Главная - Наука - История
ред. Сказскина С.Л. - Хрестоматия по истории средних веков Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 69 Размер файла: 1487 Кб Страницы: «« « 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 » »» кн. 1, стр 103 - 117. Цит. по "Хрестоматии по истории средних веков", т. II, М., 1950, стр. 185-187. VI. Полабские и поморские славяне 22. Из Баварского Географа Анонимный Баварский Географ (866-890 гг ) оставил интересное описание славянских народов, живших на территории нынешней Германии, а также народов придунайских областей. Его труд, вероятно, преследовал чисто практические цели - быть путеводителем для баварских купцов. Древние славянские города, перечисляемые в таком множестве Анонимным Географом, представляются современным ученым в виде укрепленных городищ, хорошо известных нам из археологических раскопок. Описание городов и областей, лежащих к северу от Дуная. Ближе всего к пределам Дании находятся те, которых называют северными ободритами. Их область, имеющая пятьдесят три города, разделена между их князьями. Увильцев - четыре области и девяносто пять городов. Глиняне - народ, имеющий семь городов. Поблизости находятся те, которые называются бетеничи, мильчане и моричане, имеющие одиннадцать городов. Рядом с ними гаволяне, имеющие восемь городов. Рядом с ними находится область сербов, в которой много племен и которая имеет пятьдесят городов. Рядом с ними гломачи, имеющие четырнадцать городов. У чехов пятнадцать городов. Моравы имеют одиннадцать. Болгары, область которых огромна и народ велик, имеют только пять городов, так как великое множество из них [ведет кочевой образ жизни]1 и не нужно им иметь города. Есть еще народ, который называется меречанами: они имеют тридцать городов. Таковы области, которые граничат с нашими пределами. "Monumenta Poloniae Historica", t. I, Lwow, 1864, p. 10 - 11. Цит. по "Хрестоматии по истории средних веков", т. I, М., 1953, стр. 36-37. 23. Из "Деяний священников гамбургской церкви" Адама Бременского Адам Бременский, написавший свой труд около 1075 г., считается не только выдающимся историком, но и одним из первых немецких географов В своем сочинении он описывает главным образом события, происходившие в северной Германии, Дании, Швеции и Норвегии. Адам Бременский хорошо знал предшествовавших ему историков и с большой тщательностью собирал устные известия. Относительно скандинавских и частично славянских событий он получал информацию от датского короля Свена Эстритсона. Сведения о торговых путях на Балтике и славянских землях Адам Бременский черпал из рассказов купцов и миссионеров. Расселение славянских племен II, XXI. Славия - это очень обширная область Германии, населена винулами, которые некогда назывались вандалами. Славия в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей Славии ни своей внешностью, ни языком. Эта страна, очень богатая людьми, оружием и плодами, со всех сторон окружена крепкими естественными границами, образованными горами, покрытыми лесом и реками. В ширину, то есть с юга на север, страна эта простирается от реки Лабы [Эльбы] до Скифского [Балтийского] моря. Длина же представляется настолько значительной, что, начинаясь от нашей Гамбургской епархии, простирается через необозримые просторы вплоть до Баварии, Венгрии и Греции. Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные- это вагры, живущие на границе с трансальбин-гами. Их город, лежащий у моря, Старград. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, и их город Велеград [Мекленбург]. К востоку от нас [т. е. от Гамбурга] живут полабы, город которых называется Ратибором [Раци-бургом]. За ними глиняне и варны. Дальше следуют хижанеи чрезпеняне, которые отделяются от доленчан и ратарей рекой Пеной и городом Дыминым. [Хижане и чрезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и ратари - к югу. Эти четыре народа по причине их храбрости называют вильцами или лютичами - добавление средневекового комментатора] Там предел Гамбургской епархии. Есть еще и другие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой: гаво-ляне по реке Гавеле, дочане, любушане, волыняне и стодо-ране и многие другие, из всех них самыми могущественными являются ратари, живущие в центре. Их город - всемирно известная Ретра - седалище идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Ради-гость. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура. Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером, через которое построен для перехода бревенчатый мост, но через него разрешается проходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения оракула... Говорят, что от Гамбурга до храма четыре дня пути. IV, XVIII. Три острова должны быть выделены среди тех островов, которые лежат обращенными к славянской земле. Первый из них называется Фембре. Он расположен против области вагров так, что его, как и остров Лаланд, можно увидеть из Старграда. Второй остров расположен напротив виль-цев: им владеют руяне, очень храброе славянское племя, без решения которого, сообразно с законом, не предпринимаются никакие общественные постановления. Их боятся, поскольку они находятся в тесных сношениях, с богами, или скорее демонами, которым они воздают больше почитания, чем остальным. Оба этих острова полны пиратами и кровожадными разбойниками, которые не щадят никого из проплывающих мимо. Всех пленников, которых другие обычно продают, они убивают. Третий остров называется Семландией и находится поблизости от русских и поляков. Он населен сембами или пруссами, очень человеколюбивыми и самоотверженными людьми, которые всегда стремятся на помощь к тем, кто подвергается опасности в море или нападению пиратов. Описание города Волыни II, XXII. За землей лютичей, которые также называются вильцами, находится Одра, самая многоводная река славянской земли. Там, где Одра впадает в Скифское море, лежит знаменитейший город Волынь, отличный порт, посещаемый греками и варварами, живущими вокруг. О славе этого города, о котором УНОГО всего рассказывают, а часто и неправдоподобное, необходимо поведать кое-что достойное внимания. Волынь - самый большой из всех городов Европы. В нем живут славяне вместе с другими народами, греками и варварами. Даже и прибывающие туда саксы получают равные права с местными жителями, если только, оставаясь там, не выставляют напоказ своей христианской веры. Все в этом городе еще преданы губительным языческим обрядам. Что же касается нравов и гостеприимства, то нельзя найти народа более честного и радушного. В этом городе, полном товарами всех народов, ничто не представляется роскошным или редким. Там имеются и вулкановы сосуды [?], которые местные жители называют "греческим огнем", о подобных же писал и Солин... Из Волыни за короткий срок на гребном судне добираются до города Дымина, который лежит недалеко от устья реки Пены [там поблизости] живут и руяне; откуда до области Семландии, принадлежащей пруссам, расстояние такое, что из Гамбурга или же от реки Лабы в семь дней достигают Волыни, путешествуя сухим путем; если же хочешь ехать морем, то нужно в Шлезвиге или Старграде сесть на корабль, также попадешь в Волынь. Пустившись на парусах из Волыни, на четырнадцатый день прибудешь в Новгород, который лежит на Руси, где столица Киев, соперница Константинопольского скипетра, краса и слава Греции1. Adam Bremensis, Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum, Hannover und Leipzig, 1917, p. 75 - 79, 244-245,79 - 80. Цит. по "Хрестоматии по истории средних веков", т. I, М., 1953, стр. 37-39. 24. Из "Хроники" Титмара Мерзебургского "Хроника" Титмара, епископа Мерзебургского (ум. в 1018 г.), особенно ее последние четыре книги, рассказывающие главным образом о событиях в восточной Германии и славянских землях во время правления Генриха II (до сентября 1018 г.), является важным источником при изучении истории и культуры балтийских славян. Епархия Титмара охватывала славянские земли, сам епископ вступал в непосредственные сношения со славянами, понимал славянский язык и многое из описываемого в "Хронике" видел лично. VI, 23. Есть в земле ратарей некий город, по имени Ради-гощ, он треугольной формы и имеет трое ворот; со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и священный в глазах местных жителей. Двое ворот города открыты для всех приходящих; третьи, самые малые и обращенные на восток, ведут к морю, лежащему поблизостzи и на вид ужасному. У этих ворот не стоит ничего, кроме искусно построенного из дерева храма, в котором опорные столбы заменены рогами различных зверей. Стены его извне, как всякий может видеть, украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь; а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах, на каждом вырезано его имя. Главный из них, которого особенно уважают и почитают все язычники, называется Сварожич. Здесь находятся и боевые знамена, которые выносятся из храма только в случае войны и поручаются пешим воинам. VI, 24. Для тщательного охранения этой святыни жителями поставлены особые жрецы, которые только одни остаются сидеть, когда все прочие стоят, в то время, как совершаются жертвоприношения и умилостивляются боги. С таинственным бормотанием они начинают яростно раскапывать землю, чтобы по выброшенным жребиям узнать исход сомнительного предприятия. Кончив это, они прикрывают жребий зеленым дерном и с молитвой ведут коня, почитаемого за священного, через воткнутые в землю крест-накрест копья, и этим гаданием при помощи священного коня они ищут подтверждения выброшенным жребиям, по которым сперва что-нибудь уже разузнали. И если в том и другом случае окажется одинаковое предзнаменование, замышляемое дело приводится в исполнение, а если нет, то народ с печалью отказывается от задуманного предприятия. Верящие издавна различным заблуждениям, они считают, что если им угрожает продолжительная и жестокая война, то из упомянутого моря выходит огромный кабан с белыми и блестящими клыками, и многие видят, как он катается по болоту, сопровождаемый страшными сотрясениями земли. VI. 25. Сколько в той стране областей, столько там есть и храмов, и изображений отдельных демонов, которых почитают неверные; но среди них упомянутый город пользуется наибольшим уважением. Его посещают, когда идут на войну, а по возвращении, если поход был удачным, чествуют его соответствующими дарами; а какую именно жертву должны принести жрецы, чтобы она была желанной богам, об этом гадали, как я уже говорил, посредством коня и жребиев. Гнев же богов умилостивляется кровью людей и животных. Всеми этими племенами, которые вместе называются лютичами, не управляет один отдельный властитель. Рассуждая на сходке о своих нуждах, они единогласно все соглашаются относительно того, что следует сделать; а если кто из них противоречит принятому решению, то того бьют палками, а если он и вне собрания открыто противится постановлению, то либо имущество его предается огню и разграблению, либо он уплачивает в собрании определенную сумму денег, сообразную с его состоянием. Сами вероломные и непостоянные, от других они требуют постоянства и великой верности. Заключая мир, они отрезают прядь волос с головы, смешивают волосы с травой и подают правую руку. К нарушению мира их легко склонить даже и деньгами. Эти-то воины, некогда бывшие нашими рабами, а затем из-за наших грехов ставшие свободными, отправляются в сопровождении своих богов помогать королю. Thietman Merseburgensis episcopi Chromcon, Berlin, [1956], p 266-270 Цит по "Хрестоматии по истории средних веков", т. 1, М , 1953, стр. 39-40. 25. Из "Жизнеописаний Отгона Бамбергского" Оттон, епископ Бамбергский, соверши ч в 1124-1127 гг две поездки в страну поморян Подробное описание этих путешествии сохранилось в "Жизнеописаниях Оттона Бамбергского", которые были составлены по рассказам участников миссии Оттона и дошли до нас в трех вариантах Самым значительным из них является "Диалог об Оттоне, епископе Бамбергском", написанный Гербордом около 1158-1159 гг Эти "Жизнеописания" не только важнейшие источники для внутренней истории балтийских славян, их быта, нравов, политических учреждений и хозяйственного строя, но интереснейший документ, свидетельствующий о взаимоотношениях поморян с другими славянскими народами Земля поморских славян II, 41. Изобилие рыбы в море, реках, озерах и прудах настолько велико, что кажется прямо невероятным. На один денарий можно купить целый воз свежих сельдей, которые настолько хороши, что если бы я стал рассказывать все, что знаю о их запахе и толщине, то рисковал бы быть обвиненным в чревоугодии. По всей стране множество оленей и ланей, диких лошадей, медведей, свиней и кабанов и разной другой дичи. В избытке имеется коровье масло, овечье молоко, баранье и козье сало, мед, пшеница, конопля, мак, всякого рода овощи и фруктовые деревья, и будь там еще виноградные лозы, оливковые деревья и смоковницы, можно было бы принять эту страну за обетованную, до того в ней много плодовых деревьев. Но епископ не хотел, чтобы виноград отсутствовал в этой стране, и поэтому во второй свой приезд привез с собой полную кадку саженцев и велел их высадить в землю, чтобы по крайней мере было вино для причащения. Честность же и товарищество среди них таковы, что они, совершенно не зная ни кражи, ни обмана, не запирают своих сундуков и ящиков. Мы там не видели ни замка, ни ключа, а сами [жители] были очень удивлены, заметив, что вьючные ящики и сундуки епископа запирались на замок. Платья свои, деньги и разные драгоценности они содержат в покрытых чанах и бочках, не боясь никакого обмана, потому что они его не испытывали. И что удивительно, их стол никогда не стоит пустым, никогда не остается без яств; каждый отец семейства имеет отдельную избу, чистую и нарядную, предназначенную только для еды. Здесь всегда стоит стол с различными напитками и яствами, который никогда не пустует: кончается одно - тотчас же несут другое. Ни мышей, ни мышат туда не допускают. Блюда, ожидающие участников трапезы, покрыты наичистейшей скатертью. В какое время кто ни захотел бы поесть, гость ли, домочадцы ли, они идут к столу, на котором все уже готово. Общественные здания в Щетине II, 32. В городе Щетине находились четыре контыни. Но одна из них, бывшая главнейшей, выделялась украшениями и удивительной искусностью постройки; она имела скульптурные украшения как снаружи, так и внутри. Изображения людей, птиц и животных были сделаны так естественно, что казалось, будто они живут и дышат. И что надо отметить, как наиболее редкостное: краски этих изображений, находящихся снаружи здания, не темнели и не смывались ни дождем, ни снегом - такими их сделала искусность художников. Сюда они приносят, по давнему обычаю своих предков, определенную законом десятую часть награбленных богатств, оружия врагов и всякой добычи, захваченной в морских или сухопутных сражениях. Там же хранились золотые и серебряные сосуды и чаши, которые в праздничные дни выносились как будто из святилища. Знатные и могущественные люди гадали, пировали и пили из них. Там же хранили они в честь богов и ради их украшения огромные рога диких быков, обрамленные в золото и драгоценные камни и пригодные для питья, а также рога, в которые трубили, кинжалы, ножи, различную драгоценную утварь, редкую и прекрасную на вид... Там же было трехглавое изображение божества, которое имело на одном туловище три головы и называлось Тригла-вом... Три другие контыни почитались меньше и поэтому были менее богато украшены. Внутри их были только расставлены в круг скамьи и столы, потому что щетинцы имели обыкновение устраивать здесь совещания и сходки. В определенные часы и дни они собирались сюда затем, чтобы пить, или играть, или обсуждать серьезные дела. Кроме того, там стоял высокий густой дуб, а под ним находился излюбленнейший источник, который очень почитался простым народом, так как считали его священным, полагая, что в нем живет божество. Вечевой помост в Щетине III. 17. ...Сопровождаемый слугами, епископ последовал среди густой толпы язычников в центр рыночной площади. Там возвышались бревенчатые ступени, с которых обычно глашатаи и должностные лица города обращались с речью к народу. Стоя на этом помосте, епископ начал свою проповедь. Гул враждебно настроенной толпы голосом и движением руки успокоил вместо глашатая Витчак [один из именитейших граждан города]. Мостовые в Волыни П. 24. Улицы города были глинисты и болотисты и из за грязи повсюду были устроены мосты и настилы из досок, Дружина и военное дело II, 23. Неподалеку от города Камень жила вдова.., очень уважаемая и окруженная многочисленной семьей, деятельно правившая всем своим хозяйством. Муж ее при жизни имел свою собственную дружину в тридцать лошадей со всадниками, и это считалось в их стране весьма значительным. Силу и могущество знатных людей и военачальников там определяют количеством или числом лошадей. "Этот человек силен, могущественен и богат, - говорят они, - он может держать столько-то и столько-то коней". Так, услышав о числе коней, они понимали под этим числом воинов, ибо каждый воин обычно имеет только одного коня. А кони той земли велики ростом и сильны. Каждый воин сражается без щитоносца, носит на себе ранец и круглый щит, достаточно ловко и смело исполняет свою военную службу. Только князья и военачальники имеют одного, много - двух слуг. Труд зависимых людей в хозяйстве крупных землевладельцев II, 23. Наступило время жатвы. В один из воскресных дней, когда народ со всех сторон торопился в церковь, случилось, что упомянутая выше вдова ни сама не пошла в церковь, ни своим людям не разрешила пойти. Разгневанная, она приказала: "Идите жать на мои поля! Это полезней, чем молиться какому-то новому богу, которого из своей страны привез нам этот Оттон, епископ Бамбергский. На что он нам! Разве вы не видите, сколько добра и какое богатство дали нам наши боги и что всеми своими сокровищами, славой и изобилием вы обязаны их щедрости! Поэтому отступиться от их почитания будет величайшей несправедливостью. Итак, идите, как я вам сказала, жать наши нивы. И чтобы вы меньше боялись, приготовьте мне повозку; я сама поеду с вами в поле собирать урожай". Поехав на поле, она сказала: "Делайте го же самое, что делаю я". Едва только она, засучив рукава и подобрав платье, схватила в правую руку серп, а левой взялась за колосья, [как ее внезапно поразил удар]. Долговая кабала у славян Во время своего пребывания в Гостькове Оттон Бамбергский построил церковь К освящению ее приехал правитель города Мицлав. Епископ уговорил его отпустить заложников, содержавшихся ради денег в его темницах. III. 9. И призвав служителя, поставленного над пленниками, Мицлав предписал отпустить всех. Был также среди них знатный юноша, сын одного могущественного датчанина. Отделенный от остальных, он был закован в цепи и заключен в подземную темницу, так как его отец, будучи должен Миц-лаву пятьсот фунтов, оставил его в качестве заложника. Herbordi Dialogue de Ottone episcopo Bambergensi, Bibhotheca rerum Germanicarum, ed Ph Jaffe, t 5, Berlin, 1869, p 788, 777 - 779, 812, 768. 765-766, 801 Цит по "Хрестоматии по истории средних веков", т. I, М., 1953, стр. 40 - 43. 26. Из "Славянской хроники" Гельмольда Гельмольд, автор "Славянской хроники", будучи священником в Босове, жил в самом центре области вагров. Его "Хроника", написанная около 1172 г., - важный источник, рассказывающий о политических событиях в славянских землях. Вместе с тем Гельмольд сообщает нам ряд ценных наблюдений о быте и религии полабских славян. Тяжелый плуг ц славян I, 88. И предписал герцог славянам, продолжавшим оставаться в земле вагров, полабов, ободритов и хижан, чтобы они платили епископу подать, которую платят поляки и поморяне, т. е. с рала три мерки пшеницы и по двенадцать денежек ходячей монеты. Славянская же мерка на их языке называется корец. В славянский же плуг запрягают пару волов или лошадей. Значение религиозник центров I, 21. В те дни возникло большое волнение в восточной области славян, которые были разделены междоусобной войной. Существует четыре народа, называющиеся лютичами или вильцами и состоящие из хижан и чрезпенян, живущих к северу от реки Пены, и ратарей с доленчанами, находящихся к югу от Пены. Между ними разгорелся громкий спор о силе и могуществе. Ратари и доленчане по причине древности своего города и известности своего храма, в котором выставлено изображение Радигостя, хотели править над остальными, приписывая себе честь особенной знатности на том основании, что к ним приходили от всех славянских народов за ответом оракула и ради ежегодных жертвоприношений. Чрезпеняне и хижане отказались подчиниться и, напротив, постановили оружием защищать свою свободу, Роль жрецов II, 108. Царь у руян1 по сравнению с жрецом имеет более скромное значение. Ведь жрец исследует ответы оракула ч толкует выпавший жребий. Он зависит от приказания жребия, а царь и народ зависят от его приказаний. Гостеприимство славян Гельмольд вместе с епископом Герольдом совершает поездку по славянским землям. После пребывания в Старграде, следуя настоятельной просьбе князя вагров Прибыслава, они отправляются в его поместье. Этот отрывок особенно ценен тем, что здесь Гельмольд передает свои личные наблюдения. I, 83. После окончания священнослужения Прибыслав попросил, чтобы мы завернули в его дом, находившийся в отдаленном городе. И принял он нас с великим радушием, и устроил роскошный пир. Поставленный перед нами стол был загроможден двадцатью кушаньями. Тут-то я и узнал на собственном опыте то, о чем прежде слышал из народной молвы, что нет народа более славящегося гостеприимством, чем славяне. В созывании гостей все они настолько быстры, что никогда не приходится просить у них о приеме. Все, что получают в результате занятий землепашеством, рыболовством и охотой, они расходуют на угощение и считают того самым доблестным, кто всего расточительнее. Helmoldi Cronica Slavorum, ed B bchmeidler, 1937, Hannover, p. 174, 43, 213, 158 - 159. Цит. по "Хрестоматии по истории средних веков", т. I, М., 1953, стр 43-45. VII. Чехо-моравы и словаки в IX в. 27. Из "Хроники" Козьмы Пражского. Козьма Пражский - первый чешский хронист. Его "Хроника Богемии" была составлена в начале XII в. Кн. I, 10. Готвит породил Боривоя, который первый из князей был крещен в Моравии досточтимым епископом Ме-фодием во времена императора Арнульфа и Святополка, короля этой же Моравии. Мы считаем не лишним в этом месте нашего труда, хотя бы и в общих чертах, рассказать о том, что донесла до нас молва, а именно о войне, которая много дней назад, во времена князя Неклана, велась на поле под названием Турско (Tursko) между чехами и лучанами, которых теперь современники называют жатчанами по имени города Жатец (Sarz). Мы не обойдем молчанием, почему это племя исстари называется лучанами. Делится эта земля на пять областей. Первая область расположена возле реки Гутны, вторая - по обеим берегам реки Ушки, третья - вокруг бурной Бокницы. Четвертая, называемая также Лесная, расположена за рекой Мша. Пятая, расположенная в середине, называется Лука: красивая, плодородная, плодоносная, изобилующая лугами, откуда и получила свое название, так как Лука по-латыни означает луг (pratum). И так как эта земля первая, еще задолго до основания города Жатец (Sarz) была населена людьми, правильно, что ее жители по названию этой земли стали называться лучанами. Предводительствовал ими князь по имени Властислав, муж воинственный, смелый в битвах, в решениях чрезмерно коварный. Можно было бы назвать его счастливым на поле боя, если бы всесильная судьба не уготовила ему злосчастного конца. Ведь он часто начинал войну с чехами и всегда побеждал... так что [князья их], запертые в небольшом городе Левый Градек (Levigradec), со страхом ожидали там вражеских нападений. Сам он основал город, который назвал в честь своего имени "Властислав", между горами Медведь и Припек, т. е. на границе двух провинций: Белины и Литомержицы, и поселил в нем мужей коварных, чтобы устроить засаду против обоих племен, так как они помогали чехам. (Властислав решил подчинить себе все соседние племена чехов. Попытка эта не увенчалась успехом: лучане были побеждены.) Кн. I, 13. Затем чехи, напав на эту землю и не встретив никакого сопротивления, опустошили ее, города разрушили, деревни сожгли, захватили много добычи. Кн. I, 14. В год 894 воплощения господня Боривой принял христову веру... В этом же году Святополк, Король Моравии, спрятался, как повсюду говорили, в середине своего войска и нигде не показывался. Но потом задумался над своим положением и понял, что он, забыв о благодеянии, несправедливо поднял оружие против Арнульфа, своего императора, [сына которого он крестил]. Несправедливо, так как тот отдал ему в подчинение не только Чехию, но и другие области вплоть до реки Огры (Ohry) и далее по направлению к Венгрии вплоть до реки Гроны. Раскаиваясь, в середине ночи, в темноте, в то время как никто не знал об этом, он сел на коня, проехал через свой лагерь и отправился... к пустынникам. И так как никто не знал, кто он, его постригли и одели в одеяние отшельников. Пока был жив, так никто и не признал его. Почувствовав приближение смерти, поведал монахам, кто он такой, и сейчас же испустил дух. Королевством же правили сыновья его и притом несчастливо, так как его [королевство] частично захватили и разграбили венгры, частично - восточные тевтоны, частично опустошили поляки. Cosrnae Pragensis Chronica Boemorutn, ed В Bretholz, MGH, II, Berlin, 1923, p, 22-23, 29, 32. 28. Франкские источники о чехах и моравах IX в. Анналы королевства франков Год 805. В этом же году он [Карл Великий] послал свое войско с сыном своим Карлом в земли славян, которые называются чехами. Тот, опустошив их землю, убил их князя по имени Лех. "Annales regm Francorum, Fontes ad histonam regni Francorum aevi Karolim illustrandam", pars pnma, ed. R. Rau, Berlin, [1956], p. 80. Фульдские анналы Анналы, древнейшая часть которых была составлена в середине VIII в. в Фульдском монастыре Год 845. Людовик и сам принял христианскую веру на праздник Богоявления и приказал окрестить пожелавших ее принять четырнадцать чешских князей с их дружинниками. Год 846. [Людовик]... в половине августа отправился с войском в поход на моравских славян, замышлявших напасть на него. Там, устроив и уладив все по собственному желанию, он поставил над ними князем Ростислава, племянника Моймира. Оттуда с великими трудностями и с большой потерей войска через земли чехов вернулся домой. Год 870. Святополк, племянник Ростислава, руководствуясь собственной выгодой, вместе со своим королевством отдался под власть Карломана. Ростислав, сильно разгневавшись за это на племянника, начал строить козни и решил его, ничего не подозревавшего, удушить во время пира; но тот по милости божьей был спасен от грозящей ему смерти... Ростислав же, видя, что его замысел открыт, ринулся с войском на племянника, стремясь захватить его, но по справедливому решению божьему сам попал в расставленную им ловушку, так как был схвачен своим племянником, связан и доставлен Карломану... Карломан же, въехав в его королевство, занял без сопротивления все города и крепости, при помощи своих людей привел в порядок все дела королевства и, получив королевские сокровища, вернулся к себе. Страницы: «« « 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |