Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Тит Ливий - История Рима с основания города

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 140
Размер файла: 909 Кб
Страницы: «« « 108   109   110   111   112   113   114   115   116  117   118   119   120   121   122   123   124   125   126  » »»

149. Такой род казни римляне приписывали карфагенянам (см.: Плавт. Пуниец,
ст. 1025 сл.). Рассказ о Турне Гердонии, видимо, позднейший вымысел.

150. Никаких других упоминаний о смешанных воинских подразделениях (о
манипуле см. ниже, примеч. 34 к кн. II) нет у римских авторов. Может быть,
здесь отразилось смутное воспоминание о какой-то попытке Тарквиния Гордого
искусственно объединить свою небольшую державу, или отголосок каких-то
позднейших событий.

151. Вольски - народ, родственный умбрам и, возможно, иллирийцам - в конце
VI в. до н.э. спустились с Апеннин и обосновались на прибрежной равнине
Лация и в Кампании. В течение двухсот лет вольски оставались постоянной
угрозой Риму, пока - к концу IV в. до н.э. - не были подчинены Римом и
полностью романизованы.

152. Сообщение о взятии Габий (город примерно в 18 км к востоку от Рима)
подтверждается археологическими данными, но все детали рассказа были
разработаны под влиянием греческой литературы, видимо, еще первым
поколением римских историков (III в. до н.э.).

153. Дионисий Галикарнасский (IV, 55; 63; 64) и Цицерон (О государстве, II,
46) считали Секста старшим сыном Тарквиния.

154. Герники - народ (возможно, самнитского происхождения), обитавший в
Среднем Лации. Эквы - среднеиталийский народ, в V в. до н.э.- злейшие враги
Рима. Покорены в конце IV в. до н.э.

155. Термин - божество границ и межевых злаков, разделявших земельные
участки. Учреждение культа Термина приписывалось Нуме. По древнему закону,
человеку, сдвинувшему межевой камень, грозила смертная казнь. Общественный
культ Термина на Капитолии должен был служить охране и расширению границ
Рима (см.: Овидий. Фасты, II, 667-684).

156. О "пометийской добыче" см.: I, 53, 3. В этой связи ниже упоминаются
римские историки Фабий Пиктор и Луций Кальпурний Пизон (был консулом в 133
г. до н.э.).

157. Большой канал (Cloaca Maxima) был первоначально открытым стоком,
отводившим воды с северо-восточной части Рима в Тибр. Основной целью его
постройки было окончательное осушение Форума, который лишь несколькими
десятилетиями раньше в результате предварительных дренажных мероприятий
перестал использоваться как кладбище.

158. Вывод поселения в Сигнию (город, расположенный примерно в 55 км от
Рима), датируемый 495 г. до н.э., объясняется, в первую очередь,
стратегическими целями (близостью города к землям эквов и вольсков). Цирцеи
- город на берегу Тирренского моря, приблизительно в 100 км от Рима.
Римская колония была выведена туда в 393 г. до н.э. Так же, как и Сигния,
город был стратегическим пунктом на границе с вольсками. Впрочем, вероятно,
что в обоих городах и во времена Тарквиния Гордого существовали небольшие
этрусско-латинские поселения.

159. Змеи считались провозвестницами смерти.

160. К "общественным" относились знамения, о которых сообщали сенату для
принятия им соответствующих мер. О знамениях в "частном месте" или в чужой
земле, которые не считались общественными, прорицателей запрашивали частным
образом. Неясно, почему Ливий рассматривает знамение, явленное в царском
доме, который обладал, бесспорно, общественным сакральным значением, как
частное.

161. Луций Юний Брут - лицо, вероятно, историческое. Однако разработка его
характера, а также детали рассказов о связанных с ним событиях, восходят,
по-видимому, к семейным преданиям плебейского рода Юниев.

162. В Дельфах жрица (пифия) давала свои предсказания под действием
одуряющих испарений, поднимавшихся из расселины скалы. У Ливия сам голос
идет прямо из расселины.

163. Ардея - главный город рутулов (см. выше, примеч. 13), народа,
подвергшегося сильному влиянию этрусской культуры - находилась примерно в
26 км от Рима в некотором отдалений от моря.

164. Тарквиний Коллатин - родственник Тарквиния Гордого, живший в Коллации
(см.: примеч. 125), на что и указывает его прозвище.

165. Вряд ли Брут, считавшийся "тупицей", мог занимать такую должность. По
Цицерону (О государстве, II, 46), Брут был частным лицом. Однако, согласно
римским законам, частное лицо не имело права держать речь перед народным
собранием. Видимо, поэтому римские историки, желая показать, что
установление Республики произошло законным путем, облекли Брута подобающими
полномочиями.

166. Триципитин - прозвище Спурия Лукреция.

167. Префектом Города называлось лицо, облеченное на время отсутствия царя
(позднее - консулов) высшими полномочиями (см.: Тацит. Анналы, 6, 11).

168. Подобные записки были, возможно, чем-то вроде руководства по
проведению определенных церемоний и мероприятий (таких, например, как
народные собрания и религиозные обряды). Не исключено, однако, что и они
придуманы римскими историками для легализации совершившегося переворота.
Образцом для них могло послужить назначение должностных лиц Антонием "по
запискам Юлия Цезаря" (Плутарх. Антоний, 15; Аппиан, III, 5, 16-17;
Цицерон. I Фил., 16-17).

169. В первые времена Республики лица, обладавшие верховной властью,
назывались преторами (лат. praetor, от praeire - "идти впереди",
"предводительствовать").

Страницы: «« « 108   109   110   111   112   113   114   115   116  117   118   119   120   121   122   123   124   125   126  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тит Ливий, История Рима с основания города