Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Сказскина С.Л. - Хрестоматия по истории средних веков

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 69
Размер файла: 1487 Кб
Страницы: «« « 17   18   19   20   21   22   23   24   25  26   27   28   29   30   31   32   33   34   35  » »»

45. Если какой-либо раб зарежет быка или барана, или свинью в чаще леса, то господин его отдаст скотину.
46. Если какой-либо раб, желая совершить ночью кражу, угонит из загона овец и если они погибнут или будут съедены дикими зверями, то пусть будет казнен на фурке, как убийца.
47. Если какой-либо раб, часто крадущий по ночам скот, причинит гибель стада, хозяин его понесет ответственность за погибшее, как знающий о виновности раба. Сам же он будет казнен на фурке.
48. Если кто-либо нашел быка, делающего потраву, и не передаст его хозяину его, но обрежет ему уши или ослепит, или обрежет ему хвост, то пусть не принимает его хозяин его, но возьмет взамен его другого.
49. Если кто-либо нашел поросенка, делающего потраву, или овцу, или собаку, пусть в первый раз передаст животное, затем, во второй раз, передавая, пусть сделает предупреждение хозяину его, в третий же раз пусть обрежет уши или убьет его и будет считаться невиновным.
50. Если бык, намереваясь войти в виноградник или сад, свалится в ров виноградника или сада и издохнет, то пусть неответственным будет считаться хозяин сада или виноградника.
51. Если бык или осел, намереваясь войти в виноградник или сад, напорется на колья изгороди, пусть неответственным будет хозяин виноградника или сада.
52. Если кто-либо поставил западню во время [сбора! плодов и если в нее попала собака или свинья и издохла, то неответственным будет хозяин западни.
53. Если кто-либо после первой или второй оплаты за потраву убьет и не передаст животного хозяину его, чтобы получить за потраву, - отдаст то самое, что убил.
54. Если кто-либо запер поросенка или собаку чужую и убил, в двойном размере заплатит.
55. Если кто-либо убьет пастушескую собаку и не сообщит об этом и произойдет нападение диких зверей на загон, затем же будет опознан убийца собаки, то отдаст все погибшее стадо вместе со стоимостью собаки.
56. Если кто-либо развел огонь в своем лесу или поле и случилось, что огонь распространился и сжег дома или плодоносные поля, то не осуждается, если не сделал этого при сильном ветре.
57. Сжигающий чужой холм [границу] [в вариантах: лес] или срубающий чужие деревья присуждается в двойном размере16.
58. Сжигающий ограду виноградника не только подвергается сечению и клеймению руки, но и ответит вдвойне за ущерб.
59. Срубающий чужие плодоносные виноградные лозы или вырывающий [с корнем] подвергнется отсечению руки и ответит за убыток.
60. Входящие во время жатвы в чужие границы и ворующие [в вариантах: срезающие] снопы или колосья, или бобы будут лишены одежд и высечены.
61. Входящие в чужие виноградники и смоковничные рощи ради потребления [плодов] будут безнаказанны. Если же • ради покражи - будут высечены и лишены одежд.
62. Ворующие плуг или сошник, или ярмо понесут ответственность за убытки по числу дней от того дня, когда произошла кража, за каждый день по двенадцати фоллов.
63. Сжигающие чужую повозку или ворующие пусть заплатят в двойном размере.
64. Бросающие в гумно или стога огонь из вражеской мести пусть будут преданы сожжению.
65. Бросающие огонь в сарай для сена или шелухи [соломы] пусть подвергнутся отсечению руки.
66. Разрушающие чужие дома самовольно или делающие непригодной ограду, намереваясь огородить или построить свои, пусть подвергнутся отсечению руки.
67. Если взяли поле в рост и обнаружено, что пользовались плодами с него более семи лет, пусть судья произведет расчет от семилетия и до него и со всего дохода половину засчитает в счет капитала
68. Захваченный в амбаре ворующим чужое зерно пусть будет высечен в первый раз сотней плетей и возместит убытки обкраденному; если же и вторично обнаружен, пусть будет высечен и оштрафован двойным возмещением покражи; если же и в третий раз - пусть будет ослеплен.
69. Ворующий ночью вино из бочки или из чана подлежит тому же наказанию.
70. Имеющие уменьшенную меру для жита и вина пусть будут высечены как нечестивые.
71. Если рабу передана для пастьбы скотина без ведома хозяина его [раба] и затем [в вариантах: поэтому] раб продаст ее или как-либо иначе сделает ее непригодной, пусть не ответственен будет и раб и хозяин его.
72. Если с ведома хозяина примет раб каким бы то ни было образом животных и съест или как-либо иначе уничтожит их, хозяин раба возместит ущерб хозяину животных.
73. Если проходил кто-либо по дороге и нашел изувеченную или убитую скотину и, сжалившись, донес, хозяин же скотины имеет подозрение, что повреждение было нанесено тем, кто донес, пусть поклянется об увечье; о погибели же пусть никто не расследует.
74. Обнаруженный убивающим чужую скотину по какому бы то ни было поводу возместит убытки хозяину ее.
75 Убивающий необходимую для стада собаку ядом пусть получит сотню плетей и отдаст двойную цену собаки ее хозяину; если же последовала и гибель стада, то убийца возместит весь ущерб, как виновник гибели сторожевого пса. Да будет освидетельствована собака, и если это был зверобойный пес, пусть будет, как мы сказали ранее; если же и простой, какие встречаются обычно, то [пусть отдаст] цену собаки и только
76. Если грызутся две собаки и хозяин одной ударил другую мечом или палкой, или камнем и если от этого удара она ослепла или издохла, или как-либо иначе пострадала, то убийца отдаст возмещение ее хозяину.
77 Если кто-либо, имеющий сильную собаку, разъяренную против других, натравил сильную собаку против более слабых и случилось, что какая-либо собака изувечена или издохла, то возместит ущерб хозяину ее и получит 12 плетей.
78. Если кто-либо сжал свою долю в то время, как доли соседей еще не сжаты, и привел свой скот и причинил ущерб соседям, то получит 30 плетей и возместит ущерб потерпевшему.
79. Если кто-либо снял урожай в своем винограднике и в то время, когда на многих полях плоды еще не сняты, приведет свой скот, то получит 30 плетей и отдаст возмещение за ущерб потерпевшему.
80. Если кто-либо самовольно, имея с кем-либо тяжбу, срубит виноградное или какое-либо другое дерево, наказывается отсечением руки.
81. Если кто-либо живущий в селении определил, что общинная земля [букв.: общее место] пригодна для сооружения мельницы, и займет ее и если затем после окончания сооружения сельская община [в вариантах: члены общины] заявит хозяину мельницы, что он присвоил себе общинную землю [букв.: общее место], пусть отдадут ему все причитающиеся платежи за издержки по устройству и станут сотоварищами с прежде сделавшим.
82. Если после раздела земли в селении кто-либо найдет на своей доле место, пригодное для построения мельницы, и озаботится этим, то не имеют права земледельцы с других доль возражать что-либо против этой мельницы.
83. Если вода, идущая к мельнице, опустошает возделанные земли и виноградник, то отдаст возмещение за ущерб [в вариантах: вставка - хозяин мельницы]; если же нет - пусть будет упразднена мельница.
84. Если владельцы возделанных земель не желают, чтобы вода проходила через их участки, пусть имеют на то право.
85. Если земледелец нашел чужого быка, творящего потраву в чужом винограднике, и не заявил хозяину его [быка], но, желая прогнать, убил или вообще изувечил, возместит его здоровым.

"Сборник документов по социально-экономической
истории Византии", М., 1951, стр. 103 - 108
16. Письмо патриарха Фотия1 ксенодоху2 Дамиану о насилиях динатов
Пришел к нам вчера, когда уже лампы зажигают, бедный человек (ведь беда его оказалась посильнее [сознания] несвоевременности [прихода]) и, плача, взывал на все голоса о милосердии, так что был способен смягчить и разжалобить даже зверя. Хитонишко, [единственное его] прикрытие в жизни, был на нем совершенно разодран, а лицо носило следы ударов от руки человека, что более прочего побуждает зрителей к сочувствию и слезам, а в особенности же меня, как только я узнал, что страдания бедняги - дело [рук] знакомых [мне лиц], и когда мне стало ясна и причина, по которой он претерпел мытарства, а именно: побои были расплатой за то, что он, будучи сначала обижен, не смолчал и не возжелал [отдать] эту землицу, благодаря которой у него еще теплились надежды на жизнь. Поэтому, когда и это было добавлено к прочему, я был совершенно подавлен и нич\ть не менее бедняги (ведь нельзя же сказать - больше) смущен духом. [Действительно], если бы кто видел мою печаль по тебе и по обиженному [тобою], разве не назвал бы ее удвоенной Избавь, человече мой, беднягу от несчастья, отдав несправедливо отнятое и раны [его] исцелив елеем благодеяния. Если же ты пренебрегаешь беднягой, то тогда мою разреши беду, скорее же - твою: ведь она твоя в большей мере, чем бедняги и нас, хотя, пожалуй, ты еще не осознал этого.

Photn Opera omnia, Patrologiae cursus
completus, series Graeca, t. 102, col. 952, А - В
17. Из новеллы императора Романа I Лакапина (919-944 гг.) против динатов1 о праве предпочтительной покупки земельных участков односельчанами (934 г.)
...Если вследствие каких-либо обстоятельств представится необходимость или появится собственное желание у владельца продать всю свою землю или часть ее, то пусть покупка будет предложена жителям того же селения или соседних полей или селений. Мы постановляем это не из ненависти .или зависти к сильным, но из благорасположения к бедным, ради их защиты и ради общего блага Ибо те, которые получили от бога власть и возвысились над толпой славой и богатством, те, вместо того чтобы, как это следовало бы, взять на себя попечение о бедных, смотрят на них как на свою добычу и досадуют, что не могут поскорее схватить ее... Итак, пусть никто впредь из высших и низших чинов гражданских, военных и церковных - ни сам собой, ни при помощи какого-либо посредствующего лица - не осмеливается вступить посредством покупки, дара или каким другим путем в какое-либо селение или деревню, покупая его земли в целом или хотя бы даже часть, так как всякое такого рода приобретение будет считаться недействительным и самое имущество со всякими улучшениями - подлежащим безвозмездному возврату прежним владельцам или их наследникам или же, в случае неимения таковых, жителям того же самого селения или имения ...2
Злоупотребление властью со стороны таких лиц, являющихся в села со множеством мистиев3, рабов и всякого рода спутников, не только увеличивает тяготы бедных и ведет за собой восстания, преследования, барщину, притеснения, вымогательства, но, как это поймет каждый способный прямо смотреть на вещи, служит к непосредственному и немалому государственному ущербу и вреду. Потому что именно крестьянское землевладение удовлетворяет двум существенным государственным потребностям, внося казенные подати и исполняя воинскую повинность. То и другое должно будет сократиться, если сократится число крестьян... Недавнее общественное бедствие4, наведенное на нас изменчивостью времен или, скорее, посланное нам в наказание за наши грехи, для многих было только удобным случаем для собственного обогащения. Вместо того чтобы проявить по отношению к бедным, страдающим от голода, человеколюбие или сострадание, они спешили деньгами или хлебом, или какими-либо другими выдачами купить по дешевой цене земельные участки несчастных. Они обнаружили большую жестокость, чем сама постигшая бедных горькая нужда, и даже в последовавшее за тем время продолжали быть для несчастных сельских жителей все тем же мором или же гангреной, въевшейся в здоровое деревенское тело, чтобы довести его до гибели.
Итак, кто из знатных, находящихся под вышеуказанным запрещением, после 1-го индикта5, т. е. после начала или конца голода, завладел целиком или частично участками в селах, получив обратно уплаченную ими цену, должны быть удалены оттуда или первоначальными владельцами, или их наследниками и родственниками, а за отсутствием их - соучастниками в уплате повинностей или целой общиной.
За сделанные улучшения вышеуказанные лица вносят подобающую сумму, если имеют для этого средства и желание; при отсутствии же того и другого пусть знатные уходят, взяв с собой материал, если только они произвели улучшения за свой счет, а не из имущества и трудов бедных. Но все это говорится о кажущемся справедливом приобретении путем покупки; дарения же или наследования и другие подобные обходные приобретения или хищения считаем и раньше и теперь... недействительными... и подлежащими безвозмездному возвращению прежним владельцам.
Тем людям, которых божье провидение по своей большой милости или другим непонятным основаниям возвысило из скромной доли на высшую ступень жизни, мы считаем справедливым оставаться при том наследстве и владении, которое им сначала досталось, и, преступая меры своего благосостояния, не делать несчастными своих соседей, грабя их имущество...
Если такие лица [бедные, превратившиеся в динатов] вступили во владение приобретенным ими имуществом ранее означенного в нашем законе срока [т. е. до начала года] и если притом они остаются с того времени все в том же положении, то и теперь мы позволяем им оставаться по-прежнему, причем им, как и всем другим [динатам], запрещается приобретать соседние имения. Если же они оказываются тягостными и несносными для соседей, причиняя постоянный и тяжкий вред убогим, то они должны быть удалены и даже изгнаны, в возмездие за свою строптивость и ненасытность подвергаясь лишению своей собственности...

"Сборник документов по социально-
экономической истории Византии", М., 1961, стр. 157-159.
18. Константин VII Багрянородный о расселении пленных арабов и о плате стратиотам
Константин VII Багрянородный - византийский император (913-959 гг.), автор ряда сочинений, посвященных политическому устройству империи.
Кн. II, гл. 49... Следует знать, что [пленные сарацины, принявшие крещение], должны получить от протонотария фемы на каждого из них по 3 номисмы1 и на упряжку быков - по 6 номисм, и на посев и пропитание - по 54 модия2 жита. Да будет известно [следующее] относительно пленников - зятьев, даваемых в хозяйства: если зять - сарацин вступит в дом стратиота или гражданского лица, то этот дом должен получить экскуссию3 на три года как от синоны, так и от капникона4; через три года этот дом должен вновь платить и си-нону, и капникон. Да будет известно, что даваемые [в хозяйства] пленники и другие лица, если они получают землю для поселения, в течение трех лет пребывают свободными от всех государственных повинностей и не вносят ни капникона, ни синоны. По истечении трех лет они платят и синону, и капникон.
Да будет известно, что стратиот-всадник должен иметь недвижимого имущества, т. е. земли, на 5 литр5 или, самое меньшее, на 4 литры. Да будет известно, что стратиот царского флота должен иметь недвижимого имущества, т. е. земли, на 3 литры. Следует знать, что сохранилось [следующее] постановление: во время похода пусть не набирают в войско корысти ради новичков - соплателыциков, но лишь самих стратиотов. Если же они обеднели, им придаются со-плателыцики, чтобы с их [помощью стратиоты] имели возможность выполнять свою воинскую службу. Если же они совершенно разорились и не могут выполнять свою воинскую службу даже с [помощью] приданных им соплателыциков, то они лишаются [земли] и переводятся в разряд легко вооруженных, к числу которых [относятся] и цаконы6, [посылаемые для разведки] в укрепления [противника]. Земли этих стратиотов не продаются никому, но передаются в казну, и если затем кто-нибудь из лишенных [земли] получит возможность вернуться [к прежнему состоянию], он приобретает свой надел и вновь начинает отбывать свою воинскую службу.

Constantmi Porphyrogeniti De cerimoniis aulae
byzantinae hbri duo, vol. I, Bonnae, 1829, p. 694-696
19. Из новеллы императора Константина VII (913-959 гг.) о воинских участках
Как в теле голова, так в государстве войска: от того или иного состояния их неизбежно меняется все, и кто не прилагает большой заботы о них, тот грешит против собственного благополучия, если только можно считать общее благо своим, а так как с течением времени имущества воинов, дававшие им средства к существованию и жизни, расстроились, то наше царство привело их в лучшее положение в интересах общей пользы.
1. Итак, мы постановляем уже раньше неписанным обычаем утвержденное: именно, что воинам нельзя продавать имения, с которых они отправляют воинскую службу, но для каждой службы должно сохраняться недвижимое имущество в 4 литры для всадников. К ним мы приказываем присоединить и зачисленных во флот моряков фем Эгейского моря, Самоса и Кивирреотов7, так как они несут тяжелую службу, сами снаряжая суда и ставя на них гребцов А обслуживающим царские суда на жалованье морякам и прочим уже теперь вошел в силу обычай иметь для каждой службы недвижимое имущество в 2 литры, что и нам кажется достаточным. Итак, если такое недвижимое владение имеют люди, внесенные в список той или другой военной службы, то они и должны сохранять неотчуждаемым участок и передавать его наследникам каким угодно законным путем, но вместе с лежащей на нем повинностью. Воинский участок не может быть передан ни по наследству, ни по завещанию лицам, характер или положение которых несовместимы с военной службой, т. е. лицам сановным.
Если же .имение при переходе по наследству подвергается разделу на неравные доли, то обязанность должна распределяться сообразно с количеством земли, какое получит каждый, т. е. владельцы должны складываться и сообща ставить одного вооруженного человека.
а) ...если у внесенных в списки стратиотов есть наследники, то они сообразно со степенью своей родственной близости имеют преимущественное право покупки и вместе с тем право вчинять иск для возвращения воинских имений, захваченных насилием властелей или просто неправильно отчужденных владельцами; если же ближайшие сродники не могут или не хотят этого делать, то право судебного иска переходит к более отдаленным родственникам;
б) затем оно принадлежит складчикам и сокопейникам, т. е. лицам, которые сообща ставят и вооружают стратиота или сами лично несут вместе военную службу, а если таковых нет, то более бедным и нуждающимся стратиотам, принадлежащим одному податному тяглу, дабы они могли из этих имений восполнить недостаток средств и могли оправиться до степени состоятельности...
[Ранее] всякий, кто имел значение и силу, захватывал себе необозримые территории и превращал несчастных поселян, на них сидевших, как бы в рабов своих...
Таким образом, те, которым доставалось начальствовать над войском, все без исключения - как будто уже закон требовал, чтобы стратиг вел себя подобным образом, - подвергали своих стратиотов всяческим мытарствам и вымогательствам, либо, получив хорошие подарки, совсем освобождали их от военной службы. Это были люди продажные и в то же время беспечные и невоинственные: трусливее муравьев и хищнее волков. Не умея брать дань с врагов, они обирали подданных. Немногого недоставало, чтобы довести дела до окончательной катастрофы; благодаря их поведению Ромей-ское государство пришло к краю гибели... Чтобы обеспечить их [императорских законоположений] действительное исполнение на будущее время и навсегда, мы определяем, что, кто будет держать стратиота в виде парика или захватит насилием его землю, с которой он должен нести военную службу, тот подвергнется взысканию в количестве 36 номисм, из коих половина должна идти стратиоту, для того чтобы он мог восстановить себя в первобытном своем состоянии, а другая половина поступает в казну в возмещение службы, которой государство было лишено. Если же имение не было захвачено силой, но приобретено покупкой, то полагается штраф в пользу казны в 24 монеты и купленное имение отбирается без права вчинять иск о возвращении покупной цены... А тот, кто осмелится держать стратиотов для собственных послуг, отняв их у войска, подвергнется штрафу в 6 номисм за один год в пользу казны...
 "Сборник документов по социально
экономической истории Византии", М., 1951, стр. 160 - 162.
20. Постановление магистра Косьмы о париках (середина X в.)
Если надел, принадлежащий епископии, был сдан на правах эмфитевсы1 или аренды со всей юридической строгостью и если было указано, что имеет место аренда или эмфитевса, сделка имеет силу и в соответствии с ее содержанием эмфи-тевт или арендатор имеет право владеть и пользоваться [участком], полученным им в аренду или эмфитевсу. Если же не имела места аренда или эмфитевса, но [поселенцы] обосновались на принадлежащем епископии наделе на паричском праве2, они приобретали3 паричское право на эти [земли], ограниченное волей и желанием господина вчинить им иск; [такие отношения также] имеют силу и законное основание. Вступивший [на господскую землю] в качестве парика или инквилина (???????)4 не может ни продать, ни сдать в аренду переданный ему надел Поэтому, если они вступили и поселились в качестве париков на наделе, принадлежащем еписко-пии, пусть они не смеют передавать эти земли другим лицам даже в том случае, если они возвели на этих [землях какие-то] сооружения; если же они будут уходить, пусть епископия, являющаяся владычицей и госпожой своего надела, возьмет его назад, выдав парикам один только материал для сооружения дома. Если же так случилось, что парики продали какие-то [земли] посторонним [лицам], эта продажа не имеет [законной] силы, ибо она не опирается на строгие юридические основания и к тому же является бессмысленной, коль скоро продавцом выступил не собственник; поэтому еписко-пии беспрекословно возвращаются ее земли, если только время не придало [сделке] силы, т. е. если с момента продажи еще не прошло сорока лет. Итак, возбудив против них процесс и опираясь на всю строгость законов, [епископия] не встретит препятствий в возвращении [владений; буквально: в исключении], если только не [возникнет] бесспорного препятствия в [факте] долголетнего [владения].

Ф. И. Успенский и В. В. Бенешевич, Вазелонские
Акты. Материалы для истории крестьянского
и монастырского землевладения в Византии
XIII -XV веков, Л., 1927, стр. XXXV -XXXVI.
21. Парики в XI в.
Письмо Михаила Пселла5
Угождай могущественным лицам, возлюбленный мой племянник6, угождай, сколько ты можешь, но щади и более слабых и в том числе патрикия, сына иканатиссы7. Узнав, что парики его монастырей собираются улететь прочь с мест, которые они населяют, он огорчился душевно и просит гебя через наше посредство, чтобы они не покидали монастырской парикии Патрикий этот - благородный [человек] и происходит из знатной семьи, однако невелики у него источники для счастливого существования: собирает он честным путем по капле необходимое для жизни. Так не заграждай ему каналы, но лучше сам приоткрой.
С. Sathas, Bibhotheca graeca medn aevi,
Vol. V, Venetia - Paris, 1876, p. 381.
III. Ремесло и торговля в IX-X вв.
. 22. Из "Книги эпарха"1 (конец IX - начало X в.)
Титул VII
О КАТАРТАРИЯХ2
§ 1. Те, которые очищают шелк, могут покупать шелк-сырец, привозимый из-за границы, лишь в количестве, какое могут обработать; если же будут уличены в том, что продают его в необработанном виде или же, тайно входя в соглашение с богатым лицом, покупают и закладывают сырец, будут подвергнуты ударам плетьми, острижению волос и лишены права заниматься ремеслом.
§ 2. Более бедные из катартариев, а также те из метакса-риев3, которые не включены в список, мужчины или женщины, не имеющие возможности закупать сырец, привозимый из-за границы, и покупающие шелк от метаксопратов4, должны приплачивать по одной унции5 на каждую номисму, затраченную при покупке шелка метаксопратами.
§ 3. Если какой катартарий желает быть принятым в коллегию метаксопратов, то, если он не раб, должен заявить об этом эпарху, должен представить свидетельские показания в том, что он бросает обработку шелка-сырца, и после этого он будет зачислен в коллегию, выплачивая, как полагается по уставу, две номисмы
§ 4. Катартарий не должны самовольно производить закупку шелка-сырца, но только по приглашению метаксопратов, заключая вместе с ними товарищество, должны покупать шелк-сырец согласно обоюдному соглашению, не увеличивая, не снижая цены.
§ 5 Кагартарии, желающие покупать шелк-сырец для обработки, должны сначала записаться у эпарха, притом [представить свидетельские показания], что они не являются рабами, не слишком бедны и не имеют о себе дурную славу, но что они принадлежат к числу почтенных людей. Это делается, чтобы шелк-сырец не распылялся по слишком мелким частям, чтобы не расходился по неизвестным путям использования и чтобы не попадал в руки людей посторонних и неучтенных.
§ 6. Если же кто из катартариев будет уличен в том, что в кабаке пропивает сырец или же что он совершает противозаконное, или же если это болтливый человек, ругающийся "лошадиной бранью" и смутьян, такой катартарий будет подвергнут побоям и с позором изгнан из коллегии, чтобы не распродавал (шелка-сырца).
Титул XIV
О ЛОРОТОМАХ6'

Страницы: «« « 17   18   19   20   21   22   23   24   25  26   27   28   29   30   31   32   33   34   35  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Сказскина С.Л., Хрестоматия по истории средних веков