Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Тит Ливий - История Рима с основания города

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 140
Размер файла: 909 Кб
Страницы: «« « 102   103   104   105   106   107   108   109   110  111   112   113   114   115   116   117   118   119   120  » »»

35. Кармента (от лат. carmen - "песнь", "пророчество") - очень древнее
италийское божество, отождествленное впоследствии с пришедшей из Аркадии
матерью Евандра. Почиталась как пророчица и родовспомогательница. Кроме
древнего алтаря на Бычьем рынке ей был посвящен небольшой храм у
Карментальских ворот у подножия Капитолия.

36. Сивиллы - легендарные пророчицы. Среди них наиболее знаменита Кумская
сивилла, которой приписывали так называемые Сивиллины книги (см. примеч. 22
к кн. III).

37. Геркулес (греческий Геракл) был первым чужеземным богом, культ которого
был принят в Риме. Центром его культа был Великий алтарь на Бычьем рынке
близ Тибра в границах Палатина. Почитали Геркулеса "по греческому обряду":
не закутывая голову (см. примеч. 64), а увенчивая ее лавром. Возможно, у
римского Геркулеса, почитавшегося купцами, были и какие-то черты
финикийского Мелькарта (тоже отождествлявшегося с Гераклом). Женщины к
культу у Великого алтаря не допускались. Геркулес был популярным божеством
и в жертву ему годилось "все, что естся, что пьется".

38. Ликторы - прислужники, сопровождавшие высших должностных лиц. Совмещали
функции телохранителей, палачей, полицейских и т.п.

39. К заимствованным у этрусков знакам царской власти относились также:
переносное сиденье из слоновой кости - курульное кресло, фаски - связки
розог с вставленными в них топорами, тога, окаймленная пурпуром
(претекста), и скипетр, навершие которого венчал орел - птица Юпитера.

40. По Ливию (VI, 2, 2), представители 12 городов Этрурии (между реками
Арно и Тибр) регулярно собирались в начале весны для решения религиозных
(V, 2, 5), военных и внешнеполитических вопросов (IV, 23, 5; 61, 2; V, 17,
6; X, 133). В двенадцатиградье входили Арреций, Волатерры, Кортона, Клузий,
Ветулония, Рузеллы, Вольсинии, Вульчи, Тарквинии, Фалерии, Цере, Вейи.
Высшим должностным лицом союза был претор. Собрание назначало командующего
войском, составленным из отрядов всех городов, входивших в союз. Видимо,
таким был царь Клузия Порсена. Последние данные о союзе этрусских
государств относятся к IV в. до н.э.

41. Ср. у Пропорция: "Где заседает сенат в окаймленных пурпуром тогах,/Там
собирался старейшин попросту, в шкурах, совет./Сельский рожок созывал на
сходку древних квиритов./Сотня их всех на лугу и составляла сенат" (IV, I,
11-14. Пер. Л. Остроумова).

42. "Отцы" (patres) были главами "фамилий" - больших патриархальных семей,
из которых состоял род. Из их числа и составлялся первоначально сенат
(слова "отцы" и "сенаторы" в первых книгах Ливия часто равнозначны), а
словом "патриции" (первое значение - прилагательное от слова "отец"), по
Фесту, (227L.), обозначались те, "кого сейчас называют свободнорожденными".
В начальных книгах Ливия слово "патриции" встречается редко, однако,
постепенно это обозначение закрепилось за обособившимся сословием родовой
знати. Поскольку ее политическим оплотом долгое время оставался сенат,
постольку Ливий в своем сочинении, чем дальше, тем чаще употребляет слова
"отцы" и "патриции" как синонимы (а переводчиками они нередко передаются
единообразно как "патриции"). В переводах настоящего издания сделана
попытка передать общий характер Ливиевой системы синонимов, но от точной
передачи каждого синонима в каждом случае по ряду причин пришлось
отказаться.

43. Это были игры в честь Конса - бога собранного и спрятанного урожая,
однако конные бега дали повод связать их (неправомерно) с греческим
Посейдоном и осмыслить Консуалии как игры в честь Нептуна Конного.

44. Ценинцы, крустуминцы, антемняне - жители соседних с Римом городов
Ценины, Крустумерии, Антемн.

45. Сабиняне - соседи древних латинов. Их поселения на холмах Рима
(Квиринале и Эсквилине) датируются VIII-началом VII в. до н.э. В легенде о
похищении сабинянок отразился факт слияния двух этнических элементов в
римской гражданской общине.

46. "Талассию!" - свадебный возглас. "...Римляне на свадьбах припевают:
„Талассий! Талассий!" - так же, как греки „Гименей! Гименей!"" (Плутарх.
Ромул, 15; ср.: Катулл, 61). Значение этого слова было неясно уже в
древности.

47. Юпитер Феретрийский (предположительно: от ferre - "нести" или ferire -
"бить", "поражать") почитался как воинское божество, которому посвящались
"тучные доспехи", снятые с преводителя неприятельского войска римским
полководцем. Храм Юпитера Феретрийского (старший в Риме) был мал, и в нем
не было статуи бога - только скипетр и кремень.

48. После победы Авла Корнелия Косса над вейским царем Толумнием (IV, 20-0
дате см. примеч. 59 к кн. IV) и победы Марка Клавдия Марцелла над
предводителем галлов Вирдомаром, или Бритомартом в 222 г. до н.э. (Ливий.
Эпитома книги XX; Пропорций, IV, 10; Плутарх. Марцелл, 7-8).

49. Легион (от legere "набирать") - первоначально (как здесь) все набранное
для войны войско. В начале Республики - половина войска, находившаяся под
командованием консула (4200 пехотинцев и 300 всадников), позднее - самое
крупное воинское соединение римлян.

50. Крепость (римский кремль) находилась на одной из двух вершин
Капитолийского холма.

51. Миф о предательнице Тарпее, дочери Спурия Тарпея, связан с названием
Тарпейской скалы (в юго-западной части Капитолия), откуда сбрасывали
преступников. Чтобы усугубить вину Тарпеи, римские писатели сделали ее
весталкой. Отголоски этой версии есть и у Ливия ("вышла за водой для
священнодействий"). Версия, представляющая Тарпею в благоприятном свете
("некоторые утверждают"), принадлежит римскому историку II в. до н.э.
Кальпурнию Пизону.

Страницы: «« « 102   103   104   105   106   107   108   109   110  111   112   113   114   115   116   117   118   119   120  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тит Ливий, История Рима с основания города