Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Диво

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 233
Размер файла: 1591 Кб
Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»

пережитки,  называющиеся  традицией!  Мы  должны  заявить,  что  от рождения
Иисуса  Христа в мировом искусстве господствовала лишь одна традиция, и та -
еврейски-упадочническая.   Наконец  мы  можем  очистить  искусство,  создать
совершенно   новое,  по-настоящему  высокое,  невиданное.  Кто-нибудь  хочет
возразить?
     Конечно,  каждый  из  них  мог  бы возразить. Хотя бы ссылаясь на имена
великих  немцев,  известные  всему  человечеству.  Хотя бы указав профессору
Шнурре   на  невероятную  путаницу  в  его  разглагольствованиях.  Хотя  бы,
наконец,  плюнув  ему  в  рожу  уже  только за одно то, что он надел на себя
мундир  штурмбанфюрера  (ибо  никто  не  знал еще и о тайной миссии Шнурре в
Киеве).
     Но  эти  измученные,  голодные,  затравленные,  отданные на истребление
люди,  стоявшие  перед  профессором  Шнурре,  думали  в эти минуты о другом,
сосредоточивались  вовсе  не  на  абстрактных  теориях,  а  прежде  всего на
решении   обнаженного  своей  жестокой  откровенностью  вопроса:  кто  кого?
Сердцем  чувствовали,  что фашисты будут разгромлены, верилось только в это,
жилось  только  этой  надеждой,  а  ужасное  бытие  наталкивало на отчаянную
утрату  веры, а в ярах не прекращалась адская трескотня пулеметов-палачей, а
великие   армии  куда-то  откатывались  и  откатывались  на  восток,  и  уже
оккупирована была почти вся Украина и фашисты подходили к Москве.
     Кроме  того,  всем  было  известно,  что  собрали их здесь вовсе не для
дискуссии  с  фашистским профессором на тему из истории искусств, а с твердо
определенной  целью.  Этой целью было: отыскать среди них, выделить из общей
толпы,  из  их  на  первый  взгляд  очень  однообразной,  а  на  самом  деле
разнообразной,  как  всякая  человеческая, среды киевского профессора Гордея
Отаву, который почему-то срочно понадобился оккупантам.
     За  несколько  дней  до  этого их собирали не раз и не два, и начальник
лагеря,  внешне равнодушный, атлетически сложенный офицер, через переводчика
обращался  к  ним  с  такими  словами: "Среди вас находится профессор Гордей
Отава.   Предлагаю   профессору   Отаве   объявиться   лагерному  начальству
добровольно,  при этом обещаю ему сохранение жизни и вполне цивилизованное с
ним   обращение".   Когда   же  профессор  Отава  не  откликнулся  на  такое
предложение,  обращение  к  узникам  обрело  иную  форму:  "Тот,  кто выдаст
лагерному  командованию  профессора Отаву, будет получать улучшенное питание
и  будет  переведен  в  лагерь,  где  есть теплые сухие бараки и постель для
спанья".
     Итак, покажи профессора Отаву - и будешь спать на мягком!
     Однако  любителей  мягкого и сладкого сна что-то не нашлось. Получалось
как-то  так,  что  те,  кто  знал  профессора  Отаву,  не имели ни малейшего
намерения  выдавать  его  фашистам,  а если, возможно, и были в лагере люди,
которые  могли  бы  попытаться выменять лишнюю порцию баланды на профессора,
то  они  ни  сном  ни  духом не ведали, где здесь может скрываться настоящий
профессор,  среди этих немытых, небритых, изможденных оборванцев. А может, и
не  нужно  так  плохо  думать даже о двух-трех из всех заключенных. Ибо хотя
люди  не  святые  и  всяк  хочет  жить,  но  дело с выдачей профессора Отавы
обретало  значение  высшего  принципа,  это была едва ли не единственная для
всех  брошенных  за  проволоку  возможность  доказать  врагу свою твердость,
непоколебимость и, если хотите, презрение.
     Не   дождавшись  ничего  от  своих  узников,  комендант  точно  так  же
равнодушно  дал  время  для  размышления  до  обеда, пригрозив, что в случае
молчания   он   расстреляет  каждого  десятого.  Однако  это  его  заявление
встречено  было  почти  скептически,  если  можно  вообще говорить о наличии
такого  чувства  в  душах измученных и внешне сломленных людей, - коменданту
казалось  даже, что он улавливает то тут, то там улыбки на изнуренных лицах,
и  он  понимал,  что  они  все  прекрасно знают, знают его бессилие что-либо
сделать  с  ними,  чем-либо  запугать их, ибо разве же можно запугать людей,
которые  уже умерли, а все они считали себя мертвыми с той минуты, когда был
захвачен  их  великий город, а сами они были брошены сюда либо сразу загнаны
в глинища яров и расстреляны.
     И  как  ни  пытался  комендант  казаться равнодушным, но не удержался и
тихо  ругнулся, вспомнив святое распятие и еще какое-то довольно абстрактное
понятие,   ибо  очень  хорошо  понимал,  что  даже  свою  теперешнюю  угрозу
осуществить  не  сможет и не расстреляет ни десятого, ни сотого, и вообще ни
одного  из  этого  лагеря  до  тех  пор,  пока  не  выудят отсюда проклятого
советского   профессора,   который  так  срочно  понадобился  штурмбанфюреру
Шнурре,   прибывшему   в   Киев   с   чрезвычайными  полномочиями  во  главе
таинственной эсэсовской команды.
     И  потому,  что профессор Отава не был найден ни до обеда, ни до самого
вечера,  ни  ночью,  хотя  заключенных держали до утра на ногах, не разрешая
никому  даже  присесть,  штурмбанфюрер  Шнурре  появился  ровно через десять
минут  после  начала  апеля, чтобы продемонстрировать свой собственный метод
розыска  профессора  Отавы,  которого  он, к огромному сожалению, никогда не
видел, но которого очень хорошо знал.
     Так  начались  странные  лекции  профессора  Шнурре  на  темы  о  путях
развития  искусства  перед  заключенными  киевского  концлагеря осенью сорок
первого года.
     Если  бы  Адальберт  Шнурре  попытался  читать свои лекции на пустынном
берегу  бушующего  моря,  то  и  тогда  он  мог бы надеяться на какой-то там
отзвук,  ибо  не все его слова тонули бы в разъяренной стихии: все-таки море
что-то    отбрасывало   бы   и   назад.   Если   бы   он   выкрикивал   свои
разглагольствования  прямо  в  глухую  каменную  стену,  то, согласно закону
отражения,  его  крик  возвращался  бы  к  нему,  пускай  и  в  искаженном и
деформированном  виде.  Если  бы кричал он в ночное безмолвное небо, то небо
возвратило  бы  его  выкрики  земле,  а земля прикатила бы их к профессору в
виде эха.
     Но  такой  презрительной глухоты, какую демонстрировали эти люди к речи
профессора, никто не нашел бы ни в живой, ни в неживой природе.
     Они  стояли не мертво - внимательный профессорский глаз это отмечал. То
какое-то  покачивание  время  от  времени  проносилось  по неровной шеренге,
словно  перекашиваемой от боли, и тогда Шнурре знал, что вызывали это не его
высокие  теории,  а  нечеловеческое  изнурение,  и  где-то  в глубине кто-то
должен  был  упасть  на  землю,  но  его поддерживали, одновременно пряча от
цепких  глаз  надзирателей  и  самого "лектора"; кто-то, уже и не скрываясь,
переступал  с  ноги  на  ногу, кто-то смотрел на затянутое облаками киевское
небо,  то  поворачивал  голову к ярам, где с самого утра безумолчно строчили
пулеметы.  Но все это безмолвно, никто не демонстрировал видимого невнимания
получалось  даже  как-то  так,  что  все  смотрели  на профессора Шнурре, не
спуская  с  него  глаз,  следовательно,  у  него  не  было никаких оснований
жаловаться  на  неблагодарность  аудитории,  его  лекции  не  прерывались ни
малейшим  инцидентом;  спокойным  голосом,  не  повышая  тона,  он отчитывал

Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Загребельный Павло, Диво