дела] благочестия и взял с них присягу в вечной верности. Когда Болгария находилась под властью ромеев, скончался тот сербский князь, который прибег к императору, и по наследству получил власть его сын, потом внук и так далее, князья из его рода. По прошествии нескольких лет произошел от них Вышеслав, от него Родослав, от него Просигой, а от него Властимир. До этого Властимира болгары жили в мире с сербами, любили одни других, как соседи, и пребывали в рабстве и подчинении у императоров ромеев, которые оказывали им благодеяния. При этом Властимире болгарский князь Пресиам пошел войной на сербов, желая покорить их. Но после трех лет войны он не только ничего не сделал, но даже погубил большую часть своего воинства. По смерти князя Властимира власть над Сербией приобрели трое его сыновей: Мунтимир, Строимир и Гойник, которые и разделили между собой землю...

Сочинения Константина Багрянородного "О фемах"
и "О народах", М, 1899, стр 117, 119 - 120, 125 - 129.
20. Летописные заметки (глоссы) болгарского переписчика на полях его рукописи - перевода стихотворной византийской хроники Константина Манассия
Константин Манассия (2-я половина XII в ) написал хронику, доведенную до 1081 г. Судя по количеству рукописей, она была очень распространена В середине XIV в (около 1345-1350 гг.) хроника Манассия была переведена на болгарский язык, как полагают, для болгарского царя Иоанна Александра На полях своей рукописи болгарский летописец написал замечания из истории болгар от заселения славянами Балканского полуострова (конец V в ) до падения первого Болгарского царства (1018 г). Этот памятник содержит много сведений о взаимоотношениях болгарских правителей с Византийской империей
1. [При описании царствования императора Анастасия 491-518 гг.] При Анастасии царе начали болгары занимать землю эту, перейдя у Бдина (Видина), и прежде начали занимать нижнюю землю Охридскую, а потом эту всю.
От выхода же Болгар до нынешнего времени прошло 870 лет.
2. [При описании царствования императора Константина Бородатого, 668-685 гг.] При этом Константине царе пришли болгары через Дунай и, разбив греков, отняли землю эту, в ней живут и доныне. Прежде же земля эта называлась Ми-зией. Будучи бесчисленны, они заняли и эту сторону Дуная и ту - до Драча (Дуррацо) и далее, ибо влахи, и сербы, и прочие - все они едины.
3. [При описании царствования императора Льва Иконоборца, 717-741 гг.] При этом царе Льве арабы напали на Царьград и на всю землю, но потонули в море, разбитые греками, а остальных всех истребили болгары.
4. [При описании царствования императора Льва, сына Константина, 775-780 гг.] При этом Льве был князем болгар Кардам.
5. [При описании царствования императора Никифора, 802-811 гг.] Этот Никифор царь отправился в поход на болгарскую землю при князе Круме и сначала победил его и похитил его богатства. Потом же Крум собрался со своими, оставшимися от поражения, напал ночью на царя и не только разбил греков, но и самому царю отрубил голову и оковал ее в серебро, и наливал в нее вино, давая болгарам пить.
6. [При описании царствования императора Михаила Ран-гави, 811-813 гг.] При этом царе князь Крум продолжал битву под Одрином (Адрианополем) и разбил его, и сам царь едва спасся бегством. Болгары же взяли все богатства царя и греков.
7. [При описании царствования Льва Арменина Иконоборца, 813-820 гг.] С этим царем Крум снова сражался во Фракии. Сперва болгары победили, но преследовали греков беспорядочно. Они возвратились, разбили их, и сам Крум едва не был пленен, так как его конь упал под ним.
8. [При описании царствования императора Михаила, 820- 829 гг.] При этом царе восстал некий грек по имени Фома и собрал многочисленное войско, желая отнять царство у Михаила. Но вышел болгарский князь Муртаг, разбил его и победил, так как великую любовь имел с Михаилом.
9. [При описании царствования императора Михаила, сына Феофилова, 842-867 гг.] При этом Михаиле царе и при матери его крестились болгары. Некогда, не знаю как, сестра болгарского князя была взята в плен греками и предана в царский дворец и была крещена и научена читать. В царствование же этих царей, так как был великий мир между греками и болгарами, она была обменена на одного боярина, Федора Куфару.
Вернувшись же на родину, она не переставала наставлять брата своего в вере христовой, пока не крестила его. Против него же, крестившегося, восстали болгары, желая убить его за то, что веру их оставил. Но он, выйдя на брань, победил их и с fex пор крестил одних добровольно, а других силою.
10. [При описании царствования императора Василия Македонянина, 867-886 гг.] При этом Василии царе крестились руссы 1.
11. [При описании царствования Льва Премудрого сына Василия Македонянина, 886-911 гг.] Этот Лев царь из неприязни к Симеону, царю болгар, неоднократно наносившему поражения войску его, призвал мадьяр, которые разбили его и взяли в плен болгар, а он [Симеон] заперся в Доростоле. Симеон же снова воевал с мадьярами, взял землю их, а самих разбил и, возвратившись оттуда, вел войну против греков и победил их.
12. [В царствование императора Константина VII - 911 - 959 гг.] При этом Константине царе Симеон, царь болгарский, вошел с миром в Царьград и получил благословение от патриарха, и обедал с царем и с ним. Выйдя оттуда, он начал покорять и в войне дважды победил греков.
13. [При описании царствования императора Романа Ла-капина, 920-944 гг.] При этом царе Романе болгарский царь Симеон много раз доходил со своим войском до Царьграда, зажег даже царский дворец, овладел Одрином и при этом царе умер. Внучка этого царя [Романа] стала женой царя болгарского Петра.
14. [При описании царствования Романа, сына Константина Багрянородного, 959-963 гг] При этом царе Романе Петр, царь болгарский, умер. Сыновья же его Борис и Роман, бывшие заложниками в Царьграде, отпущены были на свою родину.
15. [При описании царствования императора Никифора Фоки, 963-969 гг.] При этом Никифоре царе завоевали руссы Болгарскую землю, два раза в два года, так как царь Ники-фор просил Святослава [пойти] на них [болгар].
16. [При описании царствования императора Иоанна Ци-мисхия, 969-975 гг.] Этот Цимисхий царь, заняв Преславу, отнял все знаки царского достоинства, а самого Бориса отвел в Царьград, снял там с него царские одежды и назначил его магистром, что есть высокий сан у греков.
Овладев Преславой, Цимисхий с большим войском пошел на Святослава, князя русского, покорившего Болгарскую землю и находившегося в Доростоле, победил его и отпустил, и он (Святослав), придя к печенегам, там погиб со всеми своими.
17. [При описании царствования императора Василия II, сына императора Романа, 975-1025 гг.] Этот Василий царь разбил Самуила, царя болгарского, дважды и занял Бдин, и Плиску и Великую Преславу и Малую, и многие другие города. Также и Скоплье было передано ему Романом, сыном царя Петра, который владел им по повелению царя Самуила, потому что царство болгар простиралось до Ахрида и до Драча и далее.
Этот царь Василий нанес болгарам тяжелые поражения. Победив царя Самуила, он ослепил 15 тысяч болгар, оставив на каждые сто человек по одному человеку с одним глазом, и отправил их к Самуилу. Увидев их, он умер от яда.
С этого Василия Болгарское царство находилось под властью греческой даже и до Асеня, первого царя болгар.

И. Иванов, Български старики из Македония, София, 1931.
Цит. по "Хрестоматии по истории средних веков", т. Л, М" I960, стр. 180-184.
21. Недостойного Козмы Пресвитера беседа на новоявленную ересь Богумила (X-XI вв.)
...В годы православного царя Петра появился в Болгарской земле поп по имени Богумил, а по истине Богу не мил, который впервые начал проповедовать ересь в земле Болгарской, о которой скажем позднее... Начав изобличать их [бого-милов] учение и дела, кажется мне, что и воздух оскверняется от их дел и проповеди; но ради христолюбивого народа я раскрою лукавые речи их, чтобы никто не попал в их сети, но, уразумев обман их, уклонился бы от учения их...
По внешности еретики как овцы: кротки, смиренны, молчаливы и бледны, будто бы от лицемерного поста, праздного слова не скажут, не смеются громко, не проявляют излишнего любопытства, хоронятся от нескромного взгляда и на вид делают все так, что нельзя отличить их от православных христиан, но внутри они волки и хищники.
Люди, видя такое их смирение и считая их правоверными, приближаются к ним и спрашивают их о спасении души; они же подобны волку, хотящему схватить ягненка, сперва притворяются издыхающими и со смирением отвечают.., а где увидят простого и неученого человека, там сеют плевелы учения своего, хуля предания и установления святых церквей, о чем скажу дальше...
Никто из вас да не будет им другом...Ибо много соблазна и много неправды утвердится на земле, если в лености живущим не уклониться от них... Познавайте их от плода их, т. е. по лицемерию их, высокомерию их, по порицаниям их, и, познав, избегайте их, чтобы не быть осужденными с ними. Ибо, если кто будет врагом земного царя, то он недостоин жизни, но умирает с врагами его...
Но что говорят еретики: "Мы больше вас бога молим, бодрствуем и молимся, а не живем в лености, как вы"... Мы же им отвечаем: "Что вы хвалитесь, высокоумные еретики?.." И как, стреляя в мрамор, не только не прострелите его, но и отскочившая стрела ударит сзади стоящего, так и уча еретика, не только не научить его, но и кого-либо из неразумных развратить...
Еретики же разрубают кресты и делают из них орудия... Еретики не поклоняются иконам, но называют их кумирами... Еретики же насмехаются над костями праведников и смеются над нами, поклоняющимися им... Ибо что говорят [еретики]? Что бог не сотворил ни неба, ни земли, ни всего видимого. О кресте же господне так, пустословя, говорят: "Как ему поклоняться?"... Учат своих ненавидеть его, а не кланяться... Но кто не возрадуется, видя кресты на высоких местах, где прежде приносили в жертву бесам людей, закалывая своих сыновей и дочерей. Что говорят о святом причастии? Что причастие делается не божиим повелением... но как и всякая простая пища...
И вы [богомилы] осуждаете священнослужителя и все чины церковные, называя православных попов безрассудными фарисеями и лая на них, как собаки на всадника... Они же отвечают, говоря: "...почему не живете, как вам поведено?., попы напиваются, грабят и иное зло втайне творят и никто не воспрещает им этих злых дел"... Еретики не почитают пре-славную богоматерь, но много пустословят о ней, их же речи и дерзости нельзя описать в этой книге...
Еретики называют дьявола творцом человека и всех созданий божиих... и не только земное, но и небесное, говоря, что все существующее - от дьявола: небо, солнце, звезды, воздух, земля, человек, церкви, кресты... - все движущееся на земле, одушевленное и неодушевленное, считают дьявольским творением.
Еретики не признают святого крещения, презирая крещеных детей... называют их... богачами...
Они же учат своих не повиноваться властям своим, осуждая богатых, царя ненавидят, поносят старейшин, укоряют бояр, работающих на царя считают презренными и всякому рабу не велят работать на господина своего.
О мятущихся монахах и о хотящих уйти в монах и... если говорить, "невозможно живущим в этом мире спастись, так как с трудом нужно заботиться о жене и детях, еще выполнять работы земных владык, терпеть всякое зло от дружины и насилья от старейшин", то послушай, я скажу тебе,., если днем ты должен работать на господина.., не жалуйся, но лучше выполняй порученную тебе работу...
Видите ли, богатство не есть зло... Если же кто, убегая от нищеты и непосильной заботы о детях, уходит в монастырь, то они ищут там отдыха... Если ты беден, то, своими руками делая свой хлеб, кормись и корми им своих, избегая воровства и всякого зла.

И. Дуйчев, Стара бьлгарска книжнина, София, 1943,

Страницы: «« « 13   14   15   16   17   18   19   20   21  22   23   24   25   26   27   28   29   30   31  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Сказскина С.Л., Хрестоматия по истории средних веков