Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Тит Ливий - История Рима с основания города

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 140
Размер файла: 909 Кб
Страницы: «« « 105   106   107   108   109   110   111   112   113  114   115   116   117   118   119   120   121   122   123  » »»

87. "Тяжкое преступление" - условный перевод латинского "perduellio" (от
duellis - "враг", одного корня с bellum - война). К таким преступлениям
против отечества причислялась и казнь римского гражданина без суда.
Дуумвиры - здесь двое судей, назначаемые царем.

88. "Зловещими", посвященными подземным богам, считались деревья, которые
никто никогда не сажает и которые не приносят плодов.

89. Власть внутри городской черты и вне городской черты (т.е. гражданская и
военная) в Риме строго различались.

90. В Риме "отец семейства" (т.е. "фамилии" - большой патриархальной семьи)
имел право жизни и смерти даже над взрослыми детьми (включая внуков,
правнуков и т.д.). Оно было частью "отцовской власти", распространявшейся и
на все имущество фамилии.

91. "Сестрин брус" - пример позднейшего объяснения названия, смысл которого
уже был забыт. Латинское прилагательное "sororium", видимо, происходит не
от "soror" - "сестра", но от имени богини Юноны Сорории, покровительницы
созревания девушек. Сам "брус" был связав с древним очистительным обрядом.

92. См.: примеч. 73.

93. Домашние, фамильные Лары, почитавшиеся наравне с Пенатами и Вестой как
главные домашние божества, - обожествленные души предков и вообще
покровители дома и имения. Их изображения вместе с изображениями Пенатов
стояли в каждом доме у домашнего очага. Своих Ларов имела в гражданская
община в целом.

94. У Дионисия Галикарнасского (I, 74, 2), следующего тут Катону,
основанная на расчетах цифра: 432 года. В поэтической традиции (см.:
Вергилий Энеида, f, 272) говорится о "трех полных столетиях".

95. Целийский холм лежал к югу от Эсквилина. Археологические данные не
позволяют точно установить время его заселения. Варрон (О латинском языке,
V, 46) приписывает его освоение Ромулу, Цицерон (О государстве, II, 33) -
Анку Марцию, Тацит (Анналы, 4, 65) - Тарквинию Древнему.

96. Перечисленные здесь роды были патрицианскими, но как считают
исследователи, не коренными римскими. Поэтому они в выводили себя из Альбы.

97. Место собраний сената было освящено авгурским обрядом, почему и названо
"templum" (см. примеч. 114 к кн. II). Постройку Гостилиевой курии
приписывают царю Туллу Гостилию также Цицерон (О государстве, П, 31) и
Варрон (О латинском языке, V, 155), но видимо, она была сооружена в VI-V
вв. до н.э. представителями рода Гостилиев. Не раз перестраиваясь, она
просуществовала до 52 г. до н.э., когда сгорела во время беспорядков в
Риме. Вскоре она была заменена новой - Юлиевой.

98. Турма - 30 всадников. Значит, всего их из альбанцев было набрано 300,
т.е. столько же, сколько было в Ромуловых трех центуриях.

99. Ферония - древнеиталийская богиня; чтилась при горе Соракте, где был
расположен ее храм и священная роща. У ее храма происходили многолюдные
ярмарки.

100. О "священной роще" ("убежище") см. выше в гл. 8, 5

101. Альбанская гора была центром культа Юпитера Латиариса, объединявшего
30 латинских племен, в том числе и римлян.

102. Гаруспики - истолкователи знамений, гадатели по внутренностям
жертвенных животных и прорицатели. В Риме этой "этрусской науки" не знали и
поэтому гаруспиков приглашали из Этрурии. Хотя истый римлянин Катон и
удивлялся, как это гаруспики могут смотреть друг на друга без смеха,
римляне постоянно обращались к ним вплоть до Ранней империи.

103. Анк Марций правил, по преданию, в 640-616 гг. до н.э. К нему возводили
свое прозвище Марций Цари - одна из ветвей рода Марциев (на деле оно шло от
жреческой должности Священного царя - см. II, 2, 1).

104. О жреческой коллегии фециалов см. выше, прим. 85. Версия о
заимствовании специального права у племени эквиколов объясняется тем, что
его название неверно производили от лат.: aeqqum colere - "чтить
справедливость". Экскурсы о фециальном праве мы находим у Ливия дважды:
выше (в 24-й главе) был описан ритуал заключения договора (при Тулле
Гостилии), здесь описывается процедура объявления войн, введенная будто бы
Анком Марцием. Другие источники приписывают все фециальное право Нуме.
(Плутарх. Нума, 12). Эта процедура состояла из трех этапов: требование
удовлетворения (возмещения); по истечении 30 дней - призывание богов в
свидетели, и еще через три дня, после утвержденного народом решения Сената,
- собственно объявление войны. Церемония объявления войны завершалась актом
бросания копья в пределы противника. В начале III в. (когда расстояния до
вражеских земель увеличились) участок "земли противника" был "учрежден"
перед храмом Беллоны (см.: примеч. 72 к кн. X). Туда фециал и бросал копье.

105. Авентин, отделенный долиной от остальных римских холмов, до 49 г. до
н.э. оставался за пределами померия (см. ниже, прим. 138). В отличие от
"патрицианского" Капитолия был заселен в основном плебеями.

106. Медуллия - сабинский городок в Лации к северо-западу от Тибура.

107. Мурция - древнее римское божество, ее место в иерархии римских богов
неизвестно. Святилище Мурции находилось у подножия Авентина, юго-восточная
часть которого некогда будто бы называлась Мурком.

108. Яникул - единственный из холмов Рима находился на западном (правом)
берегу Тибра. Вряд ли он был присоединен к Риму в столь давние времена.
Возможно, он был лишь укреплен, чтобы обезопасить Свайный мост, служивший

Страницы: «« « 105   106   107   108   109   110   111   112   113  114   115   116   117   118   119   120   121   122   123  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тит Ливий, История Рима с основания города