Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Тит Ливий - История Рима с основания города

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 140
Размер файла: 909 Кб
Страницы: «« « 100   101   102   103   104   105   106   107   108  109   110   111   112   113   114   115   116   117   118  » »»

1. Изложение истории Рима от первоначал, от основания города (ab urbe
condita) - традиция, идущая от первых римских писателей-историков, так
называемых старших анналистов. Первый из них, Фабий Пиктор (конец III -
начало II. в. до н.э.), писал по-гречески, обращая свой (не дошедший до
нас) труд прежде всего к неримскому читателю. Характерный для римских
историков принцип летописи (изложения по годам) идет тоже от него. Заботу о
художественной выразительности и "украшениях речи" Цицерон, писавший в I в.
до н.э., считал "недавней".

2. Имеются в виду гражданские войны I в. до н.э.

3. Поколение Ливия было свидетелем гражданских войн 49-45 гг. до н.э.,
приведших к диктатуре Цезаря, и гражданских войн после убийства Цезаря,
завершившихся приходом к власти Октавиана Августа и установлением
принципата (27 г. до н.э.).

4. Ср. ниже VI, 1-3; VII, 6,6. Среди прочих источников Ливий, несомненно,
использовал и стихотворные "Анналы" римского поэта Энния, дошедшие до нас
лишь в отдельных цитатах.

5. Здесь (как нередко и при изложении конкретных событий) Ливий обращается
к распространенной у римских (и вообще античных) писателей теории упадка
нравов.

6. Тоже распространенная у античных авторов мысль. Ср., например, у
Полибия: "От истории требуется дать людям... непреходящие уроки и
наставления правдивой записью деяний и речей" (II, 56, 10-11. Пер. Ф.
Мищенко).

7. Эней - герой Троянской войны, по греч. мифу - сын Анхиза и Афродиты,
родственник троянского царя Приама. Рассказ о переселении Энея в Италию
сохранился в исторических преданиях этрусков. В сочинениях римских
писателей предание об Энее было сведено с преданием об основателе Рима
Ромуле. Окончательную обработку легенда об Энее получила в "Энеиде"
Вергилия. О древности существовавшего в Италии культа обожествленного Энея
свидетельствуют и археологические источники (см. примеч. 12).

8. Антенор - зять Приама, один из мудрых троянских старейшин, оказавший
гостеприимство Менелаю и Одиссею, когда они явились в Трою с требованием
выдать Елену.

9. Пафлагония - страна в Малой Азии. Энеты - пафлагонское племя; их царь
Пилемен погиб в Троянской войне от руки Менелая. После падения Трои Антенор
с энетами отправился во Фракию, а оттуда в страну евганеев на
северо-западном "берегу Адриатики, где он основал Патавий (совр. Падуя) -
родной город Тита Ливия. Североиталийское племя венетов (см. примеч. 83 к
кн. V) греки отождествляли с энетами.

10. В этой области к югу от устья Тибра на расстоянии около 23 км (в трех
километрах от моря) находился город Лаврент, согласно древним авторам, -
резиденция Латина, царя аборигенов. Вергилий называет Латина сыном бога
лесов Фавна от нимфы Марики (Энеида, VI, 47). Гесиод считал его сыном
Одиссея и волшебницы Кирки (Теогония, 1013). Аборигены (аборигины) -
"изначальные" исконные жители; у Ливия, как и у Страбона (География. V, 3,
2) - имя собственное.

11. Пенаты - божества-хранители, культ которых связан с обожествлением
предков. Наименование их римляне производили либо от "penus" (кладовая)
либо от "penitus" (внутри) (Цицерон. О природе богов, II, 68). Домашние
пенаты - "отеческие" боги-покровители, хранители дома, запасов
продовольствия; изображения их помещались возле очага. Общественные пенаты
- это боги-хранители целостности и благополучия государства. В
торжественных клятвах их называли вместе с Юпитером. Их фигурки,
привезенные Энеем из Трои, сначала находились в Лавинии, а потом в Риме, в
храме Весты (см: примеч. 72).

12. Лавиний находился близ совр. поселка Пратика-ди-Маре на берегу
Тирренского моря. Здесь найдено культовое сооружение - героон IV в. до
н.э., поставленное на месте гробницы VII в. до н.э. и надпись IV в. до
н.э.: "Лару Энею" (см. примеч. 93). Видимо, культ бога-родоначальника здесь
был очень древним. Сюда, в Лавиний, отправлялись, вступив в должность,
римские высшие должностные лица, чтобы принести жертвы богам-прародителям.

13. Турн считался сыном Давна, мифического царя Давний (Сев. Апулия), и
нимфы Венилии; рутулы - италийское племя, родственное латинам (см. также
примеч. 163). См.: Вергилий. Энеида, VII, 409 ел., 791; X, 108; Овидий.
Метаморфозы XIV, 518-520; Страбон, V, 3, 2.

14. Цере - этрусский город к северо-западу от Рима (примерно в 40 км от
него и в нескольких километрах от моря). Древнейшие погребения здесь
датируются VIII и VII вв. до н.э. О Мезенции см.: Вергилий. Энеида, VIII,
480; X, 689, 785, 800 (иная версия); Овидий. Фасты, IV, 880-890. Этруски -
народ, обитавший в древности в Средней Италии между реками Арно и Тибром.
Древние авторы приписывают этрускам малоазийское происхождение, но в их
культуре прослеживаются и италийские корни. Сложная и своеобразная культура
этрусков оказала немалое влияние на римскую. См. также примеч. 15.

15. В V книге (33, 7-10) Ливий пишет о державе этрусков, которая охватывала
Северную и Центральную Италию, а также Кампанию и распространяла свое
господство на острова в Тирренском море. Наивысшего могущества Этрусское
государство достигает в VIII-VII вв. до н.э. Со второй половины VI в. до
н.э. начинается его упадок.

16. Юпитер Родоначальник - лат. Iuppiter Indiges. Текст Ливия здесь,
видимо, указывает на слияние культа Энея с более древним культом
бога-родоначальника. Нумик - река в Лации, впадает в Тирренское море близ
Ардеи (о ней см. ниже примеч. 163).

17. Юлии - знатный римский род (к нему, в частности, принадлежал Гай Юлий

Страницы: «« « 100   101   102   103   104   105   106   107   108  109   110   111   112   113   114   115   116   117   118  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тит Ливий, История Рима с основания города