|
Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Диво Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 233 Размер файла: 1591 Кб Страницы: «« « 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 » »» Камеры в катакомбах, мол, украшались точно так же, как и вообще тогда
украшались живописью различные помещения (к примеру, в Помпеях, где это
можно проследить наиболее отчетливо: стены разделялись линиями и
обрамлениями на разные поля, а уже эти последние оживлялись мифологическими
фигурками. С этими чисто языческими декоративными схемами переплетались
христианские мотивы, многочисленные символы и намеки, молельщики Оранты и
другие фигуры, а также маленькие библейские сцепки по выбору, влияние на
который оказывала литургия мертвых).
Взгляды эти были ошибочными, к тому же принадлежали они вовсе не
профессору Шнурре, а немецкому ученому Вильперту, который еще в 1903 году
издал во Фрейбурге прекрасные цветные таблицы "Живопись катакомб Рима" и
тогда же высказал свои соображения об этой живописи, которые теперь
повторял профессор Шнурре, повторял во всей ошибочности, однако "забыв"
упомянуть при этом о подлинном авторе.
Свое письмо в редакцию журнала профессор Отава так и начал: "Еще
Вильперт..."
И именно эта первая фраза в публикации затерялась. Редакция напечатала
существенные возражения киевского профессора, а чтобы хоть как-то оправдать
свой поступок в отношении первой фразы, в конце было дано примечание, что,
вероятно, киевский коллега в своих исследованиях пользовался недостаточно
выразительными материалами и не имел под рукой прекрасных таблиц Вильперта,
а потому, мол, профессор Адальберт Шнурре любезно согласился подарить
своему оппоненту экземпляр фрейбургской публикации, за что редакция
приносит ему глубочайшую благодарность.
В самом деле, на киевский адрес Отавы пришла бандероль, в которой он
нашел таблицы Вильперта и необыкновенно вежливое письмо от профессора
Шнурре, извинявшегося за бестактность журнала и просившего принять этот
искренний подарок от него как залог их творческой дружбы, эт цетэра, эт
цетэра, эт цетэра ______________
Пришлось поблагодарить Адальберта Шнурре, хотя, конечно, профессор
Отава отметил, что таблицы Вильперта он имел в своем распоряжении и ранее,
кроме того, в Москве есть чудеснейшие акварели Реймана, дающие намного
лучшее представление о характере катакомбной живописи, чем публикация
Вильперта. И быть может, именно благодаря этим акварелям он пришел к выводу
о резком отличии между характером искусства катакомб и помпейской
стенописью.
Так произошло раздвоение спора, его расщепление на часть видимую,
публикуемую и дальше в квартальнике, и невидимую, замкнувшуюся в переписке.
В журнале профессор Шнурре снова и снова говорил о непрерывности
развития искусства, категорически отбрасывал понятие "новое искусство" на
том основании, что всякое так называемое "новое искусство" гнездится в
старом, выходит из него большинством своих элементов, рождается в старом,
как ребенок в материнском лоне. Так из греческого вышло искусство Рима, а
уже последнее родило искусство христианское. С другой стороны, можно
проследить весьма любопытное соответствие между расцветом искусства и
расцветом государства. И если расцвет одного строя автоматически
перечеркивает все достижения предыдущего, как было с греками, римлянами, а
потом с христианскими императорами, то искусство, которое гармонически
отображает величие власти, подчиняется существующей власти, рождается из
искусства власти отброшенной, уничтоженной. Это вечный парадокс искусства,
и ученые должны примириться с ним.
Профессор Отава и в мыслях не допускал разделять взгляды своего
марбургского коллеги. Да и почему? Разве расцвет греческого искусства не
относится к началу политического упадка некогда могущественной Греции?
Разве Платон, стремившийся сконструировать теорию идеального государства,
не объявил художников "сверхкомплектными гражданами" и не добивался
остракизма всех подлинно талантливых художников?
Где же тут гармония между властью и искусством, где соответствие их
развития? Если взять греков и римлян, то при беглом взгляде в их искусстве
вроде бы в самом деле прослеживается непрерывность развития. Но это только
в отдельных элементах. Рассматривая целое, нетрудно заметить полную
несхожесть, даже кричащее противоречие. Если у греков - абсолютный разрыв
между властью и искусством, то искусство императорского Рима почти целиком
порождено властью. Оно черпало все свое вдохновение, величие и чванство во
власти. Рим господствовал над миром, он стремился противопоставить
греческому научно-эстетическому восприятию жизни другое, которое
базировалось на власти, государственном авторитете и правовом порядке.
Поэтому появляются такие сооружения, как термы Тита, пристройки Домициана к
императорскому дворцу на Палатине, дом Флавиев - гигантские залы, целые
комплексы невиданных сводчатых помещений. Искусство словно бы ощущало
избыток скрытых сил, которые хотя и господствуют, но уже ведут к гибели.
Рвутся все гармонические связи, пропорции вырастают до гигантских размеров.
Взять хотя бы арки Траяна в Анконе и Тимгаде, сооруженные Адрианом
городские ворота в Адалии, Диоклетианов дворец в Сплите, строения в Герате,
Пальмире, храм в Баальбеке с его невиданно гигантскими колоннами и
скульптурными рядами, где скульптуры расположены в два этажа. Нарушается
взаимодействие между архитектурными формами и окружающим простором, и, как
кульминация этого разрыва, истолковываемого с почти примитивной
ограниченностью, выдумывается триумфальная колонна, которая уже ничего не
поддерживает, не имеет отношения к какому-либо сооружению и даже не
пронизывает пространство, как это мы видели на примере египетских
обелисков, а призвана служить дифирамбической, пропагандистской идее.
И в то время как наверху утопал в роскоши и излишествах императорский
Рим, внизу, в сухих каменистых подземельях, рождалось нечто новое,
всемогущее, как эти фигуры орант с молитвенно поднятыми руками. Бойтесь
поднятых в молитве рук! Рука поднятая - рука действующая, рано или поздно
такая рука упадет вниз. А падающая десница если и не карающая, то
непременно дерзкая, угрожающая.
Рождается искусство совершенно новое, непохожее на какое-либо из
существовавших прежде.
Против тяжеленных идолов, гармонических героев и самодовольных, буйных
в своей плотской силе богов здесь выступает бесплотная духовность, легкая
окрыленность духа. Плоские, лишенные малейших намеков рельефности фигуры
формируются, возникают из стен, будто тени или привидения, будто
сконденсированные молитвы. Цель живописи - не давать глазам любоваться,
роскошествовать, а призывать к молитве и поднимать души в ожидании
предначертанного человечеству исцеления от грехов и страданий. Поэтому
Страницы: «« « 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |