Главная - Наука - История
Тит Ливий - История Рима с основания города Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 140 Размер файла: 909 Кб Страницы: «« « 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 » »» "неприсутственные" (nefasti), праздничные дни осуждалось как нечестье и требовало искупления очистительной жертвой. 71. Фламины были связаны с культами отдельных богов. Ливий называет здесь только трех главных: фламина Юпитера, фламина Марса и фламина Квирина. Функции фламинов были столь же широки, сколь разнообразны были функции богов, которым они служили. Очень существенна связь всех трех богов с римской гражданской общиной. Юпитер воплощал ее могущество и власть; Марс, изначально связанный с производительными силами земли, постепенно становится в первую очередь воинским богом, Квирин воспринимается как бог народных собраний, "мирный Марс". Впрочем, главные фламины служили и некоторым другим богам, у которых своих фламинов не было. Фламины играли важнейшую роль в общественных празднествах и обрядах. О древности института фламинов свидетельствуют связанные с их должностью (особенно с должностью фламина Юпитера) многочисленные очень затруднительные ритуальные запреты и требования. 72. Культ Весты (очень архаический) был культом священного очага (ср. греч. hestia - "очаг") как домашнего, так и общегражданского. В круглом храме Весты (около древнего царского дома) не было изображений богини - только священный огонь, который поддерживали шесть жриц-весталок. В день нового года (1 марта) этот огонь заново возжигался трением. Во внутреннем святилище (закрытом для всех, кроме весталок и великого понтифика - см. прим. 75) стояли Палладий (статуя Афины, по преданию спасенная Энеем из горящей Трои и считавшаяся залогом благополучия Города) и две фигурки пенатов римского народа. Здесь же хранилось все потребное для священнодействий. Ритуально чистую "соленую муку" (и даже соль для нее) весталки готовили сами. За водой для священнодействий они ходили к священному источнику. В весталки брали девушек из лучших семей, служение их продолжалось 30 лет. Они не состояли под отеческой властью и пользовались большим уважением, но весталка, потерявшая целомудрие, каралась смертью. 73. Существовали две жреческие коллегии салиев ("плясунов" - от лат. salire - "прыгать") - Палатинская и Коллинская, посвященные соответственно Марсу Градиву и Марсу Квирину. Учреждение первой приписывается Нуме, второй - Тиллу Гостилию (I, 27, 7). Язык гимнов, исполнявшихся салиями, был столь архаичен, что их понимание было затруднено уже в древности. 74. Анцилии - священные щиты особой продолговатой формы. По легенде, первый из них - залог спасения Рима - упал с небес в руки Нуме во время чумы. Чтобы спрятать его среди щитов, были изготовлены еще 11 неотличимых. 75. В историческое время понтифики составляли жреческую коллегию (с великим понтификом во главе), которой был поручен надзор за всеми общественными (и частными) богослужениями, составление календаря, ведение летописи и т.п. 76. Нума Марций, по притязаниям рода Марциев, был сыном их родоначальника Марка Марция (родственник Нумы Помпилия), мужем Помпилии, дочери Нумы, и отцом царя Анка Марция. 77. Эпитет "Элиций" (от лат. elicere - "вызывать с помощью магических действий", "заклинать") отражает почитание Юпитера как бога молнии, грома и дождя. 78. Камены (впоследствии отождествленные с Музами) и Эгерия - италийские божества водных источников. 79. Обожествление Верности (Fides), а также других важнейших добродетелей (Доблести, Благочестия, Чести, Согласия) - уникальная черта римской религии. Известный нам храм Верности был посвящен лишь в 258 или 254 г. до н.э. консулом Авлом Атилием Калатином (см.: Цицерон. О природе богов, II, 61). Божества, надзиравшие за верностью клятве, почитались в Италии с глубокой древности. Так, в 466 г. до н.э. в Риме был посвящен храм одному из них - Semo Sancus Dius Fidius (Семону Санку),- соединявшему в себе сабинского бога земли и латинского бога неба (клятвы землей и небом считались самыми священными). 80. Аргеи - 27 небольших святилищ, расположенных в древнейших районах города. Торжественная процессия обходила их дважды в год (в марте и мае) и второй обход завершался тем, что весталки сбрасывали со Свайного моста 27 соломенных кукол (которые с марта, видимо, хранились в этих святилищах). В этом архаическом очистительном обряде не все было понятно и самим римлянам. 81. Цицерон (О государстве, II, 17, 27), со ссылкой на Полибия, говорит о 37 годах царствования Ромула и 39 - Нумы. 82. Тулл Гостилий правил, по преданию, в 672-640 гг. до н.э. 83. Диктатор - высшая должность во многих латинских городах (по римским представлениям - чрезвычайная). Меттий - латинизированная форма оскского (оски - один из италийских народов) титула meddix (Альбой в последние дни ее существования управляли выборные должностные лица, а не цари, что отразилось и в самом имени персонажа). 84. По рассказам других авторов, Горации и Куриации приходились друг Другу двоюродными братьями (их матери были сестрами-близнецами из Альбы). 85. Жреческая коллегия фециалов (этот институт существовал и у других италийских народов) ведала ритуалом объявления войн (см.: I, 32, 5 и примеч. 104) и заключения договоров. В заключении договора участвовали два члена коллегии: "вербенарий", который нес с собою вырванную с корнем траву из римской крепости (олицетворение родной земли), и pater patratus (от pater+atus - "тот, кого сделали отцом"; есть и другое понимание - от patrare - "исполнять"). Передача этого термина в предлагаемом переводе - "отец-отряженный" - условная (как и в старом переводе под ред. П. Адрианова - "уполномоченный"). Он представлял городскую общину, как "отец семейства" "фамилию" (см. прим. 90). Повторения и созвучия слов характерны для языка архаических сакральноправовых формул-заклятий. 86. В соответствии с погребальным обычаем. Страницы: «« « 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |