Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 151   152   153   154   155   156   157   158   159  160   161   162   163   164   165   166   167   168   169  » »»

когда волнение утихло во Владимире, граждане сказали игумену  Феодулу  и
Луке, демественнику Богородичной церкви: "Нарядите носильщиков,  поедем,
возьмем князя и господина нашего Андрея", а протопопу Микулице  сказали:
"Собери всех попов, облачитесь в ризы и выходите перед Серебряные ворота
с святою богородицею, тут и дожидайтесь князя". Феодул исполнил их волю:
с клирошанами Богородичной церкви и с некоторыми владимирцами  поехал  в
Боголюбов и, взявши тело, привез во Владимир с честию и с  плачем  вели-
ким. Увидавши издали княжеский стяг, который несли перед гробом,  влади-
мирцы, оставшиеся ждать у Серебряных ворот, не могли удержаться от рыда-
ний и начали приговаривать: "Уже не в Киев ли поехал ты, господин наш, в
ту церковь у Золотых ворот, которую послал ты строить на  великом  дворе
Ярославовом; говорил ты: хочу построить церковь такую же, как  и  ворота
эти Золотые, да будет память всему отчеству моему". Андрея похоронили  в
построенной им церкви Богородичной (1174 г.).
   Как скоро весть о смерти Андреевой разнеслась по волости, то  ростов-
цы, суздальцы, переяславцы и вся дружина от мала до велика съехались  во
Владимир и сказали: "Делать нечего, так уже случилось, князь  наш  убит,
детей у него здесь нет, сынок его молодой - в Новгороде, братья - в  Ру-
си; за каким же князем нам послать? Соседи у нас князья муромские и  ря-
занские, надобно бояться, чтоб они не пришли на нас внезапно ратью; пош-
лем-ка к рязанскому князю Глебу (Ростиславичу), скажем ему: "Князя наше-
го бог взял, так мы хотим  Ростиславичей  Мстислава  и  Ярополка,  твоих
шурьев" (сыновей старшего сына Юриева). Они забыли,  говорит  летописец,
что целовали крест князю Юрию, посадить у себя меньших сыновей его,  Ми-
хаила и Всеволода, нарушили  клятву,  посадили  Андрея,  а  меньших  его
братьев выгнали, и теперь после Андрея  не  вспомнили  о  своей  прежней
клятве, но все слушали Дедильца да Бориса - рязанских послов.  Как  было
решено, так и сделано: поцеловали образ  богородицы  и  послали  сказать
Глебу: "Твои шурья будут нашими князьями, приставь к нашим послам  своих
и отправь всех вместе за ними в Русь". Глеб обрадовался такой чести, что
выбрали его шурьев в князья, и отправил к ним послов в Чернигов, где они
тогда жили. Послы от северной дружины сказали Ростиславичам:  "Ваш  отец
добр был, когда жил у нас; поезжайте к нам княжить, а других не  хотим".
Эти другие были младшие Юрьевичи, Михаил и Всеволод, которые тогда нахо-
дились также в Чернигове, как видно, все четверо, и дяди  и  племянники,
прибежали вместе с Святославом из-под Вышгорода и не  смели  после  того
возвратиться в прежние свои волости на  Поросьи.  Ростиславичи  отвечали
послам: "Помоги бог дружине, что не забывает  любви  отца  нашего",  но,
несмотря на то, что звали их одних, они  не  захотели  ехать  без  дядей
Юрьевичей и сказали: "Либо добро, либо лихо всем нам; пойдем все  четве-
ро: Юрьевичей двое да Ростиславичей двое". Наперед поехали двое - Михаил
Юрьевич и Ярополк Ростиславич; Михаилу дали старшинство, причем все  це-
ловали крест из рук черниговского  епископа.  Когда  князья  приехали  в
Москву, то ростовцы рассердились, узнавши, что  вместе  с  Ростиславичем
приехал и Юрьевич; они послали сказать Ярополку: "Ступай сюда", а Михаи-
лу - "Подожди немного на Москве". Ярополк тайком от дяди поехал к  Пере-
яславлю, где стояла тогда вся дружина, выехавшая навстречу к князьям,  а
Михаил, узнав, что Ростиславич отправился по ростовской  дороге,  поехал
во Владимир и затворился здесь с одними гражданами, потому  что  дружина
владимирская в числе 1500 человек отправилась  также  в  Переяславль  по
приказанию ростовцев. Здесь вся дружина поцеловала крест Ярополку и отп-
равилась с ним ко Владимиру выгонять оттуда Михаила. Ко всем силам земли
Ростовской присоединились полки муромские и рязанские, окрестности  были
пожжены, город обложен. Что же заставило владимирцев, не привыкших к са-
мостоятельной деятельности, воспротивиться  приговору  старших  городов,
взять себе особого князя и отстаивать его против  соединенных  сил  всей
земли Ростовской и Рязанской? К этому принудила  их  явно  высказавшаяся
вражда старого города Ростова, который с ненавистью смотрел на свой при-
город, населенный большею частию людьми простыми, ремесленными,  жившими
преимущественно от строительной деятельности князя Андрея,  и,  несмотря
на то, похитивший у старого города честь иметь у  себя  стол  княжеский.
Ростовцы и суздальцы говорили: "Пожжем Владимир или пошлем туда посадни-
ка: то наши холопы каменщики". Нельзя не заметить также,  что  здесь,  в
этих словах, слышится преимущественно голос высшего  разряда  ростовских
жителей - бояр, дружины вообще, которая, как видно, особенно  не  любила
Андрея за нововведения. Как бы то ни было, важно было начало борьбы меж-
ду старыми и новыми городами, борьбы, которая должна была решить вопрос:
где утвердится стол княжеский - в старом ли Ростове или новом Владимире,
от чего зависел ход истории на севере. Заодно с Владимиром, как  следует
ожидать, были и другие новые города. Переяславцы хотели также  Юрьевичей
и поневоле признали Ростиславичей. Семь недель владимирцы отбивались  от
осаждающих. Наконец, голод принудил их  сказать  Михаилу:  "Мирись  либо
промышляй о себе". Михаил отвечал: "Вы правы: не погибать же вам для ме-
ня" и поехал из города назад в Русь; владимирцы проводили его  с  плачем
великим, говорит летописец. По отъезде Михаила они заключили  договор  с
Ростиславичами, те поклялись что не сделают никакого зла  городу,  после
чего владимирцы отворили ворота и встретили князей со крестами; в  Бого-
родичной церкви заключен был окончательный договор: во  Владимире  оста-
вался княжить младший Ростиславич, Ярополк, а в Ростове старший,  Мстис-
лав. Таким образом, благодаря мужеству владимирцев  торжество  ростовцев
было неполное: правда, стол старшего брата поставлен был у них, но  зато
ненавистный пригород, Владимир, получил своего князя, а не посадника  из
Ростова. Но ростовцы и особенно бояре, принужденные уступить требованиям
владимирцев, продолжали враждовать к последним и вызвали их к  возобнов-
лению борьбы, столь важной для судеб севера. Южные волости нередко испы-
тывали неудобство от перемещения князей, когда новые князья приводили  с
собою свою дружину, своих слуг, которым раздавали разные должности, и те
спешили обогащаться за счет граждан, зная, что недолго среди  них  оста-
нутся; теперь север в свою очередь испытал то же неудобство: Ростислави-
чи приехали в Ростовскую область с дружинниками, набранными  на  юге,  и
роздали им посаднические должности;  эти  русские  (т.  е.  южнорусские)
детские, как называет их летописец, скоро стали очень тяжки  для  народа
судебными взысками и взятками, но владимирцы терпели не от одних русских
детских; князья, говорит летописец, были молоды, слушались бояр, а бояре
получали их как можно больше брать, и вот взяли они из церкви Владимирс-
кой богородицы золото и серебро, в первый же день отобрали ключи от риз-
ницы, отняли город и все дани, которые назначил для  этой  церкви  князь
Андрей. Видно, что, кроме корыстолюбия, здесь  действовала  ненависть  к
памяти Андрея, ко всему им сделанному: хотели ограбить Владимирский  со-
бор - великолепный памятник, который  оставил  по  себе  Андрей.  Грабеж

Страницы: «« « 151   152   153   154   155   156   157   158   159  160   161   162   163   164   165   166   167   168   169  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен