Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Тит Ливий - История Рима с основания города

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 140
Размер файла: 909 Кб
Страницы: «« « 103   104   105   106   107   108   109   110   111  112   113   114   115   116   117   118   119   120   121  » »»

52. Старые ворота Палатина - северные (Мугионские) ворота первоначального
города, располагавшегося на Палатине.

53. Храм Юпитера Становителя (Stator) на новой улице близ Мугионских ворот
был возведен в 294 г. до н.э. По версии Ливия (X, 36, 11; 37, 15), консул
этого года Марк Атилий Регул в битве с самнитами при Луцерии повторил обет
Ромула, и государство, дважды обязанное одним и тем же обетом, поставило
храм на освященном при Ромуле месте. Прозвище Stator кроме военного
значения ("останавливающий отступление") имело и политическое ("блюститель
стойкости государства"), отражающее другую функцию того же божества
{Цицерон. Против Катилины, I, 33; Сенека. О благодеяниях, IV, 7, 2). Второй
храм Юпитера Становителя в Риме (около Фламиниева цирка) был построен в 146
г. до н.э. Квинтом Цецилием Метеллом.

54. Форум - главная площадь Рима - в низине между Палатином и Капитолием.
Место это было освоено при Тарквиниях (см. ниже: I, 35, примеч. 116, 146).

55. Слово "квириты" (как и имя бога Квирина) древние производили от
названия города Куры или от сабинского слова curis - "копье" (ср.: Овидий.
Фасты, II, 475; Плутарх. Ромул, 29, 1). Современная этимология - от
co-viri-om - "собрание, сообщество людей".

56. Древнейшая политическая система в Риме предусматривала деление всего
народа на три трибы (Ливий о них не упоминает), которые назывались Титии,
Рамны и Луцеры (см. след. примеч.) и 30 курий, названных, согласно Ливию,
по именам сабинских женщин (впрочем, в вопросе о происхождении куриальных
названий не было единодушия уже у самих древних. Ср.: Плутарх. Ромул, 20).
Курии, имевшие общую землю и общие святыни и празднества, включали в себя
лишь мужчин-воинов. Система курий была основой воинского набора.

57. Имена этих трех всаднических центурий (сотен) у Ливия - те же, какими,
согласно традиции, назывались древнейшие римские трибы. Очевидно, каждая
центурия соответствовала определенной трибе. Сами эти названия уже Варрон
считал этрусскими (О латинском языке, V, 55).

58. Город Фидены был ближайшим (в 6-8 км к северу) соседом Рима.

59. Вейи находились примерно в 20 км к северо-западу от Рима. Войны Рима с
Фиденами и Вейями были регулярны в конце V в. до н.э. (Для времени Ромула
рассказ о них, возможно, анахронизм).

60. Рассматривая "быстрых" как телохранителей, Ливий следует
историкам-анналистам. Существовала и другая традиция, отождествлявшая
"быстрых" с тремя всадническими центуриями. Само прозвание "быстрых"
(celeri), казалось бы ясное, некоторые античные авторы производят от имени
Целера, которого они называют их предводителем и убийцей Рема.

61. Козье болото - озерцо или болото на Марсовом поле.

62. Обоготворенный Ромул, отец-основатель города (parens urbis), был
отождествлен с сабинским, как считали, богом Квирином. Квирин впоследствии
стал одним из наиболее чтимых в Риме богов, его культ часто объединялся с
культами других богов - Януса, Марса, Юпитера.

63. Рассказ о Прокуле Юлии (которого некоторые авторы называют альбанцем)
исходил, вероятно, от представителей рода Юлиев, желавших подчеркнуть
древность своего рода и свое альбанское происхождение, а также ту важную
роль, которую сыграли их предки в истории Рима.

64. Запрещение взирать на божество отражает римские понятия (римляне
молились, закрыв голову покрывалом).

65. Пифагор - греческий философ VI в. до н.э. С 530 г. до н.э. жил и учил в
греческих городах южного побережья Италии. Версия о Нуме как ученике
Пифагора, зародившаяся у греческих авторов, распространилась было в Риме,
но разработка вопросов хронологии заставила от нее отказаться (ср.:
Цицерон. О государстве. II, 28-29).

66. Авгур - это слово обычно производят от avis - "птица", хотя авгур
толковал не только "птичьи", но и другие знамения. Авгур не предсказывал
будущее - он должен был определять, благоприятствуют или не
благоприятствуют боги задуманным действиям. Ливий приписывает учреждение
этой должности Нуме, но выше (I, 6, 4) рассказывает об авгурских
наблюдениях Ромула. См. также: примеч. 29 к кн. I и примеч. 10 к кн. IV.

67. Предание рисует Нуму царем-жрецом в противоположность царю-воину Ромулу
(Ср.: Цицерон. О государстве, V, 3; Плутарх. Пума, 8-22). Традиционные даты
правления Нумы: 715-672 гг. до н.э.

68. Янус был богом дверей (лат. ianua "дверь") и входов, а также богом
всяческих начинаний. Его имя произносилось в молитве первым, даже прежде
имени Юпитера. Святилище Януса представляло собой небольшое прямоугольное
строение с двумя воротами, нечто вроде двойной арки, и имело название lanus
Geminus. Говоря о том, что врата храма со времен Нумы закрывались дважды,
Ливий называет год консульства Тита Манлия Торквата (235 г. до н.э.- хотя I
Пуническая война закончилась в 241 г. до н.э. в консульство Авла Манлия
Торквата) и время после битвы при Акции (битва - 31 г., закрытие врат храма
- 29 г. до н.э.). Возможно, что ритуал ракрывания дверей святилища Януса
соблюдался не всегда.

69. Создание первого римского календаря приписывалось античной традицией
Ромулу (см.: Овидий. Фасты, I, 27 сл.; III, 97 сл.). Год, в соответствии с
этим исчислением, состоял из 10 лунных месяцев. Реформа календаря,
традиционно связываемая с именем Нумы, была проведена, видимо, веком позже,
в этрусский период и под этрусским влиянием, о чем свидетельствуют названия
некоторых месяцев.

70. В "присутственные" дни (dies fasti) можно было заниматься общественной
деятельностью и вести судебные дела. Занятие общественными делами в

Страницы: «« « 103   104   105   106   107   108   109   110   111  112   113   114   115   116   117   118   119   120   121  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тит Ливий, История Рима с основания города