Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Тит Ливий - История Рима с основания города

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 140
Размер файла: 909 Кб
Страницы: «« « 118   119   120   121   122   123   124   125   126  127   128   129   130   131   132   133   134   135   136  » »»

упомянуты у Дионисия Галикарнасского (IV, 85).

72. См.: II, 2, 1.

73. Наименования двух борющихся "станов" ("партий") - "сторонники народа"
("популяры") и "сторонники лучших" ("оптиматы") принадлежат политическому
словарю I в. до н.э. Вообще, описывая власть децемвиров как подобную
царской (III, 38, 1), Ливий, возможно, находился под влиянием красноречия
Цицерона, обличавшего - в речах 63 г. до н.э. о земельном законопроекте
своего современника Сервилия Рулла - характер власти совсем других (к тому
же так и не назначенных) децемвиров.

74. Луций Сикций Дентат - легендарный, прозванный "Римским Ахиллесом" герой
плебса, воплотивший в себе мужество и самоотверженность плебеев (ср.: Авл
Геллий, II,11,1).

75. Отмеченное самим Ливием сходство между историями Вергинии и Лукреции,
несомненно, литературного происхождения. Недаром Ливия здесь занимают
прежде всего сюжетные параллели, атмосфера напряженности, драматургическое
развитие действия, развертывание юридического спора по всем правилам
популярного риторического жанра контроверсии. Эта патетическая новелла,
однако, прочно вошла в историческую и даже историко-юридическую (см.
примеч. 81) традицию римлян. Некоторые ее варианты показательны: у Диодора
(XII,24,2) и в одном из трактатов Цицерона (О государстве, II,63; иначе: О
пределах добра и зла, II,66) вместо Аппия Клавдия фигурирует "один из
децемвиров"; Диодор называет Вергинию "девицей благородного происхождения".

76. "Взрослая девушка", обучавшаяся грамоте, не должна удивлять - брачным
возрастом для девушки в Риме считались 12 лет. Первая школа в Риме была
открыта лишь в III в. до н.э. (Карвилием, отпущенником Спурия Карвилия
Максима, консула 234 г.), а до того дети обучались дома.

77. "Наложение руки" (прикосновение к плечу) - символический жест
предъявления прав на человека.

78. См.: примеч. 68 к кн. II.

79. Речь идет о принципе favor libertatis ("благоволение свободе"),
согласно которому в спорных случаях вопрос о статусе человека должен
решаться в пользу свободы (что должно было приниматься во внимание и при
предварительных решениях).

80. Подвластное состояние девушки не должно было иметь отношения к вопросу
об отсрочке.

81. Римские юристы позднейшего времени не сомневались в противоправности
действий Аппия Клавдия (см.: Дигесты, 1, 2, 2, 24).

82. По Дионисию Галикарнасскому (XI, 36), Аппий Клавдий выдвинул против
Вергиния обвинение в краже ребенка (ср.: III, 44, 9).

83. Венера - италийское божество. В Риме первоначально почиталась как
богиня садов и всяческого произрастания. Позднее она была отождествлена с
Афродитой, богиней красоты, любви и брака, матерью прародителя римлян Энея.
Установление древнего культа Венеры Очистительницы (Venus Cloacina - от
старолатинского cluere - "очищать", "чистить") приписывалось традицией Титу
Тацию (Плиний. Естественная история, 15, 119).

84. Лавки, находившиеся на северной стороне Форума, сгорели в 210 г. до
н.э. Они были отстроены заново около 192 г. до н.э. (Фест, 258 L.) и
получили название "Новые". Ко времени Ливия они были перенесены на другое
место, но память о них сохранилась в названии того района, где они
находились прежде ("У новых") (см.: Варрон. О латинском языке, VI, 59).

85. Это единственное упоминание о Вецилиевой горе. Вероятно - одна из
вершин Альгидского массива.

86. По римскому праву отец имел власть над жизнью и смертью своих детей
(см.: примеч. 90 к кн. I), но юридически допустимое их убийство могло
вызвать резкое осуждение. Так, при Августе некий римский всадник, засекший
до смерти своего сына, едва не стал жертвой самосуда толпы и был спасен
только императорским вмешательством (Сенека. О мягкосердечии, I, 15, 1).
Однако применительно к Вергинии речь идет не об отцовской каре, а об
убийстве вынужденном (по римским понятиям, для свободного человека позор
хуже смерти).

87. Военные трибуны - высшая в легионе (где их было шесть) командная
должность. Здесь, однако, речь идет не о регулярной должности, а о выборных
предводителях для войска, оставшегося (с крушением власти децемвиров) без
командующего.

88. Уже древние авторы, рассказывающие о втором - как и о первом (см.
примеч. 73 к кн. II) - "уходе" плебеев, расходятся в мнениях о том, куда
именно они удалились. По Диодору (XII, 24) и Саллюстию (Югуртинская война,
31, 17), плебеи оба раза уходили на Авентин; по Помпонию (Дигесты, 1, 2, 2,
20 и 21) и Фесту (422L.), в первый раз на Священную гору, во второй - на
Авентин. Ливий, повествуя о втором "уходе", заставляет плебеев перейти с
Авентина на Священную гору.

89. Избрание (или надзор за избранием) должностных лиц не входило в
компетенцию понтифика, поэтому Асконий (I в. н.э., комментатор Цицерона),
упоминая этот эпизод, пояснял, что дело происходило в отсутствие каких-либо
должностных лиц. Современных комментаторов смущает то обстоятельство, что в
рассказе Ливия этот эпизод относится к подготовительным этапам деятельности
Валерия и Горация, хотя лишь после принятия их законов трибунат стал
"частью конституционной системы". В любом случае, однако, речь идет о цепи
взаимосвязанных мероприятий, связанных с именами консулов-реформаторов.

90. Решения (так называемые "плебисциты" - plebiscita), принятые собранием
плебеев (concilium plebis, или comitia plebis tributa), - распространялись

Страницы: «« « 118   119   120   121   122   123   124   125   126  127   128   129   130   131   132   133   134   135   136  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тит Ливий, История Рима с основания города