Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Тит Ливий - История Рима с основания города

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 140
Размер файла: 909 Кб
Страницы: «« « 127   128   129   130   131   132   133   134   135  136   137   138   139   140  »

н.э. был освящен храм, поставленный ему по обету во время чумы). Латона и
Диана почитались вместе с Аполлоном.

30. Описание празднества, сопровождавшего лектистернии, заимствовано Ливием
у Пизона (фрагм. 25 Р.). В нем сочетаются черты греческие и римские, как
впрочем и в самом обряде. Насколько достоверны детали этого описания и
случайны ли упоминания о последующих лектистерниях (см.: примеч. 27) не
сопровождаются подобными описаниями, сказать трудно. Но о тяготении римлян
к новым для них (хотя и не лишенным традиционных элементов) культам и
обрядам Ливий не раз сообщает и в дальнейшем.

31. О гаруспиках см.: примеч. 102 к кн. I.

32. Ср.: Цицерон. О провидении, I, 100; II, 69; Плутарх. Камилл, 4.

33. О спуске вод из Альбанского озера см.: примеч. 40.

34. Тарквинии - один из древнейших городов Этрурии. Окончательно потерял
независимость в III в. до н.э.

35. Ср.: III, 10, 1.

36. Должностные лица, при избрании которых были допущены какие-либо
погрешности в обрядах или не были приняты во внимание дурные знамения,
считались "избранными огрешно". Все совершенные ими священнодействия
считались не имеющими силы. Латинские торжества (feriae Latinae)
проводились на Альбанской горе и были связаны с культом Юпитера Латиариса,
покровителя Латинского союза. В них участвовали все города, входившие в
союз. День Латинских торжеств объявлялся римскими консулами сразу же по
вступлении в консульство. Они же руководили всей церемонией (эта роль была
унаследована Римом от Альбы). Здесь собирались магистраты латинских
городов, приносились жертвы (главная - белый бык), все участники вкушали
жертвенное мясо и молились за римский народ (игры были добавлены к ритуалу
в позднейшие времена).

37. См.: примеч. 66 к кн. IV.

38. Т.е. в Северной Этрурии.

39. Прерогативные центурии - здесь, вероятно, шесть древнейших всаднических
центурий (состоявших исключительно из патрициев), первыми приступавших к
голосованию. В III в. до н.э., в связи с преобразованием комиции, т.е.
слиянием центуриатных и трибутных комиции (между 241 и 218 г. до н.э.),
подобная практика была изменена: из всех центурий первого класса избиралась
одна - centuria praerogativa, - которая и получила право первого голоса.
Для общих результатов голосования мнение голосующих первыми часто
оказывалось решающим. Ср.: I, 43, 11.

40. О спуске воды во время Вейской войны рассказывают многие авторы.
Цицерон даже замечает (О провидении, II, 69), что это было сделано не для
спасения Рима, а для использования воды на пригородных полях. Некоторые
исследователи считают, что спуск воды имел целью осушение заболоченных
верхних полей. Сток (очень древний) для отвода воды из Альбанского озера -
более 1200 м в длину и 2-3 м в высоту - сохранился.

41. В рассказах римских авторов о Марке Фурии Камилле историческая
реальность, смешанная с позднейшими вымыслами, послужила материалом для
создания полулегендарного образа героя-полководца, спасителя и благодетеля
Рима.

42. О Великих играх см.: примеч. 119 к кн. I. Мать Матута (одного корня с
maturus - "зрелый", "своевременный") - италийское божество, покровительница
женщин и деторождения. В ее культе принимали участие свободные женщины,
рабыни к нему не допускались. Культ Матери Матуты был очень архаичным и
сопровождался не всегда понятными обрядами. Ее храм находился на Бычьем
рынке близ храма Фортуны (оба они были освящены Сервием Туллием в один
день). Раскопки храма подтвердили его традиционную датировку.

43. Непет - этрусский город. Во время описываемой кампании держал сторону
Вей, после их падения заключил с Римом союз (Диодор Сицилийский, XIV, 98),
но впоследствии снова отпал от него. В 383 или 373 г. до н.э. см.: (Ливий,
VI, 21, 4; Веллей Патеркул, I, 14) он был вновь захвачен Марком Фурием
Камиллом и туда было выведено поселение.

44. В окрестностях Вей археологами было обнаружено несколько подземных
ходов, которые, возможно, использовались как дренажные стоки. Рассказ о
взятии Вей (как и Фиден - ср.: IV, 22, 4) с помощью подкопа, таким образом,
имеет под собой какие-то реальные основания, но все же должен быть отнесен
к легендарным.

45. "Старик Публий Лициний" - это бывший военный трибун с консульской
властью 399 г. до н.э., первый плебей на этой должности (см.: 12, 9), а его
сын - такой же трибун 396 г. до н.э., избранный на эту должность по просьбе
отца и вместо него (см.: 18, 1-6). Теперь он, со своей стороны, приглашает
отца первым высказать свое мнение в сенате, минуя всех сенаторов-патрициев
(вряд ли такое нарушение порядка было возможно). Противником старшего
Лициния в сенате оказывается Аппий Клавдий (20, 5), представитель рода,
всегда враждебного плебсу; Лициний возражает ему (20, 7) и одерживает верх
в сенате. В результате плебс оказывается благодарным (за доставшуюся ему
долю добычи) исключительно семье Лициниев, отцу и сыну (22, 2). Таким
образом, на протяжении нескольких глав история двух Лициниев складывается в
целую новеллу, видимо, заимствованную Ливием у Лициния Макра (см.: примеч.
23 к кн. IV).

46. Как это было принято.

47. Ср.: Плутарх. Камилл, 5, 6.

48. Ср.: Ливиево "Предисловие" ко всему труду (§ 6).


Страницы: «« « 127   128   129   130   131   132   133   134   135  136   137   138   139   140  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тит Ливий, История Рима с основания города