Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Тит Ливий - История Рима с основания города

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 140
Размер файла: 909 Кб
Страницы: «« « 112   113   114   115   116   117   118   119   120  121   122   123   124   125   126   127   128   129   130  » »»

57. Договор о гостеприимстве (hospitium) - особая форма политических
отношений, распространенная в античном мире, и по-видимому, воспринятая
римлянами от греков. Это был договор между государством и отдельным лицом -
гражданином другого государства. Государство, заключавшее договор,
обязывалось оказывать дружеский прием, защиту и помощь во всех делах
"гостеприимцу" (hospes) - лицу, с которым заключался этот договор (как
правило, предоставляемые привилегии распространялись и на его потомков). В
свою очередь, гостеприимец должен был в своем отечестве оказывать
аналогичные услуги гражданам заключившего с ним договор государства.

58. Форма ссуды или займа, о которой идет речь у Ливия, называлась nexum
(от лат. nectere - "связывать, обязывать"). Долговое обязательство
гарантировалось личностью должника: в случае неуплаты долга с процентами
суд в назначенный срок отдавал должника в полное распоряжение заимодавца до
выплаты или отработки долга. Впрочем, существует и мнение, что заключение
подобной сделки предполагало немедленный самозаклад, "закрепощение"
должника, который обязывался работать на заимодавца до выплаты долга с
процентами и назывался nexus. Хотя фактически такой должник оказывался в
положении раба, он сохранял гражданские права и юридическую свободу. Nexum
упоминается в Законах XII таблиц (см. примеч. 103 к кн. III). В 326 г. до
н.э. законом Петелия и Папирия эта форма долговых обязательств была
отменена.

59. Имеется в виду налог на военные нужды.

60. Квириты - торжественное наименование римского народа (ср.: I, 13, 5 - и
примеч. 55 к кн. I). Обращение к народу (см.: II, 8, 2) было для римского
гражданина единственным средством защиты от принуждения (или, точнее,
безоговорочного права применять репрессивные меры) со стороны обладавших
властью магистратов. Ливий называет три закона о праве обжалования (509/10,
449 и 300 гг. до н.э. - см. соотв. II, 8, 2; III, 55, 5 и X, 9, 3-6).

61. См. примеч. 151 к кн. I.

62. Эцетра - город вольсков; находился на самой границе владений вольсков,
в непосредственной близости к землям эквов.

63. По Дионисию Галикарнасскому (VI, 32, 1), эта земля была поделена между
римскими поселенцами.

64. Храм Меркурия был освящен 15 мая. Это был день жертвоприношения римской
богине Майе, которая была по этому случаю отождествлена с греческой Майей,
матерью Меркурия, а сам день был признан днем рождения Меркурия. Храм
находился вне померия на Авентине над большим цирком.

65. См.: примеч. 35 к кн. IV.

66. Это была коллегия торговцев - одно из объединений по профессиональному
признаку. День освящения храма стал ее ежегодным праздником.

67. Летории - плебейский род этрусского происхождения. Представители этого
рода на политической арене известны лишь после 300 г. до н.э. На этом
основании историчность Марка Летория ставилась под сомнение. Однако в любом
случае открытие храма Меркурия и учреждение коллегии торговцев при храме
свидетельствуют о возраставшей разносторонней активности плебса.

68. Трибунал - четырехугольное возвышение, на котором восседали (в
курульном кресле) должностные лица при отправлении обязанностей.

69. Т.е. возможность обсудить создавшееся положение с сенаторами и
произвести набор.

70. См. выше примеч. 60.

71. Действия диктатора как лица, получавшего верховную власть в
чрезвычайных обстоятельствах и обладавшего неограниченными полномочиями,
обжалованию перед народом не подлежали.

72. Будучи изначально латинским городом, в VII в до н.э. Велитры
застраивались и развивались под этрусским влиянием, а в VI в. до н.э.
перешли в руки вольсков. Источники дают три даты взятия Велитр Римом и
выведения туда поселенцев, организованных в самоуправляющуюся общину
(колонию): 494, 401 и 338 гг. до н.э. Это объясняется скорее всего тем, что
город неоднократно захватывался вольсками.

73. Уже в древности не было единого мнения о месте добровольного изгнания
("удаления") плебеев из Города в 494 г. до н.э. Одна традиция, которой
следует здесь Ливий (см. также: Цицерон. О государстве, II, 58), называла в
этой связи Священную гору; другая - Авентин (ее придерживался упоминаемый
Ливием Пизон и сам Ливий в III, 54, 9). Версия о Священной горе могла
казаться римским авторам более подходящей для рассказа о принятии
"священного закона" о сакральной неприкосновенности трибунов.

74. Притча Менения Агриппы - разработка общего места, видимо,
заимствованного из греческой литературы (ср.: Ксенофонт. Воспоминания о
Сократе, II, 3, 18; I послание апостола Павла к коринфянам, 12, 12-27).
Даже римские авторы Цицерон (Об обязанностях, III, 22) и Сенека (О гневе,
II, 31, 7), цитирующие это рассуждение, не связывают его ни с именем
Менения, ни с событиями 494 г.

75. Народные (плебейские) трибуны - должностные лица, представлявшие
интересы плебса. Первоначально их было, по-видимому, двое (в противовес
двум консулам), затем число их возросло: в 471 г. до пяти (II, 58, 1) и в
457 г. до десяти (III, 30, 7). Основным правом народного трибуна было
"право помощи", осуществлявшееся посредством запрещения конкретных
распоряжений или действий консула или сената. Из этого развилось право
трибунского "вмешательства" (интерцессии) во все действия должностных лиц,
включая других трибунов. Народные трибуны обладали сакральной
неприкосновенностью (была ли она гарантирована только священной клятвой

Страницы: «« « 112   113   114   115   116   117   118   119   120  121   122   123   124   125   126   127   128   129   130  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тит Ливий, История Рима с основания города