|
Главная - Наука - История
Тит Ливий - История Рима с основания города Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 140 Размер файла: 909 Кб Страницы: «« « 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 »
97. Существует версия, определяющая либуев как коренное лигурийское
население. Сами лигурийцы в классические времена населяли территорию между
Приморскими Альпами и Апеннинами, от Массилии до Пизы. Язык этих древних
племен, как считают сейчас, был прединдоевропейским.
98. Ср.: V, 34, 5, где сеноны названы в числе первых переселенцев.
Противоречие объясняется, возможно, тем, что в источниках Ливия речь шла о
двух волнах переселения сенонов, но, может быть, и просто неверным
истолкованием текста греческого источника (ср.: Полибий, II, 17, 7).
Наиболее ранние авторы, сообщающие о захвате Рима галлами: Феопомп (Плиний.
Естественная история, III, 57); Гераклид (Плутарх. Камилл, 22; ср.:
Полибий, II, 22, 4), говорят о галлах вообще, не уточняя названия племени.
Более поздняя версия идентифицирует это племя с сенонами (см.: Диодор
Сицилийский, XIV, 113, 3 сл.; Страбон V, 212; Аппиан. Кельтские войны, 11,
1). Утент (совр. Узо?) и Эзиз (совр. Эзина) - речки в Северной Италии.
99. Цизальпинская Галлия - территория Северной Италии между Апеннинами и
Альпами, заселенная в V в. до н.э. кельтскими племенами (см выше: V, 34-35).
100. Версия об обращении жителей Клузия к Риму за помощью сомнительна. Ср.
рассказ Диодора Сицилийского (XIV, 113, 3-7), где этот мотив отсутствует
(ср. также: Дионисий Галикарнасский, XIII, 11-12).
101. Характерный риторический прием - ср.: Цицерон. Против Верреса, II, V,
6; 50; О консульских провинциях, 29; 31; 34.
102. По Дионисию Галикарнасскому (XIII, 12, (19)), были укомплектованы
четыре легиона, а со вспомогательными частями римская армия (включая
союзников) достигала 40 тыс. человек. Та же цифра у Плутарха (Камилл, 18,
5), который считает набранное войско численно достаточным, но необученным
(большинство новобранцев впервые держало в руках оружие).
103. Имеется в виду Соляная дорога.
104. Ср. ниже: V, 39, 5. Черта, типичная для античных описаний галлов (и
вообще варваров) - ср.: XXXVIII, 38, 17, 4; Полибий, II, 29, 5-6; Цезарь.
Записки о Галльской войне, V, 37, 3.
105. Собств. "царек" (regulus) - так же он именуется и в V, 48, 8.
106. Битва при Аллии произошла 18 июля 390 г. до н.э. См.: VI, 1, 11. По
Плутарху (Камилл, 19, 1), битва при Аллии произошла "после летнего
солнцеворота, около полнолуния".
107. Аниен впадает в Тибр между Римом и Фиденами.
108. Ср. ниже: V, 40, 7. Вероятно, и здесь речь идет о фламине Квирина.
109. Ср. ниже: V, 45, 4; 54, 5, где для того же года (390 г. до н.э.)
даются другие даты: 400 и 365 гг. от основания Города соответственно. Между
тем, следуя хронологии самого Ливия (ср., например: IV, 7, 1), 390 г. до
н.э. соответствует 364 г. от основания Города. Причины расхождения можно
видеть в том, что здесь (V, 40, 1) и в V, 45, 4 даются округленные даты, а
в V, 54, 5, где назван 365 г., возможно, отразились мистические
представления о так называемом великом годе - периоде, число лет в котором
равно числу дней в году (см.: Цензорин. О дне рождения, 19; ср. также:
Августин. О граде Божием, XVIII, 54).
110. Собственно, речь идет о больших глиняных сосудах, какие употреблялись
для хранения вина, масла и сыпучих продуктов.
111. Т.е. на курульных креслах (см. примеч. 39 к кн. I). Такое кресло -
знак достоинства царей, а при Республике - должностных лиц, облеченных
высшей властью.
112. На таких колесницах ("тенсах") изображения богов перевозились во время
игр из храмов в цирк.
113. Рассказ о гибели стариков-сенаторов, возможно, восходящий к семейным
преданиям рода Папириев, несмотря на сознательную оговорку Ливия
("некоторые передают..."), несомненно отражает определенный ритуал
добровольного принесения себя в жертву (ср.: VIII, 10, 11; XXVI, 10, 9;
Цицерон. О природе богов, II, 10).
114. Собств. "в передней". Выше (41, 2): "в своих домах" (буквально даже:
"в середине дома").
115. "Черепаха" - здесь боевое построение, при котором воины держат щиты
над головами, а стоящие в первом ряду - перед собой.
116. Т.е. между 6 и 9 часами вечера.
117. Видимо, речь идет о соляных разработках на правом берегу Тибра, близ
Остии (см.: примеч. 111 к кн. I).
118. Т.е. облачившись в тогу таким образом, что руки оставались свободными.
Такой вид облачения, заимствованный у жителей г. Габии (см.: примеч. 152 к
кн. I), использовался при совершении определенных религиозных обрядов (см.:
например: Вергилий. Энеида, VII, 612).
119. Легенда о Фабии Дорсуоне отражает действительно существовавшую
ритуальную связь родов Фабиев с Квириналом.
120. Существует мнение о недостоверности всего рассказа о возвращении
Камилла в Рим в качестве диктатора и о его роли в дальнейших событиях.
Куриатский закон о власти - окончательное социально-правовое утверждение
полномочий должностного лица, облеченного властью. Принималось куриатными
комициями (о них см. примеч. 129 к кн. IX).
Страницы: «« « 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |