|
Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Диво Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 233 Размер файла: 1591 Кб Страницы: «« « 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 » »» в душе оставался ребенком, его сердце было пронизано красками, но никто
этого не должен знать, все равно ведь никто не поймет и не поверит.
- Мне сказали: оружным не велено, - продолжал Лучук с видимой обидой в
голосе.
И лишь теперь Сивоок наконец начал возвращаться на землю, отчетливо
увидел калек и нищих, юродивых и бесноватых, увидел обиженную рожицу
товарища, ему жаль стало Лучука, захотелось, чтобы и тот ощутил то же
самое, что ощутил он сам; Сивоок заговорщицки отвел побратима чуточку в
сторону, дальше от гама и сутолоки, предложил:
- Дай подержу лук и стрелы, а ты пойди посмотри.
- Не хочу, - ответил Лучук.
- Правда, посмотри, - настаивал Сивоок, - диво великое там. Нигде на
свете такого не узришь.
- Э, да брось ты свою церковь! - отворачиваясь от входа, который
издалека еще больше привлекал своей таинственностью, закричал Лучук. -
Пошли лучше на торг!
- Если б и ты побывал там внутри, - мечтательно промолвил Сивоок.
- Хватит и одного из нас! - уперся Лучук. - А мне хочется на торг.
Есть хочу и пить. А ежели хочешь, то еще раз пойди в церковь, а я подержу
твою дубину, чтоб не носил ее под корзном. Тяжела же она, ей-же-ей!
Сивоок молча пошел к воротам, над которыми вызванивали медные
колокола. От разговора сам раскачивался, подобно колоколам, боялся, что
вместе с пустыми словами вытряхнется у него из сердца все то, что так
нежданно-негаданно вошло в него, поэтому без лишних слов удовлетворял
желание Лучука; они прошли под колоколами, возвышавшимися над воротами, по
протоптанной бесчисленным множеством ног тропинке пробрались вдоль ограды к
тому месту, где летели из-за нее медные кони, и свернули на главный
киевский - Бабий торжок.
Давка, крик, конское ржание, скрипение возов, выкрики вооруженных
всадников, клекот разных голосов и разных языков, гоготанье и кудахтанье
птицы, визжание свиней, звяканье и бренчание, цоканье и бормотание, брань и
свист, топот и визг, пение и гусельное гудение, запахи скоры и меда,
заморские ароматы и дурманящий дух жареного мяса, неистовая пестрота земли,
вод и дебрей, проклятья и лесть, угрозы и мольбы, хвастовство и уныние, а
над всем - вранье, обман, плутовство, на тебе, боже, что мне негоже, ежели
не я тебя, то ты меня... Но хлопцы были еще слишком неопытны, слишком мало
еще они терлись среди хитрого городского люда, чтобы постичь все
многообразие торга и проникнуть в его глубочайшие основы. Их закрутило,
завертело, подхватило течениями, они тоже разевали рты, таращили глаза,
щупали пальцами, нюхали, пробовали, отведывали, торговались, их тоже
толкали, дергали, приглашали и прогоняли, они чувствовали себя то богачами,
готовыми купить все, что видят глаза, то несчастными лесовиками, которым
никто не уступит и куска хлеба. Они слышали о киевском торге, еще и не
будучи здесь, были приготовлены ко всему, но не к такому. Они то задыхались
от невыносимой давки, от испарений мокрой грязной одежды, от сладковатого
запаха вспотевших тел, то им вдруг хотелось еще глубже проникнуть в дикий
людской водоворот, и они бросались туда стремглав, как в воду, и затем с
трудом выбирались на волю, отфыркиваясь и встряхивая головой. Их носило по
торгу туда и сюда, крест-накрест, и в бурной неразберихе кружило так, что
невозможно было разобраться, где одесную, а где ошуюю, и так в неистовом
блуждании очутились они возле возков, накрытых потемневшими от непогоды
будками, и возов открытых, старых и еще совсем новых, возле которых
хлопотали шустрые медовары и пивовары, вынимали затычки из новых и новых
бочек, подставляли ковши и чаши под тугие струи напитков, подносили питье
толпившимся вокруг торговым людям, умело прятали плату в прочные кожаные
мехи или в замысловатые деревянные сундуки под собой, а вокруг чернели
открытые рты, посверкивали белые зубы, макались в густые меды черные, рыжие
и русые бороды и усы, текло по бородам, попадало в рты и не попадало, и
свет тут шел в круговорот, свет тут был веселый, беззаботный, добрый и
щедрый.
- А ну-ка! - крикнул кто-то хлопцам, как только их затянуло в веселый
круг. - Меду или пива?
Они и опомниться не успели, как очутились рядом с дровосеком, который
держал обеими руками огромный деревянный ковш, наполненный зеленоватым
густым напитком, плавал в нем усами и бородой, пускал пузыри, отрывался на
миг, чтобы крикнуть что-то веселое и глуповатое, снова приникал к ковшу.
- Пива дай отрокам! - велел он кому-то возле бочек, и тот "кто-то"
мигом сунул обоим в руки по изрядной кружке просяного пива, а дровосек
одной рукой развернул свой мех, показал кусок копченки, надломленную
ковригу хлеба, подмигнул: берите, мол. Лучуку не нужно было повторять
приглашения, он вынул нож, отрезал два куска копченки, один дал Сивооку, а
в другой мигом вцепился зубами, потом отпил большой глоток пива, засмеялся,
подпрыгнул от удовольствия:
- А вкуснота-то какая!
Сивоок молча ел, осторожно попивал из кружки. Вновь перед глазами у
него встала церковь Богородицы, он снова был среди вишневого мрака, в
свечении красок его родной земли, его неомраченного детства.
- Где были? - кричал дровосек, хотя стоял рядом.
- В церкви, - пробормотал Лучук. - Сивоок все видел. И медных коней с
двумя идолами голыми видел. И колокола. Скажи, Сивоок.
Сивоок молча жевал мясо.
- Не было здесь ничего, - ближе придвинулся к ним дровосек. Он вытер
усы и бороду, лицо его снова обрело хитрое выражение, как тогда, у ворот;
веселое опьянение начисто исчезло. - Когда я был таким малым, как вы, а
может, немного больше или меньше, кто же знает, какие вы есть, так не было
в Киеве церквей, а на том бугре, где теперь деревянная церковь Василия
святого (потому как князь Владимир, приняв крест, взял себе имя Василий,
как у ромейского императора), то там когда-то стояли наши боги. Перун,
целый из бревна, привезенного из дубравы приднепровской, а голова у него
серебряная, а ус золотой, и еще были Хорс, Дажбог, Стрибог, и Симаргл, и
Мокош. Поклонялись им киевляне, плясание, пение творили, зелье несли к
богам, яства и пития вельми и справляли праздники великие на бугре возле
богов, тогда было великое чревоугодие, и может, и наши боги наедались и
напивались еще больше, чем мы, потому как веселые это были боги, а что уж
мудрые - и говорить не приходится! Ну, а в какое-то там лето пошел князь
Владимир на ятвигов, и побил их, и пришел с дружиной в Киев, и было великое
веселье и поклонение богам нашим, и люду сошлось видимо-невидимо, и все
были такие, как вот я теперь и вы. А мне было, почитай, столько, как вам,
лет, а может, меньше, а то и больше, потому как и вы, вишь, один мал да
невзрачен, а другой - как молодой тур, разве тут разберешь. Пировали, пили
Страницы: «« « 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |