Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Тит Ливий - История Рима с основания города

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 140
Размер файла: 909 Кб
Страницы: «« « 126   127   128   129   130   131   132   133   134  135   136   137   138   139   140  »

2); в палатках же, как правило, войска размещались во время летних кампаний.

6. Представление о военных кампаниях как о сезонных (и ежегодных) имело
глубокие корни в римском сознании. Оно было закреплено в соответствующих
календарных праздниках. Ритуальная подготовка к предстоящему военному
сезону начиналась в первый день марта (месяц Марса), когда "оружие и щиты
приходят в движение" - жрецы-салии в военной пляске проходили через город,
ударяя мечами о щиты (см.: примеч. 73-74 к кн. I). На 9-23 марта
приходилось еще несколько церемоний подобного рода. Завершался военный
сезон осенью (19 октября) "очищением оружия", которое затем припрятывалось
до следующего года. Потребность воина-земледельца в какое-то время года
"возвращаться, чтобы повидать родной дом и свое хозяйство" тоже
представлялась естественной римскому общественному мнению. Ср. предание о
римском полководце Гае Атилии Регуле, который (во время I Пунической
войны!) мотивировал просьбу об отставке смертью раба, управлявшего его
хозяйством, что грозило оставить без пропитания жену и детей Регула (см.:
Валерий Максим, IV, 4, 6).

7. Слово "проконсульский", очевидно, относится тут не к позднейшим
проконсулам, а к военным трибунам с консульской властью, которые ведь тоже
выбирались "вместо консулов" (pro consulibus - см.: IV, 7, 1; 41, 10).

8. В 416 г. до н. э. (см.: IV, 48, 6).

9. Ср., например: Платон. Законы, 777.

10. Имеется в виду Троянская война.

11. См.: примеч. 45 к кн. I.

12. Об охоте как одном из средств тренировки тела и духа, воспитания
физической и моральной выносливости см., например: Ксенофонт. Киропедия, I,
2, 10; Цицерон. О природе богов, II, 161; Гораций. Послания, II, 18, 49.

13. См.: II, 32, 2; 33, 3.

14. Избиение палками до смерти - один из видов казни за преступления против
воинской дисциплины (обычно к этой казни присуждали за воровство в лагере,
лжесвидетельство, побег и серьезные нарушения караульной службы). См.:
Полибий. VI, 37, I сл.

15. Ср.: IV, 32, 2.

16. Всадники, входившие в 18 центурий, получали от государства коня и
средства на его содержание, служба же всадников "с собственным конем" была
проявлением их гражданского энтузиазма в моменты критического положения дел
на войне.

17. Плата всадникам была втрое выше, чем пехотинцам (ср.: V, 12, 12 и
примеч. 26).

18. Капенцы - жители Капен, этрусского города, имевшего тесные культурные и
экономические связи с соседними Фалериями (см.: примеч. 53 к кн. IV) и с
Вейями. Падение Вей ослабляло и их позиции.

19. См.: IV, 17, 11.

20. Т.е. 1 октября.

21. В действительности, видимо, в первый раз (см. выше, примеч. 1).

22. Видимо, не тождествен упомянутому выше (V, 1, 2).

23. Имеется в виду закон 448 г. до н.э. (Требониев закон), запрещавший
кооптацию патрициев в народные (плебейские) трибуны (см.: III, 65, 4).
Впрочем, историю, рассказанную здесь Ливием, можно рассматривать и как
дублетную по отношению к III, 64-65 (если это так, то трудно определить
достоверную дату Требониева закона).

24. См.: примеч. 92 к кн. IV.

25. Таким образом, первый плебей среди военных трибунов с консульской
властью был братом патриция - такого же трибуна истекшего года. Они носили
разные имена, т.е. принадлежали к разным родам. Возможно, они были сводными
братьями или один из них был усыновлен в патрицианский род. Римское
общество понемногу уже вступает на путь, приведший в конце концов к
образованию "нобилитета" - знати, включившей в себя и патрицианскую, и
плебейскую верхушку.

26. См. выше: 7, 5 и примеч. 17. Следует, впрочем, отметить, что Гней
Корнелий был военным трибуном 401 г. до н.э., а не в 403, когда, судя по
изложению Ливия, были установлены размеры жалованья, выплачиваемого
всадникам.

27. Это были первые публичные лектистернии (от лат. lectus - "ложе" и
sternere - "стлать"): в храмах выставлялись изображения богов на ложах, а
перед ними столы с угощениями. Обращает на себя внимание, что все
"угощаемые" боги были греческие или отождествленные с греческими. Все
население Рима восемь дней праздновало, участвуя в культе этих богов.
Обычай умилостивлять богов такими "пирами" при всенародных бедствиях
прижился в Риме (ср.: VII, 2, 2 - 364 г. до н.э.; VII, 27, 1 - 399 г.;
VIII, 25, 1 - 326 г. и т.д.).

28. Латона почиталась как мать Аполлона и Дианы (Артемиды).

29. Нептун (италийское водное божество, отождествленное с греческим
Посейдоном) и Меркурий упомянуты вместе, видимо, как покровители морской
торговли; Геркулес тоже считался покровителем торговли и к тому же был
связан с сельскохозяйственными культами, так что эти боги могли
умилостивляться как "кормильцы". Аполлон был богом-целителем (в 431 г. до

Страницы: «« « 126   127   128   129   130   131   132   133   134  135   136   137   138   139   140  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тит Ливий, История Рима с основания города