Главная - Наука - История
ред. Сказскина С.Л. - Хрестоматия по истории средних веков Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 69 Размер файла: 1487 Кб Страницы: «« « 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 » »» В той книге Маздак также говорит: "Йаздан сидит на престоле в начальном мире так же, как государи сидят на троне страны в нижнем мире. И перед ним четыре силы: Базгуша5, то есть сила различия; Йаддих6, то есть сила памяти; Дана7, то есть сила разума; Сура8, то есть радость; подобно тому, как делами государя руководят четыре человека: мубад-и мубадан, хирбад-и хирбадан, спахг бад и рамишкар9. Эти четверо управляют миром посредством семи других, которые ниже их: салар, пишкар, банвар, дирван, кардан, даствар и кудак10, и эти семеро вращаются по [кругу] двенадцати действий, т. е. духовных сущностей: хвананда (произносящий), диханда (дающий), сатананда (берущий), баранда (несущий), хуранда (питающийся), даванда (бегущий), чаранда (пасущий), кишанда (сеющий), зананда (бьющий), айанда (приходящий), шаванда (уходящий), пайанда (пребывающий твердым). Каждый человек из людей, в котором соединяются эти четыре силы с "семью", и те с "двенадцатью" на этом свете, то есть в нижнем мире, пребывает в положении творца и господина, и снимается с него ответственность. В той же книге Маздак говорит также: "То, что не согласуется со светом, и все то, что согласно с тьмой, есть ненависть, борьба и распря. И большей частью причиной к столкновениям у людей бывает имущество и женщины; следует сделать женщин свободными от запрета и имущество доступным, и всех людей сделать сотоварищами в отношении богатства и женщин, подобно тому как они являются сотоварищами в отношении огня, воды и травы". В той же книге Маздак также сказал: "Большая несправедливость, что жена одного прекрасна, а супруга другого безобразна: условие справедливости и благочестия, следовательно, таково, что муж должен давать на несколько дней свою красивую жену тому человеку, супруга которого некрасива, и брать на некоторое время себе его некрасивую жену". Маздак сказал: "Это недостойно и несправедливо, что один обладает высоким саном, а другой неимущ и беден: является обязательным для благочестивого мужа разделить свое богатство (деньги, золото) поровну с единоверцем и - а также считает и обычай Зардушта11-послать ему свою жену, чтобы он не остался без участия в удовлетворении чувственного желания. Но если единоверец окажется неспособным в накоплении богатства и расточительным, злодеем или помешанным, его следует заключить в доме и уделять ему необходимое из еды, одежды и постельных принадлежностей. Каждый человек, не согласный с этим положением, является, следовательно, носителем зла: следует, чтобы они брали у него силой". Фархад, Шираб, Айин-Хуш Пуйаи принадлежали к его вере, и еще Мухаммед-кули Курд, Исмаил-бек Караджи и Ахмад Тирани присоединились к их вере (а Тиран - селение из округов Исфагана), и от них пошло то, что теперь мазда-киты не одеваются в платье гябров12, но скрываясь среди людей ислама, проходят по дороге своей веры. Они показывали автору сочинения книгу Маздака, именуемую "Диснад", на староперсидском13 языке, а дед Айин-Хуша Айин-Шакиб перевел ее также на обычный персидский язык. Фархад был человек мудрый и среди людей ислама именовал себя Мухаммед Сайд, Шираб-Хуша называли Шир-Мухаммед, и Айин-Хуш называл себя Мухаммед Акил. И так как они были лучшими в своем учении, они также хранили книгу "Диснад". "Дабистан-и Мазахиб", Бомбей, 1861, литография, стр. 103 - 105, "Дабистан-и Мазахиб", 1851, литография, л. 516-526 (перс.). 8. Секта хурамитов1 и маздакитов (Из "Китаб ал-Фихрист" Ан-Надима) Говорит Мухаммед ибн Исхак: существует два вида хурамитов. Первые хурамиты; они называются мухаммира2, и рассеяны они в горных областях, между Азербайджаном, Арменией, землями Дайлема, Хамаданом и Динавером, и между Исфаганом и землями Ахваза. Они по происхождению последователи магизма; затем обновилось их учение, и они из тех, которые известны как "ал-луктату"3. Их патрон Маздак "Старший"4 приказал им получать удовольствия, усердно заниматься достижением предметов желаний, едой и питьем, взаимной поддержкой и общением. Он отказался от притеснения [некоторыми из них] других и предписал им сотоварищество в женах и семье, так чтобы ни одному из них не была запретна жена другого, и тот не препятствовал бы ему, и чтобы при этих обстоятельствах проявляли добрые дела; он отказался от убийств и причинения страданий людям и указал им путь гостеприимства, которого нет ни у одного из народов: когда они оказывают гостеприимство человеку, не отказывают ему ни в чем, чего бы он ни пожелал, что бы это ни было. И к этой секте принадлежал Маздак "Младший"5, который появился в дни Кубада, сына Фируза6 и убил его Ануширван и убил сподвижников его. Рассказ о нем знаменит и общеизвестен, и ал-Балхи исследовал известия о хурамитах, об их учениях и их делах относительно их питья, удовольствий и поклонения в книге "Уйун ал масаил ва л-джавабат" ("Источники вопросов и ответов")7, и нет для нас необходимости в упоминании того, в чем опередил нас другой Известия о хурамитах-бабакитах Что же касается хурамитоз бабакитов, то патрон их Ба-бак ал хорами, и говаривал он тому, кого склонял на свою сторону, что он бог Он впервые ввел в учение хурамитов убийство, насильственный захват, войны и наказание, а ранее хурамиты не знали этого. "Kitab al Fihrist", hrsg. von G. Flugel, Bd. I, Leipzig, 1871, S. 342 (арабск.). 9. Две греческие надписи из Кирены1, относящиеся к маздакитскому учению I Общность всего имущества и женщин есть источник божественной справедливости, совершенный мир2 избранным из слепого множества превосходным мужам, которые, как понимали Зороастр3 и Пифагор4, лучшие из иерофантов, должны жить вместе сообща II [Сверху надписи изображен крест с именем Осириса] Симон Киренейский, Тот, Кронос, Зороастр, Пифагор, Эпикур, Маздак7, Иоанн, Христос и наши руководители кире-паики8 в согласии приказали нам ничего не присваивать себе, поддерживать законы и ополчаться на беззаконие Ведь это - источник справедливости, это - жизнь счастливая в общности. М. Gesenius, De inscriptione Phaenico - graeca in Cyrenaica nuper reperta ad Carpocratianorum haeresin pertinente commentatio, Halle a. S., 1825, p. 13 - 14 (греческ.). 10. Начало маздакитского движения и проповедь маздакитов во время движения (Из "Летописи" Евтихия) Что касается Кубада, сына Фируза, царя Персии, то люди не одобряли его приказов и помышляли убить его, но опасались его вазира Сохру и не переставали вводить его [Кубада] в заблуждение против его вазира Сохры, чтобы убил его, и убил его Подступил к нему муж - а звали его Маядак9 - и его сподвижники и сказали ему "Подлинно, бог создал жизненные блага на земае для того, чтобы разделить их между людьми поровну, так чтобы ни у одного не было бы излишка перед его ближним Однако люди причиняли несправедливость друг другу, и каждый из них старался отобрать у своего брата для себя И мы видим это положение вещей и возьмем у богатых для бедных и воз вратим имеющим недостаточно от имеющих избыток у кого имеется излишек в имуществе, женщинах, рабах и вещах,- отнимем то у него и сравняем между ним и другими, так чтобы никто не имел бы более, чем другой, прав в отношении чего бы то ни было" Они стали захватывать у четовека его дом, женщин и имущество, и их повеление приобрело силу... "Eutichii Patriarchae Alexandrini Annalcs". Ed. L. Cheikho S. J., t. I, Berytim, 1906. p. 206 (арабск.). 11. Начало маздакитского движения и его подавление. Проповедь Маздака (Из "Шах намэ" Фирдоуси) Принятие Кобадом веры Маздака Жил муж, и Маздаком он был наречен, Речист и разумен советом силен. Премудрым и доблестным мужем он был, И храбрый Кобад к нему слух свой склонил. Он царским дастуром1, учителем стал. И царских сокровищ хранителем2 стал. От засухи раз стала скудной еда, Великих и малых постигла беда. Все тучи исчезли с небесных полей, Ни снега не видит Иран, ни дождей Великие мира у царских палат, И все о воде и о хлебе кричат... Маздак им ответил: "Царю передам, Дорогу к надежде укажет он вам!" Пустился поспешно к престолу царя, Склонился пред троном, царю говоря: "Хочу рассказать я о деле одном, Ответ твой разумный услышать потом". Кобад отвечает ему: "Говори, И новою славой меня озари!" Сказал. "Человек был укушен змеей, Расстаться готовилось тело с душой, Другой же, лекарство от яда тая, Не дал - и страдальца сгубила змея, Какую тот кару, скажи, заслужил, Кто 20 дирхемов лекарства сокрыл?" Ответствовал царь ему речью такой: "Владелец лекарства - убийца лихой, Злодея казнить во дворце у меня, Как только найдет его жертвы родня". Маздак, как услышал, пошел из дворца И вышел к стоявшим внизу у крыльца. Собравшимся молвил: "С премудрым царем Я все обсудил, говорил обо всем. Теперь до утра подождите, друзья, Вам путь укажу к правосудию я". Ушли - и вернулись обратно с зарей, Раздумья полны, со смущенной душой. Маздак, как увидел великих3 мужей, В палаты к царю поспешил поскорей. Сказал он: "О царь, победитель в борьбе! Недремлющий, сильный, любезный судьбе, Тебя вопрошал, и ответил ты мне, И дверь предо мною открылась в стене. Когда ты дозволишь мне речи вести, Я снова спрошу, о познавший пути". Сказал: "Говори и уста не смыкай, Ученою речью меня поучай!" Сказал ему: "Царь, знаменитый в боях! Раз некто томился в тяжелых цепях, В несчастье своем он о хлебе молил, Но тщетно - и умер, лишившися сил. Возмездье какое постигнет того, Кто, пищу имея, не дал ничего? И можно ль, пусть царь соизволит сказать, Его справедливым и мудрым назвать?" Ответ был таков: "То несчастный глупец, За дело такое - ужасный конец". Тут землю Маздак целовал пред царем, Простился с Кобадом и - вышел потом. И так обратился к собранию мужей4: "К амбарам пшеницы ступайте скорей! Без страха берите и молод и стар, Коль платы попросят, - громите амбар". Свои же запасы все роздал он сам, Страницы: «« « 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |