Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Тит Ливий - История Рима с основания города

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 140
Размер файла: 909 Кб
Страницы: «« « 104   105   106   107   108   109   110   111   112  113   114   115   116   117   118   119   120   121   122  » »»

"неприсутственные" (nefasti), праздничные дни осуждалось как нечестье и
требовало искупления очистительной жертвой.

71. Фламины были связаны с культами отдельных богов. Ливий называет здесь
только трех главных: фламина Юпитера, фламина Марса и фламина Квирина.
Функции фламинов были столь же широки, сколь разнообразны были функции
богов, которым они служили. Очень существенна связь всех трех богов с
римской гражданской общиной. Юпитер воплощал ее могущество и власть; Марс,
изначально связанный с производительными силами земли, постепенно
становится в первую очередь воинским богом, Квирин воспринимается как бог
народных собраний, "мирный Марс". Впрочем, главные фламины служили и
некоторым другим богам, у которых своих фламинов не было. Фламины играли
важнейшую роль в общественных празднествах и обрядах. О древности института
фламинов свидетельствуют связанные с их должностью (особенно с должностью
фламина Юпитера) многочисленные очень затруднительные ритуальные запреты и
требования.

72. Культ Весты (очень архаический) был культом священного очага (ср. греч.
hestia - "очаг") как домашнего, так и общегражданского. В круглом храме
Весты (около древнего царского дома) не было изображений богини - только
священный огонь, который поддерживали шесть жриц-весталок. В день нового
года (1 марта) этот огонь заново возжигался трением. Во внутреннем
святилище (закрытом для всех, кроме весталок и великого понтифика - см.
прим. 75) стояли Палладий (статуя Афины, по преданию спасенная Энеем из
горящей Трои и считавшаяся залогом благополучия Города) и две фигурки
пенатов римского народа. Здесь же хранилось все потребное для
священнодействий. Ритуально чистую "соленую муку" (и даже соль для нее)
весталки готовили сами. За водой для священнодействий они ходили к
священному источнику. В весталки брали девушек из лучших семей, служение их
продолжалось 30 лет. Они не состояли под отеческой властью и пользовались
большим уважением, но весталка, потерявшая целомудрие, каралась смертью.

73. Существовали две жреческие коллегии салиев ("плясунов" - от лат. salire
- "прыгать") - Палатинская и Коллинская, посвященные соответственно Марсу
Градиву и Марсу Квирину. Учреждение первой приписывается Нуме, второй -
Тиллу Гостилию (I, 27, 7). Язык гимнов, исполнявшихся салиями, был столь
архаичен, что их понимание было затруднено уже в древности.

74. Анцилии - священные щиты особой продолговатой формы. По легенде, первый
из них - залог спасения Рима - упал с небес в руки Нуме во время чумы.
Чтобы спрятать его среди щитов, были изготовлены еще 11 неотличимых.

75. В историческое время понтифики составляли жреческую коллегию (с великим
понтификом во главе), которой был поручен надзор за всеми общественными (и
частными) богослужениями, составление календаря, ведение летописи и т.п.

76. Нума Марций, по притязаниям рода Марциев, был сыном их родоначальника
Марка Марция (родственник Нумы Помпилия), мужем Помпилии, дочери Нумы, и
отцом царя Анка Марция.

77. Эпитет "Элиций" (от лат. elicere - "вызывать с помощью магических
действий", "заклинать") отражает почитание Юпитера как бога молнии, грома и
дождя.

78. Камены (впоследствии отождествленные с Музами) и Эгерия - италийские
божества водных источников.

79. Обожествление Верности (Fides), а также других важнейших добродетелей
(Доблести, Благочестия, Чести, Согласия) - уникальная черта римской
религии. Известный нам храм Верности был посвящен лишь в 258 или 254 г. до
н.э. консулом Авлом Атилием Калатином (см.: Цицерон. О природе богов, II,
61). Божества, надзиравшие за верностью клятве, почитались в Италии с
глубокой древности. Так, в 466 г. до н.э. в Риме был посвящен храм одному
из них - Semo Sancus Dius Fidius (Семону Санку),- соединявшему в себе
сабинского бога земли и латинского бога неба (клятвы землей и небом
считались самыми священными).

80. Аргеи - 27 небольших святилищ, расположенных в древнейших районах
города. Торжественная процессия обходила их дважды в год (в марте и мае) и
второй обход завершался тем, что весталки сбрасывали со Свайного моста 27
соломенных кукол (которые с марта, видимо, хранились в этих святилищах). В
этом архаическом очистительном обряде не все было понятно и самим римлянам.

81. Цицерон (О государстве, II, 17, 27), со ссылкой на Полибия, говорит о
37 годах царствования Ромула и 39 - Нумы.

82. Тулл Гостилий правил, по преданию, в 672-640 гг. до н.э.

83. Диктатор - высшая должность во многих латинских городах (по римским
представлениям - чрезвычайная). Меттий - латинизированная форма оскского
(оски - один из италийских народов) титула meddix (Альбой в последние дни
ее существования управляли выборные должностные лица, а не цари, что
отразилось и в самом имени персонажа).

84. По рассказам других авторов, Горации и Куриации приходились друг Другу
двоюродными братьями (их матери были сестрами-близнецами из Альбы).

85. Жреческая коллегия фециалов (этот институт существовал и у других
италийских народов) ведала ритуалом объявления войн (см.: I, 32, 5 и
примеч. 104) и заключения договоров. В заключении договора участвовали два
члена коллегии: "вербенарий", который нес с собою вырванную с корнем траву
из римской крепости (олицетворение родной земли), и pater patratus (от
pater+atus - "тот, кого сделали отцом"; есть и другое понимание - от
patrare - "исполнять"). Передача этого термина в предлагаемом переводе -
"отец-отряженный" - условная (как и в старом переводе под ред. П. Адрианова
- "уполномоченный"). Он представлял городскую общину, как "отец семейства"
"фамилию" (см. прим. 90). Повторения и созвучия слов характерны для языка
архаических сакральноправовых формул-заклятий.

86. В соответствии с погребальным обычаем.

Страницы: «« « 104   105   106   107   108   109   110   111   112  113   114   115   116   117   118   119   120   121   122  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тит Ливий, История Рима с основания города