Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Тит Ливий - История Рима с основания города

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 140
Размер файла: 909 Кб
Страницы: «« « 109   110   111   112   113   114   115   116   117  118   119   120   121   122   123   124   125   126   127  » »»

    Тит Ливий. История Рима от основания города. Примечания к книге II.

Текст приведен по изданию: Изд-во "Наука" М., 1989 Комментарий - Н.Е.
Боданской

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Речь идет об "убежище", учрежденном Ромулом (см.: I, 8, 4; ср.: 9, 5).
Свободу обретали здесь бежавшие из других городов и земель рабы, а
безнаказанность - те, кому в их отечестве грозила кара.

2. Ср.: Флор, I, 9, 2: "Римский народ сделал из постоянной должности
годичную, из единоличной двойную, чтобы государственная власть не
извращалась единовластием и долгосрочностью" (пер. М. Дашковой).

3. Внешними знаками власти, перешедшими от царей к консулам, были курульное
кресло, окаймленная пурпуром тога (претекста) и 12 ликторов с фасками (см.:
I, 8, 2-3 и примеч. 39 к кн. I).

4. Компетенция обоих консулов была одинакова: оба вершили суд в городе, а
если вместе отправлялись в поход, то командовали армией, ежедневно сменяя
друг друга (фаски были у того, кто командовал в этот день). Каждый из них
мог опротестовать решение соправителя.

5. Численность сената в 300 человек сохранялась до Гая Гракха - его законом
от 122 г. до н.э. число сенаторов было увеличено до 600.

6. Выражение "patres conscripti" (обращение к сенаторам) Ливий, как позднее
Фест (6, 23-24L.; 36, 16 сл. L.; 304, 24 сл. L.) толкует как "patres et
conscripti", различая "отцов" (сенаторов-патрициев - по праву происхождения
из знатных родов) и "записанных" в сенат позднее. Однако, по мнению
некоторых исследователей, форма "pater conscriptus" в ед. ч. (Цицерон.
Филиппика XIII, 28) позволяет понимать то же выражение иначе: "отцы" (т.е.
"отцы семейств" - см. примеч. 42 к кн. I), "внесенные в список (сената) ".

7. Царь-жрец - rex sacrorum (священный царь, царь священнодействий) или rex
sacrificulus (царь-жертвователь) - не располагал реальной политической
властью и не мог быть должностным лицом; в его обязанности входило
принесение жертв в твердо установленные дни. Иногда царь-жрец выступал в
качестве эпонима, т.е. по нему обозначали год (см.: Плиний Старший.
Естественная история, XI, 186). О понтифике см.: I, 20, 5 (с. 27-28 наст.
изд.) и примеч. 75 к кн. I.

8. См.: примеч. 75 к кн. I.

9. Еще у Платона софист Калликл говорит о том, что "законы установили
слабосильные, а их большинство", и сделали они это "ради себя и собственной
выгоды" (Горгий, 483Ь). У софистов эта мысль была связана с впервые
выдвинутым ими противопоставлением "природы" (т.е. естественного закона) и
"закона" (т.е. человеческих установлений). Естественное право они
воспринимали как право сильного (для природы, по их учению, то, что
сильнее, и есть лучшее). См.: Секст Эмпирик. Против физиков, II, 1, 54.

10. Более обстоятельно этот эпизод изложен у Плутарха (Попликола, 4-6).

11. Марсово поле (Campus Martius) - низина в излучине Тибра между Тибром и
Фламиниевой дорогой - к западу от городской стены Сервия Туллия - площадью
почти в 250 га. Находившееся вне городской черты, просторное Марсово поле
играло очень большую роль в городской жизни Рима - здесь происходили
народные собрания по центуриям, проводилась перепись населения,
устраивались военные парады, молодежь занималась военными и гимнастическими
упражнениями и т.п.

12. На о-ве Тиберине (insula Tiberina) был выстроен в 291 г. до н.э. храм
Эскулапа (бога врачевания); отсюда и позднейшее название: Эскулапов остров
(см.: Светоний. Клавдий, 25, 2).

13. Такая казнь была карой за преступление против отечества (perduellio).
Ср.: I, 26, 6.

14. Ср.: Плутарх. Попликола, 6: "...Меж тем как остальные не в силах были
на это смотреть, сам консул, говорят, не отвел взора в сторону, сострадание
нимало не смягчило гневного и сурового выражения его лица" (пер. С.
Маркиша). Сходные описания находим и у других авторов. В сжатом рассказе
Ливия нередко видят иную эмоциональную окраску, но уместно вспомнить, что
римский юрист начала III в. н.э., обосновывая право отца на убийство
дочери, уличенной в прелюбодеянии, подчеркивает, что именно "отцовское
чувство долга" внушает ему такие "решения о детях" (Дигесты, 48, 5; 23,4).

15. Виндикта - символическое прикосновение должностного лица палочкой
(фестукой) к отпускаемому на волю рабу (эта процедура имела форму мнимого
судебного процесса) или сама фестука. Освобожденные виндиктой, как и
другими официальными способами - внесением в цензовый список или по
завещанию господина,- становились римскими гражданами (в первом поколении -
с урезанными правами). Виндикта применялась и в других судебных процедурах,
и это слово, конечно, не могло происходить от имени Виндиция - связь была
обратной.

16. Сильван - бог лесов и дикой природы; отождествлялся с греческим Паном.

17. Во времена Республики триумф назначался Сенатом по просьбе самого
полководца. Необходимыми условиями для получения этой высшей награды за
военные подвиги были: самостоятельное командование войсками (imperium) в
должности, освященной ауспициями; победа над неприятелем (причем в сражении
должно было быть убито не менее 5 тыс. врагов); присутствие войска,
свидетельствовавшее о победоносном окончании войны. Триумфальная процессия
проходила от Марсова поля через Триумфальные ворота, Фламиниев цирк и
Большой цирк вокруг Палатина и по Священной улице на Капитолий к храму
Юпитера. Триумфатор в специальном облачении, увенчанный лаврами, ехал в

Страницы: «« « 109   110   111   112   113   114   115   116   117  118   119   120   121   122   123   124   125   126   127  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тит Ливий, История Рима с основания города