Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Тит Ливий - История Рима с основания города

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 140
Размер файла: 909 Кб
Страницы: «« « 122   123   124   125   126   127   128   129   130  131   132   133   134   135   136   137   138   139   140  »

статую..." (конъектура Конвея, принятая Б.О. Фостером). Эта последняя
конъектура не кажется убедительной. Ср.: XXV, 12, 13: "...Аполлону быка
золоченого (т.е. с вызолоченными для жертвоприношения рогами. - Ред.) и две
козы белых золоченых, Латоне корову золоченую...". Статуя Минуция за
Тройными воротами упоминается у Плиния Старшего (Естественная история,
XVIII, 15; ср.: Дионисий Галикарнасский, XII, 4, 6).

49. Переход патриция в сословие плебеев требовал его усыновления плебеем.
Необходимость в этом возникала в случае, когда патриций добивался должности
народного трибуна. О Минуции как "одиннадцатом народном трибуне" пишет и
Плиний (см.: пред. прим.).

50. Требониев закон- см.: III, 65, 4.

51. Ларс Толумний и был царем вейян.

52. Первые скульптурные изображения людей (а не богов), воздвигавшиеся, как
правило, в память о славных деяниях того или иного лица, появились в Риме в
середине V в. до н.э., так что 438 г. - правдоподобная дата для такого рода
памятника. Упоминаемая Ливием скульптурная группа находилась на Форуме еще
во времена Цицерона (см.: Цицерон. IX Филиппика, 4-5; ср. также: Плиний.
Естественная история, 34, 23).

53. Фалиски - народ, родственный как этрускам, так и латинам (в их языке
сочетались черты этрусского и латинского, специфика похоронных обрядов
также свидетельствует об этническом родстве фалисков с двумя этими
народами, черты сходства заметны и в культуре). Фалиски населяли местность,
расположенную в окрестностях горы Соракт на юго-востоке Этрурии (главный их
город - Фалерии) и были неизменными союзниками вейян в борьбе против Рима.

54. См.: примеч. 41 к кн. III.

55. Римский лагерь имел четверо ворот. По концам продольной оси (по которой
проходила "преторская улица") располагались "преторские" и "декуманские"
(задние) ворота. По концам "главной улицы", проходившей поперек лагеря, -
"левые главные" и "правые главные".

56. Это так называемые "триарии". См.: примеч. 102 к кн. II; см. также:
VIII, 8, 3-10.

57. О "тучных доспехах" см.: I, 10, 5-7 и примеч. 47 и 48 к кн. I.

58. Римский фунт - 327, 45 г.

59. В Римской исторической традиции не было единодушия, о котором пишет
Ливий. Ливий относит подвиг Косса к году, когда тот был военным трибуном в
коннице, а Мамерк Эмилий диктатором, т.е. к 437 г. до н.э. Валерий Максим
(III, 2, 4) относит это событие к году, когда Косс (сперва военный трибун с
консульской властью) стал начальником конницы при диктаторе (том же Мамерке
Эмилии), т.е. к 426 г. до н.э. (если следовать хронологии Ливия). Войну
этого года с вейянами Ливий считает новой (см. ниже; IV, 32, 3-4). Диодор
Сицилийский, рассказывая о событиях 426 г. (XII, 80, 6-8), относит к ним и
убийство римских послов Ларсом Толумнием (хотя о подвиге Косса не
упоминает). Искать или не искать удвоения событий в повествовании Ливия,
"консульский ранг" должностей Косса в 426 г. выглядит более подходящим для
посвящения "тучных доспехов".

60. Т.е. императора Августа. "Свидетельство" высочайшего покровителя
поставило Ливия в затруднительное положение (о чем выразительно
свидетельствует вся эта Ливиева вставка в уже готовый текст, который в
дальнейшем изложении остался нетронутым - ср.: IV, 30-32). Можно
предполагать, что "свидетельство" Августа имело определенный политический
смысл. Ведь в 29 г. до н.э. проконсулу Македонии Марку Лицинию Крассу было
отказано в триумфе и в праве принести Юпитеру "тучные доспехи", причем
основанием для отказа послужило именно отсутствие у него высшей власти
(см.: Дион Кассий, 51, 24, 4).

61. Т.е. в 428 г. до н.э. Некоторые современные исследователи все же
принимают эту "Августову" датировку посвящения доспехов Коссом.

62. По версии Цицерона (О своем доме, 86), Сервилий Агала был осужден
народным собранием и отправился в изгнание. По Валерию Максиму (V, 3, 2),
его изгнание было добровольным. Историчность народного трибуна Спурия
Мелия, пытавшегося восстановить доброе имя своего тезки или родственника
(убитого Сервилием Агалой - см. выше, гл. 14) подвергалась сомнению.

63. О дуумвирах по священным делам см.: примеч. 22 к кн. III.

64. Обет о постройке храма Квирива был дан в 325 г. до н.э., возведен и
освящен этот храм был лишь в 293 г. до н.э. (Плиний. Естественная история,
VII, 213). Однако вполне вероятно, что на этом месте находилось более
древнее святилище Квирина (Плиний. Естественная история, XV, 120; Фест,
303L.). Совещания сената могли происходить в любом освященном авгурами
здании. Выбор в данном случае храма Квирина может объясняться его
местоположением - близостью к Квиринальским воротам и, соответственно, к
театру военных действий.

65. "Общественное здание" (Villa publica) было построено в 435 г. до н.э.
на Марсовом поле, недалеко от Фламиниева цирка. Впоследствии Villa publica
перестраивалась, ее размеры увеличивались (194 и 34 гг. до н.э.), она стала
постоянным местом проведения ценза и набора войска. Здесь же помещались
авгуры во время народных собраний.

66. Об этрусском двенадцатиградье см.: примеч. 40 к кн. I. Собрания этого
союза происходили у святилища Волтумны (видимо, на территории Вольсиний). В
Волтумне принято видеть богиню - женский аналог бога Вортумна (Вертумна).
Но существует и мнение, что это просто другая форма имени того же бога (у
этрусков были мужские имена с окончанием -а). Варрон (О латинском языке, V,
46) называет Вортумна главным богом этрусков. Пропорций (I в. до н.э.)
говорит о вольсинийском происхождении Вертумна (Элегии, V, 2, 4) и связывая

Страницы: «« « 122   123   124   125   126   127   128   129   130  131   132   133   134   135   136   137   138   139   140  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тит Ливий, История Рима с основания города