Главная - Наука - История
ред. Сказскина С.Л. - Хрестоматия по истории средних веков Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 69 Размер файла: 1487 Кб Страницы: «« « 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 » »» 7. Папирус о договоре энапографов со своим господином Апионом (577 г.) В 12-й год царствования бож[ественнейшего] и [благоче-стив]ейш[его нашего владыки], величайшего благодетеля Фл[а-вия] Юстина, вечного августа и автократора10, во второй год консульства их милости и Фл[авия] Тиверия, также [прозванного] новым Константином, нашего счастливейшего кесаря, в 22-й пахон11 10-го инд[иктиона]12. Фл[авия] Апиона, славнейшего и великолепнейшего, бывшего ординарного консула13 и патрикия14, владеющего землей здесь, в Новом городе Юстина, через Мену, раба, действующего в его интересах и принимающего на себя для своего владыки, этого славнейш[его] мужа, руководство и ответственность [за исполнение дел], приветствуют ваши земледельцы энапографы15 Аврелии: Фойваммон - управляющий, сын Правта, и Фив - сын Папнуфия, и Авраамий - сын Филиппа, и Макарис - сын Анупа, и Фойваммон - сын Папоэ, и Папнуфий - сын Анупа, и Авраамий - сын Папнуфия, и Павел- сын Гора - все происходящие из поселка Льва, принадлежащего вашему великолепию. Мы признаем этой нашей письменной гарантией, что готовы, неся взаимную ответственность, в счет господского урожая дать вашему великолепию во время сбора винограда в месяце Месорё16 текущего 10-го инд[иктиона] с господских виноградников вашего владения вино за 11-й - с божьей помощью - индиктион - три тысячи господских сосудов вина по восемь секстариев17 [в каждом] вместе с оставшейся задолженностью [за] текущий 10-й ин-д[иктион], то [есть] вин[а]: господ[ских] сос[удов] 3 тыс. по [восемь се]кс[тариев]. И их мы [обязуе]мся доставить к [вашему] погребу сполна и без утайки. [Если же не сд]елаем [эт]ого, то обязуемся отдать за каждый книдий...18 под ответственность нашего имущества]. "The Oxyrhynchus papyri", part. XVI, London, 1898, № 1896. II. Славянская колонизация и развитие феодальных отношений в VII-XI вв. 8. Осада Константинополя аварами, славянами, персами Год 617. В этом году царь персов Хосрой набрал новое войско, собрав иноземцев, граждан, рабов и людей всякого рода. Это войско он отдал под командование военачальника Саиса, присоединив к нему еще пятьдесят тысяч, взятых из войска Сарвара, назвал их "носителями золотых копий" и послал против императора. Сарвара же с оставшимся у него войском он послал на Константинополь, чтобы, договорившись с западными гуннами (их называют также аварами), с аварами, склавинами и гепидами, тот двинулся вместе с ними на город и осадил его. И узнав это, император разделил свое войско на три части: одну он послал защищать город, другую отдал под командование своему брату Феодору, приказав ему идти войной на Саиса, а третью часть взял сам и двинулся в Лазику... А Сарвар подошел к Халкидону, и авары из Фракии, приблизившись к городу, хотели захватить его. Придвинув к нему множество машин, они в несметном множестве, превосходя числом [противника], приплыли с Истра на выдолбленных челнах и заполнили весь залив "Рога". И после десяти дней осады города с суши и с моря они были побеждены благодаря силе и помощи бога и молитвам непорочной девы богородицы. И, потеряв великое множество на суше и на море, они отступили с великим стыдом. А Сарвар, осадивший Халкидон, не отступил, но перезимовал там, производя набеги и опустошая земли и города на другом берегу. Theophanes1, Chronographia, t. II Bonnae, 839, p 484 - 485 9. О нападении славян на Фракию и Македонию На Иллирию и на всю Фракию (от самого Ионийского залива вплоть до пригородов Византия), между которыми находится страна Эллада и земля херрониситов2, гунны, славяне и анты совершали почти каждый год нападения, [начиная] с года [527], когда принял державу ромеев Юстиниан [I], и творили нестерпимые дела ее людям. Ведь при каждом вторжении было здесь, я думаю, более, чем по двадцать мириад убитых и пленных ромеев, так что вся эга земля оказалась настоящей скифской пустыней. Ргосорп Caesanensis anecdota, ed. M. Kjaschemnmkov, Jurievi, 1899, p. 85. 10. О состоянии византийских городов после нападения славян ..Мидяне и сарацины разорили огромные пространства Азии, а гунны, славяне и анты всю Европу. Одни города они разрушили до основания, в других же начисто забрали все деньги, а людей поработили, [уведя] вместе со всем их имуществом. Вся страна обезлюдела из-за ежедневных набегов [этих врагов] Однако [Юстиниан I] не отменил налога ни для одного изо всех этих городов, кроме, разумеется, захваченных [неприятелями], да и то только на один год. Ргосорп Caesantnsis anecdota, ed M Kraschenmmkov Jurievi, 1899, p 106 11. О переселении славян в Малую Азию После Константина [IV]3 царствовал в течение десяти лет его сын Юстиниан [II]4. Выступив в поход в западные области [империи], он отразил огромные полчища славян, встречая одних из них войною, а других - словом. Отобрав из них тридцать тысяч и сделав воинами, он назвал их примерным войском. Итак, вооружив их, приблизив к себе и доверившись их храбрости и союзу с ними, он пишет сарацинам, что не скрепляет письменно уже согласованного между ромеями и сарацинами мира. Взяв затем эту примерную (а вернее - неверную) рать и прочие войска, он ушел к Севастополю5. Приходившие в город сарацины предупреждали императора не отвергать того, что было согласовано с [взаимными] клятвами, ибо сам бог станет тогда судьею и мстителем за них. [Но] император решительно не принял дела мира и выстроился для битвы. Сарацины, разумеется, тотчас порвав уже написанную хартию мира и нацепив ее на острие копья, устремились против ромеев. И когда произошло столкновение [противников], двадцать тысяч из тех славян перешло к сарацинам. Поэтому ромеи потерпели сильное поражение и бесчисленное их [множество] было перебито. Справедливость и победа перешли к неприятелям, поучая [нас] никогда не преступать божественной клятвы, хотя бы она была дана врагам и неверным. Император же, прибыв как беглец к побережью Левката6, уничтожил остальные десять тысяч славян вместе с их женами и детьми. Поэтому сарацины, еще более осмелев с тех пор, сильно разоряли'Романию, имея с собою и двадцать тысяч перебежавших на их сторону славян. Georgu Monachi Chronicon, ed. C. de Boor, vol II, Lipsiae, 1904, p 729-731 12. Вифинские славяне (694-695 гг.) Печать с упоминанием вифинских славян опубликована впервые Б. Панченко (Памятник славян в Вифинии VII века, "Известия Русского археологического института в Константинополе", т. 8, 1902). Здесь учтена поправка к чтению Панченко, сделанная Г. Шломберже (G. Schlumberger, Byzan-tinische Zeitschrift, Bd. 12, 1903, S. 277). Датировка печати дана по Г. Острогорскому (G. Ostrogorsky, History of the Byzantine State, New Brunswick - New Jersey, p. 117). [Печать] Апоипата7 пленных славян эпархии Вифинии. 13. Схолия Арефы1 к Монемвассийской хронике о нападении славян на Византию На четвертый год его [Никифора I]2 царствования произошло переселение жителей Пелопоннесских Патр3, отечества нашего, из Калаврского города Ригиоса4 (обратно) в древний городок Патры. Ведь [население] города было, собственно, изгнано, переселенное народом славян, обрушившихся войною на Первую и Вторую Фессалии, а кроме того, на [страну] энианов5 и на [область] тех и других локров, эпикменидских и озольских6, наконец, на древний Эпир, на Аттику, Эвбею и на Пелопоннес. Они выгнали [отсюда] природные эллинские народы и сокрушили их, а сами поселились [и жили здесь] от шестого года царствования Маврикия7 до четвертого года [правления] Никифора [I], когда восточная часть Пелопоннеса, от Коринфа до Малеи8, оказалась свободной от славянина и туда был послан стратиг для Пелопоннеса. Один из этих стратигов, происходящий из Малой Армении, из рода, носящего имя Склиров, столкнувшись с народом славян, одолел их в войне и совершенно уничтожил. Он предоставил возможность издревле [населявшим эти места] жителям восстановить свои очаги. Ведь и упомянутый император, узнав, куда [нужно было] совершить переселение, повелел, чтобы народ его вернулся на издревле [населяемую им] землю, и предоставил Патрам, бывшим до этого епископией9(?), права митрополии. P. Charanis, The Chronicle of Monemvasia. Dumbarton Oaks Papers, V. Cambridge, Massachusetts, 1950, p. 152. 14. Славянские поселенцы в Македонии в начале XI в. Протокол свидетельских показаний от 22 мая 1008 г. (из архива Ивирского монастыря) [В начале грамоты поставлены кресты пяти свидетелей: священника Павла, отца Иоанна Звездицы, экзарха Иоанна Стой-ины, священника Георгия и монаха Павла]. Во имя отца и сына и святого духа мы, вышеупомянутые: Павел Поплавица, отец Иоанн Звездица, экзарх Иоанн Стойина, собственноручно поставившие в соответствии со всем содержанием честные и животворные кресты. Благословен господь, отец господа нашего Иисуса Христа, который благословен вовеки. Мы знаем и свидетельствуем, что хорафий10, который возделывает архидиакон [Константин], принадлежал Фаззели; он был господином хорафия и его наследники, а священник Павел обрабатывал этот [хорафий] и платил морту11 тому Фа-зелли и его наследникам в течение долгого времени. Свидетельствует перед богом. Так и я, отец Иоанн Звездица, знаю, что господином этого хорафия был Фаззели, по имени Стефан Пестарис, муж Сиры, дочери Феофании. После того, как умерла Фео-фания, его теща, этот Стефан решил удалиться от мира и со страхом божиим и [всей] истиной- продал мне этот хорафий, который возделывает архидиакон Константин. Помню, был он свободен и не были его господами наследники Сиры. И я, экзарх Иоанн Стойина, со страхом божиим и [всей] истиной знаю и помню, что хорафий, который отдал скромнейший монах, священник и игумен Климского монастыря пречистой богородицы, сын Иоанна Грузина12, архидиакону Константину, а тот возделывал его - [этот хорафий] принадлежал Фаззели, который был его господином; после смерти Фаззели принадлежал хорафий его наследникам, Феофании и Сире, ее дочери, которые и отдали его как вклад во спасение души пречистой климской богородице. Это я знаю и свидетельствую со страхом божиим и всей истиной. И я, священник Георгий, сын монаха Никифора Четыре-леха, слышал от покойного моего отца и священника, говорившего и мне, и многим [другим] - благословен господь и благословенно царствие его, - что хорафий, который возделывает архидиакон Константин, принадлежал издревле Фаззели Ара-виникиоту и тот был его господином; после смерти он оставил все свое имущество Феофании и Сире, ее дочери, наказав им дать его в качестве вклада, когда они захотят и пожелают, ибо свободно его имущество и других наследников у него нет. И я, монах Павел, сын экзарха отца Андрея Вруха, точно знаю и помню, и от отца слышал и собственными глазами видел хорафий, который возделывает архидиакон Константин: он принадлежал Фаззели, бывшему господином [хорафия], и его наследникам, и я не знаю, чтобы кто-нибудь другой господствовал на нем. Об этом перед богом свидетельствую. Написана настоящая грамота с живых слов священника Павла [По]плавицы, домовладельца отца Иоанна Звездицьц клирика и экзарха Иоанна Стойины, священника Георгия Четырелеха и монаха Павла, сына отца Вруха, рукой Андрея, священника и девтеревона13 вселенской церкви, 22 мая, VI индикта, 6516 года [от сотворения мира], в присутствии [следующих] достоверных свидетелей, бывших на месте и подписавшихся в даче показаний: Стефан, сын священника Пофа, слышав показания, собственноручно подписался. Георгий, блаженнейшего епископа племянник, слышав вышеприведенные показания, собственноручно подписался. Священник Фотий, слышав вышеприведенные показания, собственной рукой подписался. Лев, сын блаженного протопапы Никифора, слышав показания, подписался собственноручно. Василий, бывший друнгарий Эллады, слышав вышеприведенные показания, собственной рукой подписался. Священник Георгий Ради, слышав вышеприведенные показания, собственной рукой подписался. Власий Какодики, друнгарий Иерисса, слышав вышеприведенные показания, подписался рукой священника Георгия. Священник и девтеревон Андрей написал и заверил. "Aus den Schatzkammern des Heiligen Berges", hrsg von F. Dclger, Munchen, 1948, № 109 15. Земледельческий закон (начало VIII в.) 1. Земледельцу, возделывающему свое поле, следует быть справедливым и не переступать межи соседа; если же кто-либо переступит и умалит долю соседа своего, то, если он сделал это во время распашки нови, лишается своей нови, если же он сделал это нарушение во время посева, то лишается и посева, и пашни, и урожая переступивший границу земледелец. 2. Если какой-либо земледелец без ведома хозяина земли войдет и распашет новь и засеет, то не получит он не только за труд по распашке нови, но ни урожая за посев, ни даже семени, уже засеянного. 3. Если договорились друг с другом два земледельца перед двумя или тремя свидетелями обменяться землями и договорились бы окончательно, пусть остается их обмен законным, прочным и непоколебимым. 4. Если два земледельца договорились обменяться землями на время посева и одна сторона отступится, то, если семя засеяно, пусть не расторгают договора; если же не засеяно, пусть расторгнут. Если отступившийся не вспахал нови, другой же вспахал, пусть распашет и отступившийся, и тогда расторгнут [договор]. 5. Если два земледельца обменялись землями либо на время, либо навсегда и обнаружено, что одна доля меньше другой, и если о том не договаривались, пусть отдаст имеющий больше соответствующее количество земли имеющему меньше; если же так договорились, пусть не отдает ничего. 6. Если бы земледелец, имеющий тяжбу о поле [ниве], вошел без ведома засеявшего и самовольно сжал, то, если притязание справедливо - ничего не получит из этого; если же его притязание еще и несправедливо - отдаст вдвойне столько плодов, сколько было сжато. 7. Если два села спорят о границе или поле [ниве], пусть обследуют сведущие люди [судьи] и признают право за владеющим в течение более долгого срока; если же есть и старая граница, пусть будет старое владение непоколебимым. 8. Если был произведен раздел несправедливо для некоторых в жребиях и в местоположении, пусть позволено будет аннулировать произведенный раздел. 9. Если земледелец-мортит14 сжал без ведома земледавца и собрал снопы его, то, как вор, будет лишен всех своих плодов. 10. Доля мортита - девять снопов; доля же земледавца - один сноп. Разделивший иначе да будет проклят богом. 11. Если кто-либо взял землю у обедневшего земледельца, чтобы засеять, и, договариваясь, договорился бы только распахать новь и разделиться, пусть соблюдает договор; если же договорились и о посеве, пусть придерживаются договора. 12. Если земледелец возьмет землю, чтобы засеять исполу, и к требуемому времени не распашет нови, но разбросает семя по поверхности, пусть ничего не получит из плодов, потому что, обманув, надсмеялся над хозяином земли. 13. Если земледелец взял у какого-либо обедневшего земледельца виноградник для обработки исполу и не обрезал его, как полагается, не окопал и не обнес его частоколом, пусть не получит ничего из плодов. 14. Если взявший поле исполу у бедного [неимущего] земледельца, находящегося в отсутствии, раздумав, не возделает поля, - вдвойне столько отдаст плодов. 15. Если взявший в обработку поле исполу до времени возделывания, раздумав, заявит хозяину поля, что не в состоянии [возделать его] и хозяин поля не озаботится этим, пусть будет не ответственен испольщик. 16. Если земледелец, взявшийся возделать виноградник или землю, договорился с хозяином и, взяв задаток, приступил к работе, но, отступившись, оставил его, пусть отдаст справедливую цену поля и поле хозяину его. 17. Если земледелец войдет и возделает поросшую лесом землю [лядину] другого земледельца, то три года будет пользоваться ее плодами, затем отдаст ее хозяину ее. 18. Если не имеющий средств для обработки своего поля земледелец бежал и ушел в чужие края, то пусть ответственные перед казной за подати собирают плоды, и не имеет права возвратившийся назад земледелец взыскивать с них что-либо. 19. Если земледелец, убежавший с своего поля, платит [платил] ежегодно казенные экстраординарные налоги, то пусть собирающие плоды и пользующиеся его полем понесут ответственность в двойном размере. 20. Вырубающий чужой лес без ведома его хозяина и возделывающий и засевающий ничего не получит из плодов. 21. Если бы земледелец построил дом или посадил виноградник на чужой пустоши и со временем вернулись бы хозяева ее, то они не имеют права разрушить дом или вырыть виноградники, но должны взять равноценный участок, где бы ни захотели. Если же отказался бы поселившийся или посадивший на чужом и не дал бы равноценного участка, то имеет право хозяин участка и виноградник вырыть и дом разрушить. 22. Если земледелец украдет во время пахотьбы лопату или мотыгу и со временем опознан будет, то отдаст за это в •день по двенадцать фоллов15. Равным образом и укравший в самую пору садовый нож или во время жатвы серп или во время рубки леса топор. 23. Если бы пастух поутру взял быка у земледельца и пустил его в стадо и если случилось [бы] быку быть зарезанным волком, пусть покажет тушу хозяину его и сам будет считаться невиновным. 24. Если пастух, принявший быка, потеряет [его] и в самый день потери быка не даст показания хозяину быка, что, мол, "быка до такого-то места видел, а что же случилось, не знаю", то будет ответственен за убытки: если же даст показание, пусть считается неответственным. 25. Если пастух примет утром от земледельца быка и бык, отбившись от стада, уйдет и войдет на возделанные земли или виноградники и причинит ущерб [потраву], то не будет лишен пастух наемной платы, но возместит весь ущерб. 26. Если пастух принял быка у земледельца и бык пропал без вести, то пусть поклянется [пастух] именем господа, что не поступил с ним злонамеренно, что не причастен к гибели быка, и не будет нести ответственности за убытки. 27. Если пастух утром принял у земледельца быка невредимого и здорового и случится ему пораниться или ослепнуть, пусть поклянется пастух, что не поступил с ним злонамеренно, и да будет неответственным за убытки. 28. Если пастух поклялся, что он неповинен в гибели, ранении или ослеплении быка, а затем был изобличен двумя или тремя достойными доверия свидетелями, что убил он, то да будет у него обрублен язык и пусть он возместит убытки хозяину быка. 29. Если пастух находящейся в его руках дубиной- убил, поранил или ослепил быка, то будет [считаться] виновным и ответит за убытки; если же сделал это камнем, будет считаться неответственным. 30. Если кто-либо обрезал колокольчик у быка или овцы и опознан, пусть будет высечен, как вор; если же и скотина пропала, то отдаст ее совершивший кражу колокольчика. 31. Если дерево находится на участке возделанной земли [в вариантах: села] и если соседний участок - сад и на сад падает тень от соседнего дерева, то пусть обрубит его ветви хозяин его; если же нет сада, пусть не обрубает. 32. Если дерево взращено кем-либо на неразделенном месте и затем при проведении раздела досталось в долю другому, пусть не имеет права распоряжения деревом никто, кроме взрастившего его. Если же взывает хозяин участка, что я, мол, терплю неудобства от дерева, пусть отдаст вместо этого дерева другое вырастившему и получит это. 33. Если захвачен садовый сторож ворующим в охраняемом им месте, то пусть будет лишен наемной платы и пусть будет сильно избит. 34. Если захвачен наемный пастух доящим скот тайком от хозяина его и продающим [молоко], пусть будет избит и лишен своей наемной платы. 35. Если кто-либо захвачен ворующим чужую солому, в двойном количестве пусть отдаст ее. 36. Если кто-либо возьмет быка или осла или другую какую-либо скотину без ведома ее хозяина и уйдет по делам, пусть отдаст в двойном размере за наем его. Если же издохнет скотина по дороге, то отдаст двоих за одну, какая бы то ни оказалась. 37. Если кто-либо возьмет быка для работы и бык издохнет, то пусть обследуют сведущие люди [судьи], и если он издох на той работе, для которой его спрашивали, - пусть будет не оштрафован [взявший быка]. Если же издох на другой работе, то пусть отдаст вполне здорового быка. 38. Если кто-либо найдет быка в винограднике или поле или в другом месте, делающего потраву, и не передаст его хозяину его с намерением потребовать с него все погибшие плоды, но убьет или ранит быка, то отдаст быка за быка или осла за осла, или овцу за овцу. 39. Если кто-либо, рубящий в чаще леса дерево, не обратит внимания и оно упадет и убьет быка или осла или какую-либо другую скотину, отдаст голову за голову. 40. Если кто-либо рубящий дерево в неведении сбросит топор и убьет чужую скотину, отдаст ее. 41. Если кто-либо украдет быка или осла и будет уличен, отдаст его и все сработанное им. 42. Если кто-либо захочет украсть одного быка из стада и угнанное стадо будет съедено зверями, виновный будет ослеплен. 43. Если кто-либо вышел, чтобы привести своего быка или осла, и, загоняя своего, загнал вместе с ним и другого и не присоединил его к своему и погиб тот или зарезан волками, пусть отдаст душу за душу хозяину быка или осла. Если же заявит и укажет место, оправдываясь, что был не в силах его удержать, не будет нести ответственности за убытки. 44. Если кто-либо захватит в чаще леса быка, зарежет его и присвоит тушу его, то карается отсечением руки. Страницы: «« « 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |