Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Тит Ливий - История Рима с основания города

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 140
Размер файла: 909 Кб
Страницы: «« « 107   108   109   110   111   112   113   114   115  116   117   118   119   120   121   122   123   124   125  » »»

историчны. Легендарные мотивы римских традиционных рассказов об этом царе,
видимо, связаны с его именем. Во-первых, оно латинское (латин,
царствовавший между правлениями двух этрусков), во-вторых, родовое имя
"Туллий" впоследствии существовало только у плебеев, в-третьих, имя
"Сервий" (ср.: лат. servus - "раб") наводило на мысль о его рабском
происхождении. Из всего этого складывался образ царя-народолюбца. Борьба
римских ученых историографов с этой традицией видна и по изложению Ливия,
который, впрочем, сам отдал ей обильную дань. Наконец, уже после Ливия
император Клавдий (41-54 гг. н.э.) отождествил Сервия Туллия с этруском
Мастарной (эта версия нашла немало приверженцев среди современных
исследователей).

132. Нигде раньше Ливий (в отличие от Дионисия Галикарнасского - III, 57)
не упоминает о войне с Вейями при Тарквинии Древнем. Возможно, сочинение
Лициния Макра, послужившее основой для описания эпохи Тарквиния Древнего, о
войне с Вейями умалчивало, а для описания царствования Сервия Туллия Ливий
использовал другой источник (Валерия Антиата).

133. Цензом (от лат. censere - оценивать) называлась как перепись
населения, проводившаяся в целях оценки имущества граждан для
урегулирования податей и военной службы, так и те критерии (размер
имущества и происхождение), согласно которым граждане причислялись к тому
или иному разряду. Ценз проводился раз в пять лет и завершался
очистительной жертвой. Денежные оценки имущества (в ассах) в последующем
изложении - очевидный анахронизм (см. примеч. 92 к кн. IV), а описание
вооружения - плод ученой реконструкции римских историков.

134. Младшие возрасты - от 18 до 45 лет; старшие - от 46 до 60 лет.

135. Три удвоенные древние центурии всадников (Titles, Ramnes, Luceres)
имели общее название Sex suffragia - "Шесть голосов" (в собрании по
центуриям). Они набирались исключительно из патрицианских родов (в отличие
от остальных 12 всаднических центурий) и имели скорее политическое, чем
военное значение.

136. Древнейшее разделение на три трибы (см. прим. 56) основывалось на
этническом или родовом признаке. Новые, Сервиевы трибы были
территориальными. Наряду с четырьмя городскими трибами (Сукузанская,
Эсквилинская, Коллинская и Палатинская), были учреждены также сельские, о
которых Ливий умалчивает. Распределение центурий по трибам и появление
единой имущественно-территориальной системы организации общества относится
к концу III в. до н.э. Современная этимология производит слово tribus от
корня tri- ("треть"). Слова tribuo и tributum, в свою очередь, производятся
от tribus, а не наоборот, как у Ливия.

137. Так называемые "стены Сервия" были возведены в IV в до н.э., однако,
исходя из свидетельства Варрона (О латинском языке; V, 48), можно
предположить, что они были построены на месте более древних стен. При
раскопках были обнаружены остатки вала, сооруженного, вероятно,
действительно при Сервии Туллии.

138. Померий - незастроенное пространство вдоль городской стены, отделявшее
город как освященную птицегаданием, находящуюся под покровительством богов
территорию от внешнего мира. Обычай окружать город померием - этрусский;
вероятно, и само слово "pomerium" этрусского происхождения.

139. Диана - древнее италийское божество света и жизни, богиня луны,
покровительница женщин, а также рабов и плебеев; отождествлялась с
греческой Артемидой, чей знаменитый храм в Эфесе был построен в 600 г. до
н.э. и служил общим святилищем для 12 союзных городов западного побережья
Малой Азии. Храм Дианы был возведен Сервием Туллием на Авентине.

140. Прием политической борьбы, обычный в Риме более позднего времени.

141. Здесь имеются в виду царские дома Фив и Микен (истории Эдипа и
Агамемнона, нашедшие отражение в греческих трагедиях, о которых в
вспоминает Ливий).

142. Учитывая, что Сервий Туллий царствовал 44 года (см. ниже: I, 48, 8),
вряд ли возможно, чтобы юноша Тарквиний мог быть сыном Тарквиния Древнего.
Флор (I, 1, 7) и Дионисий (V, 1, 48) называют его внуком.

143. Этот обычай был характерен для предвыборной борьбы времен Республики
(см. также II, 54, 3; III, 47, 2).

144. Фурии отождествлялись с греческими Эриниями - богинями, мстившими за
убийство родственников.

145. Приписываемое здесь Сервию намерение отказаться от власти несомненно
было подсказано римским историкам последующими событиями.

146. Историчность царствования Тарквиния Гордого (традиционные даты:
534-510 гг. до н.э.) в той мере, в какой речь идет о последнем периоде
господства этрусков в Риме, закончившемся их изгнанием, о постройке
Капитолийского храма, строительстве Большого канала, взятии Габий и Свессы
Помеции и пр. подтверждается археологическими и эпиграфическими данными.
Однако общий тон рассказа о Тарквинии Гордом и большинство деталей
свидетельствуют о сильном влиянии греческой литературы. Образ этого царя
полностью соответствует греческой модели тирана. Его прозвание Superbus
значит не просто "Гордый" или "Высокомерный", но и "Самоуправец",
"Несправедливый".

147. Мамилии - знатный род из Тускула, города в Лации, примерно в 25 км к
юго-востоку от Рима. Основателем Тускула считали Телегона, сына Одиссея
(Улисса) и Кирки (Цирцеи). Род Мамилиев возводил свое происхождение к
Мамилии, дочери Телегона, рожденной уже в Тускуле (Фест, 116L.).

148. Роща у источника Ферентины была, вероятно, наряду со святилищем
Арицийской Дианы на озере Неми, местом собраний для городов - членов
Латинского союза (см.: примеч. 46 к кн. II).

Страницы: «« « 107   108   109   110   111   112   113   114   115  116   117   118   119   120   121   122   123   124   125  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тит Ливий, История Рима с основания города