Главная - Наука - История
Тит Ливий - История Рима с основания города Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 140 Размер файла: 909 Кб Страницы: «« « 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 » 2); в палатках же, как правило, войска размещались во время летних кампаний. 6. Представление о военных кампаниях как о сезонных (и ежегодных) имело глубокие корни в римском сознании. Оно было закреплено в соответствующих календарных праздниках. Ритуальная подготовка к предстоящему военному сезону начиналась в первый день марта (месяц Марса), когда "оружие и щиты приходят в движение" - жрецы-салии в военной пляске проходили через город, ударяя мечами о щиты (см.: примеч. 73-74 к кн. I). На 9-23 марта приходилось еще несколько церемоний подобного рода. Завершался военный сезон осенью (19 октября) "очищением оружия", которое затем припрятывалось до следующего года. Потребность воина-земледельца в какое-то время года "возвращаться, чтобы повидать родной дом и свое хозяйство" тоже представлялась естественной римскому общественному мнению. Ср. предание о римском полководце Гае Атилии Регуле, который (во время I Пунической войны!) мотивировал просьбу об отставке смертью раба, управлявшего его хозяйством, что грозило оставить без пропитания жену и детей Регула (см.: Валерий Максим, IV, 4, 6). 7. Слово "проконсульский", очевидно, относится тут не к позднейшим проконсулам, а к военным трибунам с консульской властью, которые ведь тоже выбирались "вместо консулов" (pro consulibus - см.: IV, 7, 1; 41, 10). 8. В 416 г. до н. э. (см.: IV, 48, 6). 9. Ср., например: Платон. Законы, 777. 10. Имеется в виду Троянская война. 11. См.: примеч. 45 к кн. I. 12. Об охоте как одном из средств тренировки тела и духа, воспитания физической и моральной выносливости см., например: Ксенофонт. Киропедия, I, 2, 10; Цицерон. О природе богов, II, 161; Гораций. Послания, II, 18, 49. 13. См.: II, 32, 2; 33, 3. 14. Избиение палками до смерти - один из видов казни за преступления против воинской дисциплины (обычно к этой казни присуждали за воровство в лагере, лжесвидетельство, побег и серьезные нарушения караульной службы). См.: Полибий. VI, 37, I сл. 15. Ср.: IV, 32, 2. 16. Всадники, входившие в 18 центурий, получали от государства коня и средства на его содержание, служба же всадников "с собственным конем" была проявлением их гражданского энтузиазма в моменты критического положения дел на войне. 17. Плата всадникам была втрое выше, чем пехотинцам (ср.: V, 12, 12 и примеч. 26). 18. Капенцы - жители Капен, этрусского города, имевшего тесные культурные и экономические связи с соседними Фалериями (см.: примеч. 53 к кн. IV) и с Вейями. Падение Вей ослабляло и их позиции. 19. См.: IV, 17, 11. 20. Т.е. 1 октября. 21. В действительности, видимо, в первый раз (см. выше, примеч. 1). 22. Видимо, не тождествен упомянутому выше (V, 1, 2). 23. Имеется в виду закон 448 г. до н.э. (Требониев закон), запрещавший кооптацию патрициев в народные (плебейские) трибуны (см.: III, 65, 4). Впрочем, историю, рассказанную здесь Ливием, можно рассматривать и как дублетную по отношению к III, 64-65 (если это так, то трудно определить достоверную дату Требониева закона). 24. См.: примеч. 92 к кн. IV. 25. Таким образом, первый плебей среди военных трибунов с консульской властью был братом патриция - такого же трибуна истекшего года. Они носили разные имена, т.е. принадлежали к разным родам. Возможно, они были сводными братьями или один из них был усыновлен в патрицианский род. Римское общество понемногу уже вступает на путь, приведший в конце концов к образованию "нобилитета" - знати, включившей в себя и патрицианскую, и плебейскую верхушку. 26. См. выше: 7, 5 и примеч. 17. Следует, впрочем, отметить, что Гней Корнелий был военным трибуном 401 г. до н.э., а не в 403, когда, судя по изложению Ливия, были установлены размеры жалованья, выплачиваемого всадникам. 27. Это были первые публичные лектистернии (от лат. lectus - "ложе" и sternere - "стлать"): в храмах выставлялись изображения богов на ложах, а перед ними столы с угощениями. Обращает на себя внимание, что все "угощаемые" боги были греческие или отождествленные с греческими. Все население Рима восемь дней праздновало, участвуя в культе этих богов. Обычай умилостивлять богов такими "пирами" при всенародных бедствиях прижился в Риме (ср.: VII, 2, 2 - 364 г. до н.э.; VII, 27, 1 - 399 г.; VIII, 25, 1 - 326 г. и т.д.). 28. Латона почиталась как мать Аполлона и Дианы (Артемиды). 29. Нептун (италийское водное божество, отождествленное с греческим Посейдоном) и Меркурий упомянуты вместе, видимо, как покровители морской торговли; Геркулес тоже считался покровителем торговли и к тому же был связан с сельскохозяйственными культами, так что эти боги могли умилостивляться как "кормильцы". Аполлон был богом-целителем (в 431 г. до Страницы: «« « 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |