Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Тит Ливий - История Рима с основания города

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 140
Размер файла: 909 Кб
Страницы: «« « 116   117   118   119   120   121   122   123   124  125   126   127   128   129   130   131   132   133   134  » »»

историков-"анналистов", излагавших события по годам (как это делает и сам
Ливий).

19. Борьба за кодификацию и обнародование законов, деятельность созданной
для этого Комиссии десяти (децемвиров), сосредоточившей на время всю власть
в своих руках, и, наконец, издание так называемых Законов XII таблиц
составили основное содержание политической жизни Рима на протяжении
последующих десяти с лишним лет. Поэтому можно предположить, что и
Терентилий Гарса в действительности предлагал создать комиссию из пяти
членов с консульской властью для записи законов (полномочия и прерогативы
консулов под сомнение никогда не ставились).

20. Если не было соблюдено какое-нибудь из условий, необходимых для
получения триумфа (см. выше, примеч. 17 к кн. II), сенат мог присудить
полководцу "овацию", которая была, в сущности, менее торжественной формой
триумфа. Полководец вступал в город пешком или верхом на коне, одетый в
окаймленную пурпуром тогу, с миртовым венком на голове; сопровождавшая его
процессия была гораздо менее пышной, чем триумфальная. У Ливия встречаются
упоминания об овациях для 421 (IV, 43, 2), 410 (IV, 53,11) и 390 (V, 31, 4)
гг. до н.э.

21. О знамениях см. выше примеч. 11. 70-60-е годы V в. до н.э. были
отмечены повышением сейсмической активности в Греции и Риме. Ср.: Диодор
Сицилийский. 11, 63, 1-2; Фукидид. I, 128, 1, II, 27, 2.

22. Книги пророчеств (Sibyllini libri - Сивиллины книги), по преданию,
приобретенные Тарквинием Гордым, представляли собой собрание стихотворных
оракулов и хранились в храме Юпитера на Капитолии. К этим книгам обращались
по решению сената, чтобы определить, что следует предпринять для
умилостивления богов при неблагоприятных знамениях или вообще в тяжелых для
государства обстоятельствах. Сивиллины книги находились в ведении жреческой
коллегии хранителей и истолкователей - сначала двоих (дуумвиры по священным
делам), с 367 г. до н.э. десятерых (децемвиры - см.: VI, 37, 12; 42, 2), а
в 82-81 гг. до н.э. число их достигло 15 (квиндецемвиры).

23. Т.е. в преступлении, которое влечет за собой смертную казнь или потерю
прав (свободы либо гражданства), иными словами, касается того, что римляне
называли "caput" - букв. "голова" (отсюда и русское "уголовное"). Римский
гражданин мог предупредить приговор добровольным изгнанием.

24. Людная и шумная улица Рима, проходившая на северо-восток от Форума,
между холмами Виминалом и Эсквилином. Один из торговых и ремесленных
центров города.

25. Детали рассказа о суде над Цезоном Квинкцием вызывали по тем или иным
причинам сомнение в его достоверности.

26. Желая осудить Цезона в его отсутствие.

27. См. примеч. 41 к кн. II.

28. Следующее далее повествование о заговоре Гердония отмечено влиянием
описаний заговора Катилины (63 г. до н.э.) у Цицерона и Саллюстия,
некоторые детали и мотивы характерны для более поздних времен. Само
событие, видимо, не вымышлено. Высказывалось предположение, что рассказ о
нем может восходить к семейным преданиям рода Мамилиев (см.: III, 18, 2;
29, 6; ср. также: I, 49, 9), игравшего заметную роль в политической жизни
Рима в III в. до н.э.

29. Цифра эта вряд ли заслуживает доверия.

30. Ср.: Саллюстий. Заговор Катилины, 35, 5.

31. Ср.: Саллюстий. Заговор Катилины, 26, 5.

32. Ср.: Саллюстий. Заговор Катилины, 36, 2 и 32, 1.

33. См.: примеч. 114 к кн. II.

34. Юпитер, Юнона Царица и Минерва составляли так называемую Капитолийскую
троицу, почитавшуюся в Капитолийском храме.

35. См.: I, 11, 6, 12, 10.

36. Публий Валерий, сын Волеза (I, 58, 6), впоследствии прозванный
Публиколой (II, 8, 1).

37. Пенаты частные - боги-хранители дома; общественные - боги-хранители
государства. Так же назывались изображения этих богов - главные святыни
дома и государства.

38. Тускул входил в Латинский союз и в 493 г. до н.э. подписал Кассиев
договор (см. примеч. 76 к кн. II).

39. Вероятно, Ливий имеет в виду, что рабы были распяты, а свободные
обезглавлены. Однако хотя провинившихся рабов в Риме действительно
распинали, первые случаи казни на кресте были засвидетельствованы во время
Пунических войн (возможно, в 217 г. до н.э.), т.е. были заимствованы у
карфагенян.

40. Ср.: II, 16, 7; 33, 11. Четверть асса (квадрант) - в более позднее
время мелкая монета.

41. Маны - боги загробного мира, связанные с душой умершего.

42. Народное собрание для принятия решений, имеющих силу закона, должно
было быть созвано на освященном авгурами месте (в городе оно было
постоянным, - здесь же все надо было сделать за один день).

43. Право обжалования действий должностных лиц за пределами города было

Страницы: «« « 116   117   118   119   120   121   122   123   124  125   126   127   128   129   130   131   132   133   134  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тит Ливий, История Рима с основания города