Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Тит Ливий - История Рима с основания города

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 140
Размер файла: 909 Кб
Страницы: «« « 131   132   133   134   135   136   137   138   139  140  

121. О ней см.: I, 7, 8.

122. См. выше: V, 31, 2 и примеч. 68. Знаменитый рассказ о гусях, которые
спасли Рим, возможно, позднейшего происхождения.

123. Это место (busta Gallica) находилось у подножия Капитолия (см.: XXII,
14, 11). Предложенное Ливием объяснение этого названия было не единственным
у античных авторов (ср., например: Варрон. О латинском языке, V, 157).

124. По всей видимости, это этиологический миф, связанный с культом Юпитера
Хлебника (см.: Валерий Максим, VII, 4, 3; Овидий. Фасты, VI, 350).

125. Диодор и Плутарх называют такую же сумму; Дионисий Галикарнасский -
вдвое большую (25 талантов, т.е. 2 тыс. фунтов); Плиний (Естественная
история, XXXIII, 14) сообщает, что 2 тыс. фунтов золота были найдены во
время предпринятых в 52 г. до н.э. Помпеем раскопок под престолом в храме
Юпитера Капитолийского.

126. Рассказ Ливия об изгнании галлов, особенно взятый в сравнении с
другими источниками (ср.: Полибий, II, 18, 3; Диодор Сицилийский, XIV, 117,
7; Страбон, V, 220; Светоний. Тиберий, 3, 2), явно направлен на то, чтобы в
меру возможности смягчить или затушевать понесенное римлянами унижение
(выкуп) и подчеркнуть роль Камилла в спасении Города.

127. Возможно, что эти титулы приписаны Камиллу поздней обработкой предания
(ср. примеч. 1 к кн. VI; уместно вспомнить также, что Гай Юлий Цезарь
Октавиан принял титул "Август" в 27 г. до н.э., лишь после длительных
колебаний предпочтя его титулу "Ромул")

128. См.: примеч. 22 к кн. III.

129. Капитолийские игры устраивались не государством, а специальной
коллегией "капитолийцев". Традиция о раннем происхождении этих игр
устойчива, но не едина: некоторые источники (древние комментарии к Вергилию
и др.) связывают их основание с Ромулом. Согласно этой версии, игры старше
Капитолийского храма и сначала назывались Тарпейскими, а проводились при
храме Юпитера Феретрия (см.: примеч. 47 к кн. I). Другие (Плутарх. Камилл,
5: Фест, 430 L.), как и Ливий, считают основателем игр Камилла, но
связывают их с взятием Вей. Игры происходили 15 октября, включали в себя
состязания в кулачном бою и в беге.

130. Ай Локутий ("Говорящий Вещатель") - обожествленное олицетворение
"голоса", прозвучавшего будто бы на этом месте и предупреждавшего о
галльском нашествии (см. выше: V, 32, 6).

131. Ср. выше: V, 25, 9, а также: Диодор Сицилийский, XIV, 116, 8; Плутарх.
Камилл, 8, 3-4.

132. Должностные лица и сенат давали "пир Юпитеру" 13 сентября в день
освящения Капитолийского храма (таким образом, пир приходился на время
Великих игр - см.: примеч. 119 к кн. I). В жертву приносилась белая телка.
Пир "возглавляли" трое богов: Юпитер, чья статуя с накрашенным красной
краской лицом располагалась на ложе (подушке), Юнона и Минерва, чьи
изображения помещались на креслах. Перед ними ставились столы с едой и,
видимо, звучала музыка. Впоследствии эту церемонию стали повторять 13
ноября во время Плебейских игр (см.: XXV, 2, 10).

133. Имеется в виду Палладий (см.: примеч. 72 к кн. I).

134. См.: примеч. 74 к кн. I.

135. О священнодействиях на Альбанской горе см. выше, примеч. 36. В Лавинии
консулы, преторы и диктаторы по вступлении в должность совершали
жертвоприношения Пенатам и Весте.

136. О померии (священной городской черте) см.: примеч. 138 к кн. I. Вне
померия созывались центуриатные комиции.

137. Речь идет о "хижине Ромула" на Капитолии (см.: Витрувий, II, 1, 5).
Была и вторая - на Палатине. Обе они поддерживались (даже если приходилось
сгоревшую строить заново) в прежнем виде и во времена Ливия.

138. Ювента в Риме была богиней не просто юности, но "юношества" - младшего
воинского возраста. Вступая в него (надевая "мужскую тогу"), молодой
римлянин делал взнос в кассу Ювенты. Из текста Ливия следует, что и за
святилищем Ювенты, как за святилищем Термина (ср.: I, 55, 4), было
оставлено их прежнее место на территории будущего Капитолийского храма, так
как птицы авгуров "не позволили" их передвигать. Действительно, Ювенту
чтили в этом храме, в приделе Минервы (Дионисий Галикарнасский, III, 69, 5;
Плиний. Естественная история, XXXV, 108).

Страницы: «« « 131   132   133   134   135   136   137   138   139  140  
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тит Ливий, История Рима с основания города