Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Тит Ливий - История Рима с основания города

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 140
Размер файла: 909 Кб
Страницы: «« « 110   111   112   113   114   115   116   117   118  119   120   121   122   123   124   125   126   127   128  » »»

запряженной четверней колеснице, которую окружала толпа родственников и
клиентов (см.: примеч. 41). Над его головой раб держал золотую корону и
время от времени шептал ему на ухо: "Оглянись и помни, что ты - человек".
Впереди везли военную добычу и вели наиболее знатных пленников. Перед
колесницей шли ликторы, а за триумфатором следовало его войско с
триумфальными восклицаниями и с песнями - как восхвалявшими, так и грубо
осмеивавшими полководца (чтобы гордость его не была чрезмерной и не
раздражала богов). Как правило, в шествии принимали участие и сенаторы. На
Капитолии триумфатор совершал жертвоприношение (помимо жертвенных животных,
он приносил в дар Юпитеру золотую корону и часть добычи). Завершался триумф
торжественным пиром.

18. Таков был срок траура по отцу семейства.

19. Велия - один из холмов Рима. Находилась к северо-востоку от Палатина и
соединяла его с Оппиевой горой (одной из двух вершин Эсквилина).

20. См. примеч. 39 к кн. I.

21. См. примеч. 50 к кн. I.

22. Вика Пота - римская богиня, уже в древности отождествлявшаяся с
Викторией - богиней Победы, "аналогом" греческой Ники.

23. Публикола (Попликола) - по народной этимологии происходит от лат.
populum colere - "заботиться, печься о народе".

24. См. также: X, 9, 3-6; Цицерон. О государстве, I, 62; II, 53; Об ответах
гаруспиков, 16; За Милона, 7.

25. Если умирал один из членов фамилии, то весь дом находился в трауре, и
никто из него не имел права участвовать в религиозных церемониях. Лишь по
прошествии определенного времени после похорон совершались очистительные
обряды.

26. По Плутарху (Попликола, 14), это известие было ложным (выдумкой брата
Публиколы).

27. Война Рима с Порсеной - исторический факт, но традиция, которой следует
Ливий, не единственная. У Тацита (История, III, 72, 1) и Плиния Старшего
(Естественная История, XXXIV, 139) мы находим какие-то указания на то, что
Рим был взят Порсеной. В рассказе Ливия основное внимание уделяется
легендарным героям - Горацию Коклесу, Муцию Сцеволе, "Клелии, воплощавшим
римские добродетели: верность, постоянство, доблесть.

28. Кумы - один из первых греческих городов на территории Италии (в
Кампании). Основан около 750 г. до н.э.

29. Государственная монополия на торговлю солью в Риме существовала во
времена Поздней республики и на протяжении всего существования Империи.
Когда она была установлена, неизвестно, но поскольку нашествие Порсены и
война в Лации подвергли опасности римские соляные разработки, вполне
вероятно, что сообщаемые Ливием факты достоверны.

30. Гораций Коклес (букв.: "Кривой", "Одноглазый"), по Дионисию (V, 23, 2),
племянник Марка Горация Пульвилла, одного из первых римских консулов (см. о
нем: II, 8, 5-8). В традицию вошел как легендарный герой, олицетворение
римской доблести.

31. По Полибию (VI, 55, 1-4), Коклес утонул; по Дионисию Галикарнасскому
(V, 23-35), был ранен.

32. Некоторое время спустя статуя была перенесена с Комиция (см.: примеч.
121 к кн. I) на площадь Вулкана, т.е. на посвященную Вулкану территорию,
находившуюся напротив Свайного моста. Вряд ли она изображала действительно
Коклеса (в Греции первая статуя в честь умершего человека была поставлена в
509 г. до н.э., а первая прижизненная - не ранее 400 г. до н.э.). Скорее
это было культовое изображение, возможно, самого Вулкана.

33. Речь идет о милевых камнях. "У второго камня" - в двух милях. Строго
говоря, сами камни были поставлены позднее, но таков был привычный для
римлян способ обозначения расстояния на дорогах.

34. Манипул - тактическая единица в войске (две центурии).

35. Легенда о Гае Муции окончательно оформилась и закрепилась, вероятно, в
начале III в. до н.э. не без влияния мифологических мотивов.

36. Прозвище Сцевола (Scaevola) народная этимология связывала с латинским
словом scaeva - "левая рука" ("Левша").

37. Легенду о Клелии (с некоторыми расхождениями) рассказывают многие
авторы. См., например: Вергилий. Энеида, 8, 651; Ювенал. Сатиры. 8, 265;
Флор, I, 10, 7.

38. Конные статуи, как знак оказания почести, были заимствованы римлянами у
греков не ранее IV в. до н.э.; поэтому статуя вряд ли изображала Клелию.
Вероятно, это было изображение божества (возможно, Конной Венеры).

39. Этрусский квартал (Vicus Tuscus) - улица между Палатином и Капитолием,
которая вела от Форума к Большому цирку. На этой улице была статуя
этрусского бога Вортумна. Существование в Риме района, заселенного
этрусками, не требует специальных объяснений, таких, как у Ливия или у
Тацита (Анналы, IV, 65).

40. См. выше кн. I, 49, 9 и примеч. 147 к кн. I.

41. Клиентами (о происхождении этого слова спорят) назывались свободные,
связанные специфическими отношениями с могущественным покровителем -
патроном (от лат. pater - "отец"). Клиент был во многом зависим от патрона,

Страницы: «« « 110   111   112   113   114   115   116   117   118  119   120   121   122   123   124   125   126   127   128  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тит Ливий, История Рима с основания города