Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 150   151   152   153   154   155   156   157   158  159   160   161   162   163   164   165   166   167   168  » »»

вославных, любил показывать им свою великолепную церковь  Богоматери  во
Владимире, чтоб иноверцы видели истинное христианство  и  крестились,  и
многие из них крестились действительно. В числе этих новокрещенных  ино-
земцев находился один яс, именем Анбал: он пришел к Андрею в самом  жал-
ком виде, был принят  в  княжескую  службу,  получил  место  ключника  и
большую силу во всем доме; в числе приближенных к Андрею находился также
какой-то Ефрем Моизич, которого отчество - Моизич, или Моисеевич, указы-
вает на жидовское происхождение. Двое этих-то восточных рабов выставлены
летописцем вместе с Кучковичем и зятем его, как зачинщики дела, всех  же
заговорщиков было двадцать человек; они говорили: "Нынче казнил он  Куч-
ковича, а завтра казнит и нас, так промыслим об этом князе!" Кроме злобы
и опасения за свою участь, заговорщиков могла побуждать и зависть к  лю-
бимцу Андрееву, какому-то Прокопию. 28 июня  1174  года,  в  пятницу,  в
обеднюю пору, в селе Боголюбове, где обыкновенно жил  Андрей,  собрались
они в доме Кучкова зятя, Петра, и порешили убить князя на  другой  день,
29 числа, ночью. В условленный час заговорщики  вооружились  и  пошли  к
Андреевой спальне, но ужас напал на них, они бросились бежать из  сеней,
зашли в погреб, напились вина и, ободрившись им, пошли  опять  на  сени.
Подошедши к дверям спальни, один из них начал  звать  князя:  "Господин!
Господин!", чтоб узнать, тут ли Андрей. Тот, услышавши голос,  закричал:
"Кто там?" Ему отвечали: "Прокопий". "Мальчик!  -  сказал  тогда  Андрей
спавшему в его комнате слуге, - ведь это не Прокопий?" Между тем убийцы,
услыхавши Андреев голос, начали стучать в двери и  выломили  их.  Андрей
вскочил, хотел схватить меч, который был всегда при нем (он  принадлежал
св. Борису), но меча не было. Ключник Анбал украл его днем из спальни. В
это время, когда Андрей искал меча, двое убийц вскочили в спальню и бро-
сились на него, по Андрей был силен и уже  успел  одного  повалить,  как
вбежали остальные и, не различив сперва впотьмах, ранили своего, который
лежал на земле, потом бросились на Андрея; тот долго отбивался, несмотря
на то что со всех сторон секли его мечами, саблями, кололи копьями: "Не-
честивцы! - кричал он им, - зачем хотите  сделать  то  же,  что  Горясер
(убийца св. Глеба)? Какое я вам зло сделал? Если прольете кровь  мою  на
земле, то бог отомстит вам за мой хлеб". Наконец, Андрей упал под удара-
ми; убийцы, думая, что дело кончено, взяли своего раненого и  пошли  вон
из спальни, дрожа всем телом, но, как скоро они вышли,  Андрей  поднялся
на ноги и пошел под сени, громко стоная; убийцы услыхали стоны и возвра-
тились назад, один из них говорил: "Я сам видел, как князь сошел  с  се-
ней". "Ну так пойдемте искать его", - отвечали другие; войдя в спальню и
видя, что его тут нет, начали говорить: "Погибли мы теперь!  Станем  ис-
кать поскорее". Зажгли свечи и нашли князя по  кровавому  следу:  Андрей
сидел за лестничным столпом; на этот раз борьба не могла быть  продолжи-
тельна с ослабевшим от ран князем: Петр отсек ему руку, другие приконча-
ли его.
   Порешивши с князем, заговорщики пошли - убили любимца его,  Прокопия;
потом пошли на сени, вынули золото, дорогие камни, жемчуг, ткани и  вся-
кое имение, навьючили на лошадей и до света отослали к себе по домам,  а
сами разобрали княжое оружие и стали набирать дружину, боясь, чтоб  вла-
димирцы не ударили на них; для отнятия у последних возможности  к  этому
они придумали также завести смуту в  городе,  произвести  рознь,  вражду
между гражданами, для чего послали сказать им: "Не сбираетесь ли  вы  на
нас? Так мы готовы принять вас и покончить с вами; ведь не  одною  нашею
думою убит князь, есть и между вами наши сообщники". Владимирцы  отвеча-
ли: "Кто с вами в думе, тот пусть при вас и останется, а  нам  не  надо-
бен". Убийцы, впрочем, боялись напрасно. Владимирцы не двинулись на них:
без князя в неизвестности о будущей судьбе, не привыкши действовать  са-
мостоятельно, они не могли ничего предпринять решительного,  дожидались,
что начнут старшие города, а между тем безначалие везде произвело волне-
ния, грабежи; мы видели, что убийцы начали расхищение  казны  княжеской;
вслед за ними явились на княжий двор жители Боголюбова и остальные  дво-
ряне, пограбили, что осталось от заговорщиков, потом бросились  на  цер-
ковных и палатных строителей, призванных Андреем в Боголюбов,  пограбили
их; грабежи и убийства происходили по всей волости; пограбили  и  побили
посадников княжеских, тиунов, детских, мечников; надежда добычи  подняла
и сельских жителей: они приходили в города и помогали  грабить.  Грабежи
начались и во Владимире, но прекратились, когда священники с образом бо-
городицы стали ходить по городу. По словам летописца, народ грабил и бил
посадников и тиунов, не зная, что, где закон, там и обид много; эти сло-
ва показывают, что при Боголюбском, точно, было много обид на севере.
   Во время этих смут тело убитого  князя  оставалось  непогребенным;  в
первый же день после убийства преданный покойному слуга Кузьма Киевлянин
пошел на княжий двор и, видя, что тела нет на том месте,  где  был  убит
Андрей, стал спрашивать: "где же господин?" Ему отвечали: "Вон лежит вы-
волочен в огород, да ты не смей брать его: все хотят выбросить его соба-
кам, а если кто за него примется, тот нам враг, убьем и его". Кузьма по-
шел к телу и начал плакать над ним: "Господин мой, господин мой! Как это
ты не почуял скверных и нечестивых врагов, когда они шли  на  тебя?  Как
это ты не сумел победить их: ведь ты прежде умел побеждать полки поганых
болгар?" Когда Кузьма плакался над телом, подошел к нему ключник  Анбал.
Кузьма, взглянувши на него, сказал: "Анбал, вражий сын! Дай  хоть  ковер
или что-нибудь подослать и прикрыть господина нашего". "Ступай прочь,  -
отвечал Анбал, - мы хотим бросить его собакам". "Ах, ты, еретик, -  ска-
зал ему на это Кузьма, - собакам выбросить? Да помнишь ли ты, жид, в ка-
ком платье пришел ты сюда? Теперь ты стоишь в бархате, а князь нагой ле-
жит, "о прошу тебя честью, сбрось мне что-нибудь". Анбал  усовестился  и
сбросил ковер и корзно; Кузьма обвертел тело и понес его в  церковь.  Но
когда стал просить, чтоб отворили ему ее, то ему отвечали: "Брось тут  в
притворе, вот носится, нечего делать", - уже все были пьяны. Кузьма стал
опять плакаться: "Уже тебя, господин, и холопы твои знать не хотят;  бы-
вало, придет гость из Царя-города или из иной какой страны, из Руси  ли,
латынец, христианин или поганый, прикажешь: поведите его  в  церковь,  в
ризницу, пусть посмотрит на истинное христианство и крестится, что и бы-
вало, крестилось много; болгары и жиды и всякая  погань,  видевши  славу
божию и украшение церковное, сильно плачут по тебе, а эти не пускают те-
бя и в церковь положить". Поплакавши, Кузьма положил  тело  в  притворе,
покрыв корзном, и здесь оно пролежало двое суток. На третий день  пришел
козмодемьянский игумен Арсений и сказал: "Долго ли нам смотреть на стар-
ших игуменов, и долго ли этому князю лежать? Отоприте церковь, отпою над
ним и положим его в гроб; когда злоба эта перестанет, придут из Владими-
ра и понесут его туда". Пришли клирошане боголюбские, внесли тело в цер-
ковь, положили в каменный гроб и отпели с Арсением. На шестой уже  день,

Страницы: «« « 150   151   152   153   154   155   156   157   158  159   160   161   162   163   164   165   166   167   168  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен